Папки-передвижки

Урок по литературному чтению в 3 классе «Русская народная сказка «Сивка-Бурка»

Пурклова Наталья Сергеевна
Урок по литературному чтению в 3 классе «Русская народная сказка «Сивка-Бурка»

Тема: Русская народная сказка «Сивка- Бурка»

Цели: познакомить детей с произведением устного народного творчества «Сивка-Бурка».

Планируемые результаты:

Предметные УУД:

1. Понимание литературы как средства сохранения и передачи нравственных ценностей;

Публикация «Урок по литературному чтению в 3 классе „Русская народная сказка „Сивка-Бурка“» размещена в разделах

2. Понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; формирование потребности в систематическом чтении;

3. Развитие умения находить в тексте слова, предложения для характеристики событий, места действия и передавать последовательность сюжета, описывать героев.

Метапредметные:

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Коммуникативные УУД:

1. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Регулятивные УУД:

1. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

Личностные УУД:

• Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

• Формирование представлений о красоте в окружающем мире, людях;

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Примечание

• Организационный момент.

Цель: организовать детей, настроить на учебный процесс. -Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок,

Все ль на месте,

Все ль впорядке,

Ручка, книжка и тетрадка. Настраиваются на урок.

• Речевая разминка. - Проведём разминку. Разогреем наши голосовые связки. Кашу кушай, а сказку слушай :

Умом разумом смекай да на ус мотай. (1 сл)

-Прочитайте про себя, 1 ученик, хором.

- Как понимаете смысл пословицы?

Ученики читают медленно, быстро, выразительно.

Сказки читать полезно. В них обязательно есть поучение. Мы можем многое узнать, читая их.

• Первичный синтез.

Цель: актуализировать знания детей о сказках, подготовить к восприятию произведения.

1.1 Подготовка к восприятию. -Ребята, сегодня к нам в гости пришла сказка. У этой сказки нет автора, это сказка пришла из народа.

-Как мы называем такие сказки?

-Правильно! А вы знаете, как сочинялись русские народные сказки, ведь у них не было автора?

-А какие вы знаете русские народные сказки? (названия)

- Умницы! Наша сказка начинается со слов : «Жил-был старик, у старика было три сына ….». (2сл)

Можете продолжить это предложение?

-Верно. А теперь посмотрите на доску, на ней написаны заветные слова из сказки, но первые слова по дороге сюда потерялись. Давайте найдем эти слова, вы все их знаете.

«…., вещий каурка,

Встань передо мной, как лист перед травой!» (3сл)

-Молодцы! Так как называется наша сегодняшняя сказка?

- Определим тему урока. (4сл)

Ребята, а вы знаете кто такой Сивка-бурка?

-Давайте посмотрим на картинку, и тогда вы поймете, о ком пойдет речь в нашей сказке. (5сл)

Скажите как вы думаете какова будет цель нашего урока? (6 сл)

-Верно, а теперь давайте познакомимся с самим произведением.

-Русские народные сказки.

- Сказки передавались в народе из поколения в поколения, от отца к сыну и тд.

-Колобок, Сестрица Аленушка и братец Иванушка, Иван царевич и Серый волк и тд.

-Старший умный был детина, средний был и так и сяк, младший вовсе был дурак.

-Сивка-бурка.

-Сивка-бурка.

-Русская народная сказка Сивка-Бурка.

- Нет. (ответы детей).

-Это волшебный конь или лошадь.

- Познакомимся с содержанием сказки

1.2 Первичное эмоциональное восприятие. Читает учитель, страницы учебника с 40-49. (слушаем аудиозапись) слушают и следят

1.3 Осмысление прочитанного/услышанного, его эмоциональная оценка, выражение своего собственного отношения.

- Понравилась ли вам сказка? А что вы представляли, когда слушали ее? - А какие эмоции у вас вызвала она? - Почему?

-Какие слова были непонятны? Посмотрим в словарике. (7 сл)

Пр: вещий каурка-конь, дающий советы своему хозяину и обладающий чудесным свойством изменять его внешний вид и одежду.

Каурый – светло-каштановый, рыжеватый. Лошадь каурой масти. -Ответы детей.

• Анализ.

Цель: научить детей анализировать произведение, научить выражать свое отношение к произведению.

2.1 Анализ сказки по частям. -- А теперь, будем читать сказку по частям. По ходу чтения будем анализировать. Посмотрите на план сказки, по которому мы будем работать

1. 1я встреча Иванушки - дурачка с Еленой Прекрасной.

2. Как сыновья пшеницу стерегли.

3.2я встреча Иванушки-дурачка с Еленой Прекрасной.

4.3я встреча Иванушки-дурачка с Еленой Прекрасной.

Найдите ошибку в плане. (8 сл)

«Определите главную мысль 1 части».

Чтение по ролям.

1) часть

«Было у старика трое сыновей: двое умных, а третий Иванушка-дурачок; день и ночь дурачок на печи валяется.

Посеял старик пшеницу, и выросла пшеница богатая, да повадился ту пшеницу кто-то по ночам толочь и травить. Вот старик и говорит детям:

— Милые мои дети, стерегите пшеницу каждую ночь поочередно, поймайте мне вора.

Приходит первая ночь. Отправился старший сын пшеницу стеречь, да захотелось ему спать: забрался он на сеновал и проспал до утра. Приходит утром домой и говорит: всю ночь-де не спал, иззяб, а вора не видал.

На вторую ночь пошел средний сын и также всю ночку проспал на сеновале.

На третью ночь приходит черед дураку идти. Взял он аркан и пошел. Пришел на межу и сел на камень: сидит — не спит, вора дожидается.»

-Какая проблема встала перед семьей в начале сказки?

-Как вы охарактеризуете братьев Ивана?

-Какое у вас сложилось впечатление в начале произведения об Иване?

2)часть

«В самую полночь прискакал в пшеницу разношерстный конь: одна шерстинка золотая, другая — серебряная, бежит — земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет. И стал тот конь пшеницу есть: не столько ест, сколько топчет.

Подкрался дурак на четвереньках к коню и разом накинул ему на шею аркан. Рванулся конь изо всех сил — не тут-то было. Дурак уперся, аркан шею давит. И стал тут конь дурака молить:

— Отпусти ты меня, Иванушка, а я тебе великую сослужу службу!

— Хорошо,— отвечает Иванушка-дурачок. — Да как я тебя потом найду?

— Выйди за околицу, — говорит конь, — свистни три раза и крикни: "Сивка-бурка, вещий каурка! Стань передо мной, как лист перед травой!" — я тут и буду.

Отпустил коня Иванушка-дурачок и взял с него слово — пшеницы больше не есть и не топтать.

Пришел Иванушка домой.

— Ну что, дурак, видел? — спрашивают братья.

— Поймал я, — говорит Иванушка, — разношерстного коня. Пообещался он больше не ходить в пшеницу — вот я его и отпустил.

Посмеялись вволю братья над дураком, но только уж с этой ночи никто пшеницы не трогал.»

-Кто воровал пшеницу?

-Опишите коня словами из текста?

-Почему Иван отпустил Сивку-бурку?

-Какие слова должен сказать Иван, чтоб появился конь?

-Поверили ли братья и отец Ивану?

«Необходимо поменять пