Литературно-музыкальная композиция по творчеству татарского поэта Мусы Джалиля «Поэты не умирают» для учащихся 7–11 классов

Нина Стрельникова
Литературно-музыкальная композиция по творчеству татарского поэта Мусы Джалиля «Поэты не умирают» для учащихся 7–11 классов

Цели:

• Создать условия для развития чувства патриотизма, привлечь к

поэтическому творчеству, укрепляющему патриотические чувства.

• Воспитывать чувство гордости и уважения к прошлому своего Отечества

• Развивать универсальные учебные компетентности.

Задачи:

• образовательные: продолжать знакомство с историей ВОВ; формировать представления о воинском долге и верности Отечеству; познакомиться с личностью и творчеством Мусы Джалиля.

• развивающие: развивать навыки выразительного чтения, обогащать словарный запас, развивать навыки публичного выступления, умения работать с Интернет-ресурсами;

• воспитательные: приобщить к героическому прошлому нашего народа, побуждать детей к изучению истории страны.

Оформление помещения:

1. Плакаты, рисунки, изготовленные силами учащихся по теме композиции.

2. Свечи

3. Световое оформление

4. В середине сцены экран для демонстрации слайдов

Техническое оснащение:

1. Компьютер

2. Мультипроектор

3. Микрофоны

Ход мероприятия:

Вступление

Слайд №1

Учитель: 29 апреля 1945 года к 11 часам утра соединения 79-го стрелкового корпуса, наступавшего на рейхстаг, вышли на рубеж улиц Ратеноверштрассе и Турмшграссе. Сквозь дым разрывов и пожарищ впереди показалось большое серое и мрачное здание за высокой кирпичной оградой. Поверх стены — колючая проволока. Маленькие подслеповатые окна забраны железными прутьями. Тюрьма Моабит. На оперативной карте Берлина она значилась под номером 115 и имела форму многолучевой звезды неправильной формы.

Слайд № 2

Когда передовые соединения корпуса ворвались во двор тюрьмы, там уже никого не было — ни охраны, ни заключенных. Ветер носил по двору мусор и обрыв-ки бумаг. Сваленные в кучу, догорали какие-то папки. Под ногами хрустело разбитое стекло. Одно крыло четырехэтажного тюремного здания было разрушено прямым попаданием авиабомбы. Из-под груды битого кирпича и обломков шел кисловатый дым.

Одно из подразделений 79-го корпуса расположилось во дворе тюрьмы. И тут, среди разбросанных взрывом книг тюремной библиотеки, один из бойцов заметил клочок бумаги, вырванный из какой-то книги. На нем было написано по-русски:

«Я, известный поэт Муса Джалиль, заключен в Моабитскую тюрьму как пленный, которому предъявлены политические обвинения, и, наверное, буду скоро расстрелян. Если кому-нибудь из русских попадет эта запись, пусть передадут привет от меня товарищам-писателям в Москве».

Собравшись вместе, бойцы читали эту записку, передавали из рук в руки. В подразделении нашлись и татары, хорошо знавшие имя Джалиля. Записку послали в Москву, в Союз писателей, на имя Александра Фадеева. В сопроводительном письме бойцы обещали отомстить фашистским гадам за гибель советского поэта. Так на Родину пришла первая весть о Мусе Джалиле.

В один из весенних дней 1946 года в Союз писателей Татарии зашел плечистый черноволосый человек, который принес маленький пакет, завернутый в красную бума-гу, и попросил перепечатать его содержимое. В свертке оказалось два блокнота. Один совсем крошечный, сшитый из разрозненных клочков бумаги и густо забитый убористым арабским шрифтом. Второй — чуть больше по размеру, фабричного производства, с твердыми коричневыми корочками. На последней страничке первого блокнота было написано:

«К другу, который умеет читать по-татарски: (это написал известный татарский поэт Муса Джалиль. Он в 1942 году сражался на фронте и взят в плен. В плену испытал все ужасы, прошел через сорок смертей, затем был привезен в Берлин. Здесь он был обвинен в участии в подпольной организации, в распространении советской пропаганды и заключен в тюрьму. Его присудят к смертной казни. Он умрет. Но у него останется 115 стихов, написанных в плену и в заточении. Он беспокоился за них, поэтому из 115 старался переписать хотя бы 60 стихотворений). Если эта книжка попадет в твои руки, аккуратно, внимательно перепиши их набело, сбереги их и после войны, сообщи в Казань, выпусти их в свет, как стихи погибшего поэта татарского народа. Таково мое завещание. Муса Джалиль. 1943. Декабрь».

Стихи произвели на всех огромное впечатление. Машинистка долго не могла закончить работу: ее душили слезы. Те, кому довелось первыми ознакомиться с этой тетрадкой, вошедшей в историю литературы под названием первой Моабитской тетради, рассказывают, что их больше всего поразило спокойное мужество поэта, его неугасимая вера в победу.

Основная часть

Слайд №3

1 ученик: Муса Мустафович Залилов (в литературе это имя известно как Муса Джалиль) родился в 1906 году в деревне Мустафино Оренбургской губернии в бедной многодетной семье. Муса с детства отличался своей любознательностью и интересом к книгам. Он много читал, под диктовку безграмотных писал письма на фронт татарским солдатам и частенько эти письма совершенно незнакомым людям заканчивались стихами самого Мусы.

2 ученик: Его первое стихотворение появилось в 1919 году, когда мальчику исполнилось 13 лет. Стихотворение было напечатано на страницах фронтовой газеты «Красная звезда», которая издавалась в Оренбурге. Стихотворение называлось «Счастье».

Былые невзгоды,

И беды, и горе

Промчатся, как воды,

Забудутся вскоре.

Настала минута,

Лучи засияли,

И кажется, будто

Не знал ты печали.

Но ввек не остудишь

Под ветром ненастья,

Но ввек не забудешь

Прошедшего счастья.

Живете вы снова,

И нет вам забвенья,

О счастья людского

Часы и мгновенья!

3 ученик: Пафос стихотворения – страстная готовность к борьбе за советскую власть. Стихотворение напоминает клятву и как бы намечает дальнейший путь в жизни поэта и его раннюю героическую гибель.

В 1920 году Муса с помощью своего бывшего учителя поступает в военное училище Оренбурга, но тяжёлая болезнь не позволяет ему продолжить обучение.

Тяжело переболев осень, поправившись, Муса поступает в Татарский Институт Народного Образования. Там он много занимается поэзией, создаёт целый цикл патриотических стихотворений. Основным мотивом в этих стихах проходит мысль о готовности отдать жизнь за счастье народа:

Смело бейся за правое дело,

В Битве жизни своей не жалей.

Быть героем – нет выше удела!

Быть рабом – нет позора черней!

4 ученик: В 1922 году Муса Джалиль приезжает в Казань, где поступает на работу в газету. Активно участвует в литературных объединениях города, периодически печатается на страницах татарских газет и журналов.

В 1925 году выходит в печать первый сборник 19-ти летнего поэта под названием «Идём». Летом же этого года Джалиль заканчивает обучение на рабфаке. Поэт целиком окунается в комсомольскую работу, много ездит по области Оренбурга, познаёт жизнь, раздумывает, и все эти жизненные впечатления стихотворной строкой ложатся на бумагу.

Летом 1927 года Муса поступает на литературный факультет Московского университета, в это же время работает редактором детских журналов, создаёт новый сборник, много пишет, занимается общественной работой. После окончания университета в 1931 году остаётся работать в Москве.

Первый и единственный сборник стихотворений Мусы Джалиля на русском языке был издан в 1935 году. В него вошли лучшие произведения поэта. Одно из них стихотворение «Комсомольцам»:

В зеленых юнгштурмах вас вижу я снова

На талии туго затянут ремень,

Вы схожи с огромным бором сосновым,

Стозвонно поющим в ветреный день.

Вас буря хотела сломить, и метели

На вас подымали седые снега.

Но вы не сгибались, но вы не слабели,

С открытою грудью встречая врага.

Прорывы в строю заполняя собою,

На фронте войны и на фронте труда,

Вы - конница наша, застрельщица боя,

Победно сражающаяся всегда.

Растите ж в борьбе и в работе упорной

На стройке заводов, на пахоте сел!

Грозою весенней, будящей зерна,

По пашне всемирной шагай, Комсомол!

5 ученик: Нельзя читать без волнения его строки о смысле жизни, о великом пафосе борьбы за счастье людей, о том, что борец за идею презирает смерть, становится сильнее и выше смерти.

С 1939 по 1941 год Муса Ждалиль возглавляет Союз писателей Татарии. Он много выступает перед творческой интеллигенцией, пишет статьи, откликается на новые произведения своих товарищей. Так проходят напряженные дни, трудовые будни поэта. Но его ждут тяжелые испытания – впереди у поэта – как и у всего нашего народа – война 41-го года.

Слайд №4. Пауза

6 ученик: Слайд №5

Осенью 41 года Муса уходит на фронт, а в 1942 на Волховском фронте, тяжело раненный, не способный к сопротивлению, старший политрук Муса Джалиль попал в лапы гитлеровцев. В стихотворении «Прости, родина!» он писал:

Слайд №6

Прости меня, твоего рядового,

Самую малую часть твою

Прости за то, что я не умер

Смертью солдата в жарком бою.

Судьба посмеялась надо мною:

Смерть обошла - прошла стороной,

Последний миг - и выстрела нет

Мне изменил мой пистолет.

7 ученик: Находясь в плену, Муса Джалиль не падал духом сам и своими стихами поддерживал других:

Знаю, в песне есть твоей, джигит,

Пламя и любовь к родной стране.

Но боец не песней знаменит:

Что, скажи, ты сделал на войне?

Встал ли ты за родину свою

В час, когда пылал великий бой?

Смелых узнают всегда в бою,

В горе проверяется герой.

Бой отваги требует, джигит,

В бой с надеждою идет, кто храбр.

С мужеством свобода, что гранит,

Кто не знает мужества - тот раб.

Не спастись мольбою, если враг

Нас возьмет в железный плен оков.

Но не быть оковам на руках,

Саблей поражающих врагов.

Если жизнь проходит без следа,

В низости, в неволе, что за честь?

Лишь в свободе жизни красота!

Лишь в отважном сердце вечность есть!

Если кровь твоя за родину лилась,

Ты в народе не умрешь, джигит.

Кровь предателя струится в грязь,

Кровь отважного в сердцах горит,

Умирая, не умрет герой,

Мужество останется в веках.

Имя прославляй свое борьбой,

Чтоб оно не молкло на устах!

Слайд №7

8 ученик:

Тяжёлый кошмар фашистского концлагеря не сломил поэта. С большим риском для жизни он создаёт подпольную антифашистскую организацию. Под руководством Джалиля устраивались побеги пленных из концлагеря, распространялись листовки и патриотические стихи, сочинённые Джалилем. Он по-прежнему оставался пламенным патриотом в застенках врагов:

Я бы саблю в руки взял,

Карабин свой верный взял.

Край любимый мой, тебя

Защитил бы я, любя.

9 ученик: В начале 1943 года немцы пытались из пленных бойцов нерусской национальности сформировать легионы для отправки на фронт против советский войск, но этим умело воспользовались подпольщики. Они, возглавляемые Джалилем, вели разъяснительную работу и подготавливали легионы к восстанию. Около Гомеля, когда до линии фронта оставалось недалеко, пленные перебили охрану, немецких офицеров и присоединились к партизанам. Побеги из лагеря повторялись всё чаще, готовился крупный побег, среди бежавших должен был быть Джалиль. Но предатель прервал все планы. Советский поэт Мусса Джалиль был схвачен, подвергнут пыткам и отправлен в немецкую тюрьму Моабит. Позже ему и другим подпольщикам был выписан смертный приговор. В стихотворение «Мой друг» своему другу, детскому писателю Алишу он писал:

Мой друг, ведь наша жизнь - она лишь искра

Всей жизни родины, страны побед.

Пусть мы погаснем от бесстрашной смерти,

В отчизне нашей ярче вспыхнет свет.

10 ученик: И Джалиль, истерзанный, но сильный духом, с величайшим упорством и отвагой продолжал бороться. Жестокость эсесовцев, кошмар тюремной жизни, даже приговор о смертной казни не были в силах сломить его волю к сопротивлению.

Слайд №8

«…Я не боюсь смерти. Это не пустая фраза. Когда мы говорим, что мы смерть презираем, это на самом деле так… Есть жизнь после смерти, в сознании, в памяти народа. Если я при жизни делал что- то важное, бессмертное, то это я заслужил эту другую жизнь - «жизнь после смерти»… Цель-то жизни в этом и заключается: жить так, чтобы после смерти не умирать

Из письма жене в 1942 году.

11 ученик: Поэт – герой презирал врагов:

Слайд №9

Не преклоню колен, палач, перед тобой,

Хотя я узник твой, я раб в тюрьме.

Придет мой час – умру. Но знай: умру я стоя,

Хотя ты голову отрубишь мне, злодей!

12 ученик: Стихи М. Джалиля, написанные в Моабитской тюрьме, наполнены жаждой свободы и призывом к борьбе. В камере Муса находился некоторое время с бельгийским антифашистом Тиммермансом. С огромным риском для себя этот скромный человек спас один из блокнотов Джалиля и сохранил стихи поэта для нас. А вот что писал Джалиль для своего друга в канун Нового года:

Здесь нет вина. Так пусть напитком

Нам служит наших слез вино!

Нальем! У нас его с избытком.

Сердца насквозь прожжет оно.

Быть может, с горечью и солью

И боль сердечных ран пройдет.

Нальем! Так пусть же с этой болью

Уходит сорок третий год.

Уходишь, борода седая,

Навеки землю покидая?

Ты крепко запер нас в подвал.

Прощай! На счастье уповая,

Я поднимаю мой бокал.

Довольно жизням обрываться!

Довольно крови утекло!

Пусть наши муки утолятся!

Пусть станет на душе светло!

Да принесет грядущий Новый

Свободу сладкую для нас!

Да снимет с наших рук оковы!

Да вытрет слезы с наших глаз!

Согрев целебными лучами,

Тюремный кашель унесет!

И в час победы пусть с друзьями

Соединит нас Новый год!

Пусть будут жаркие объятья

И слезы счастья на очах!

Пускай в честь нас печет оладьи

В родном дому родной очаг!

Да встретятся жена и дети

С любимым мужем и отцом!

И чтобы в радостной беседе,

Стихи читая о победе

И запивая их вином,

Истекший год мы провожали

И наступающий встречали

За пышным праздничным столом.

13 ученик: Все, кто встречался с поэтом в лагерях и тюрьмах, отмечают спокойную уверенность и великую силу духа. В тюрьме, зная свой приговор и неизбежность смерти, поэт писал на крохотных листочках стихи о победе и вере в неё, беспокоился о том, чтобы его стихи попали к людям и рассказали о великом мужестве антифашистов. В маленькие листочки Моабитских тетрадей вложена глубокая и сильная любовь поэта – сына к родине.

Поэт верил, что его стихи, в которые он вложил всю силу своего таланта, не должны погибнуть: они должны дойти до родины как завещание:

Как увядший цветок в забытьи,

Я под снежной засну пеленою,

Но последние песни мои

Расцветут в вашем сердце весною.

14 ученик: Слайд №10

25 августа 1944 года 12 человек Маобита были вызваны на рассвете немецкими жандармами. Камеры заключенных антифашистов, среди которых был Джалиль, опустели. Приговор был приведен в исполнение.

15 ученик: Как и предполагал поэт, стихи его долгое время возвращались на родину, и только в 1953 году в «Литературной газете» появилась первая заметка о трагической участи Джалиля, о стихах, написанных им в Моабите.

Слайд № 11

Как теперь известно, всего было три тетради, исписанные поэтом. Но до нас дошли и сохранились только две из них. Место нахождения третьей тетради до сих пор неизвестно.

Слайд №12

Первая тетрадь содержит 62 стихотворения и два фрагмента, вторая – 50 стихотворений. Таким образом, моабитский цикл содержит 92 стихотворения и 2 отрывка.

Первую тетрадь вынес из Моабитской тюрьмы бывший узник Нигмат Терегулов. Вторую тетрадь, написанную латинским шрифтом, Муса передал соседу по камере, бельгийскому патриоту Андре Тиммермансу

Слайд №13

«В плену и в заточении за период с сентября 1942 по ноябрь 1943 создано 124 стихотворений, но на чем их писать? Умирают вместе со мной. М. Джалиль». Так было написано на одной из страниц «Моабитской тетради»

Слайд №14

«Моабитска тетрадь» - памятник себе, созданный самим поэтом – героем, и памятник всем погибшим в великой войне с фашизмом.

Как волшебный клубок из сказки,

Песни на всем моем пути.

Идите по следу до самой последней,

Коль хотите меня найти.

16 ученик: Слайд №15

Татарскому поэту Мусе Джалилю за человеческий и поэтический подвиг в 1956 году было присвоено звание Героя Советского Союза, посмертно.

Заключение

17 ученик:

Слайд №16

Песня меня научила свободе,

Песня борцом умереть мне велит.

Жизнь моя песней звучала в народе,

Смерть моя песней борьбы прозвучит.

Слайд №17

Он был просто поэтом, любящим мужем и заботливым нежным отцом для своей маленькой дочери Чулпан. Но пришёл час и все силы, мужество и талант подняли простого человек на большую высоту гражданственности и патриотизма. Муса Джалиль стал символом веры, любви и несломленного духа ни при каких условиях. Стихи продолжают жить, значит, поэт бессмертен.

Слайд №18

Песни, в душе я взрастил ваши всходы,

Ныне в отчизне цветите в тепле.

Сколько дано вам огня и свободы,

Столько дано вам прожить на земле!

Вам я поверил свое вдохновенье,

Жаркие чувства и слез чистоту.

Если умрете - умру я в забвенье,

Будете жить - с вами жизнь обрету.

В песне зажег я огонь, исполняя

Сердца приказ и народа приказ.

Друга лелеяла песня простая.

Песня врага побеждала не раз.

Низкие радости, мелкое счастье

Я отвергаю, над ними смеюсь.

Песня исполнена правды и страсти -

Тем, для чего я живу и борюсь.

Сердце с последним дыханием жизни

Выполнит твердую клятву свою:

Песни всегда посвящал я отчизне,

Ныне отчизне я жизнь отдаю.

Пел я, весеннюю свежесть почуя.

Пел я, вступая за родину в бой.

Вот и последнюю песню пишу я,

Видя топор палача над собой.

Песня меня научила свободе,

Песня борцом умереть мне велит.

Жизнь моя песней звенела в народе,

Смерть моя песней борьбы прозвучит.

Данная музыкальная композиция разработана в соавторстве с преподователем литературы и русского языка Мошкиной Еленой Михайловной.

Список литературы

1. Джалиль М. Красная ромашка // Избранное. - Казань: Татарское книжное издательство, 1981 - 250 с.

2. Мустафин Р. По следам оборванной песни //Приложение к журналу «Дружба народов». - М.: Известия, 1974 - 179 с.

3. http://tfilm.co/21847-moabitskaya-tetrad.html - фильм «Моабитская тетрадь»

4. http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2011/11/29/prezentaziya-k-105-letiyu-so-dnya-rozhdeniya-mdzhalilya - презентация

5. http://ppt4web.ru/literatura/musa-dzhalil.html - презентация

6. https://www.google.ru/search?q=ютуб+стихи+М. Джалиля&;rlz=1C1GGRV_enRU751RU751&oq=ютуб+стихи+М. Джалиля&;aqs=chrome. 69i57.10642j0j7&sourceid=c – стихи Мусы Джалиля.

Приложение

Презентация - 18 слайдов

Публикации по теме:

Литературно-музыкальная композиция «Аткарские розы» Литературно-музыкальная композиция «Аткарские розы» Звучит музыка. Выходят девочки-розы. Выполняют движения. Фея цветов: (говорит слова.

Литературно-музыкальная композиция к 9 Мая «Военные танкисты» Сценарий литературно-музыкальной композиции «Военные танкисты». Цель: развитие творческих и музыкальных способностей; гражданско-патриотическое.

Литературно-музыкальная композиция «Мама — прекрасное слово» Вступительная музыка Учитель: Мама! Самое прекрасное слово на земле - мама. Это первое слово, которое произносит человек, и оно звучит на.

Литературно-музыкальная композиция «Небо выбрало нас» Сценарий литературно-музыкальной композиции «Небо выбрало нас» танец «Вальс» звук сирен, танец с чёрной тканью. За кулисами: Великая.

Литературно-музыкальная композиция «Никто не забыт и ничто не забыто» к празднику 9 мая для старшего дошкольного возраста Цель праздника: 1. Знакомство с государственным праздником Днём Победы. 2. Приобщение к культурному наследию народа, воспитание в детях.

Литературно-музыкальная композиция «Победа в сердце каждого» Литературно-музыкальная композиция «ПОБЕДА В СЕРДЦЕ КАЖДОГО» Цель: Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста Задачи: • Способствовать.

Музыкальная развлекательная программа «Музыкальный турнир» для учащихся 4–6 классов Музыкальная развлекательная программа «Музыкальный турнир». 2012 г (для 4 – 6 классов) Сегодня мы отправляемся в музыкальный мир, мир весёлый.

Пасхальная литературно-музыкальная композиция ПАСХАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ДЕТИ ПОД МУЗЫКУ ВХОДЯТ В ЗАЛ Ведущий. К нам пришел.

Театрализованная литературно-музыкальная композиция «Российскому казачеству посвящается» .

Экологическая литературно-музыкальная композиция «Давайте сохраним» Эссе Давайте сохраним (Слайды с красивой природой и пением птиц) Есть просто храм, Есть храм науки, А есть еще природы храм – С лесами,.

Библиотека изображений:
  • Дикие животные
  • Рисование
  • Рисование
Автор публикации:
Литературно-музыкальная композиция по творчеству татарского поэта Мусы Джалиля «Поэты не умирают» для учащихся 7–11 классов
Опубликовано: 14 ноября 2017 в 18:47
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект НОД во второй младшей группе «Ёжики в осеннем лесу» (коллективная работа)
Как же прекрасна осень! Каждый раз это время года представляется в совершенно новом цвете. Несмотря на то, что вся природа снижает свою активность и...
Городецкая роспись
Декоративное рисование, развитие детского творчества. Знакомство с Городецкой росписью. Рассматривание альбома, изделий, беседы. - Продолжать...
Сценарий досуга «Музыкальные загадки». Встреча с музыкой композитора В. Шаинского
Дети старших групп входят в зал под музыкальное сопровождение « Если с другом вышел в путь» ( сл. М Танича) Ведущий- Ребята, сегодня на нашей...
Отчет о конкурсе «Мы за мир, мы против терроризма»
Терроризм в наши дни стал общественно-политической проблемой номер один, поскольку его масштабы приобрели по истине глобальное значение, Россия в борьбе с...
Конспект занятия по окружающему миру в средней группе «Домашние животные»
Цель: выявление, обогащение и закрепление знаний детей о домашних животных. Задачи: - систематизировать знания детей о домашних животных. - расширить и...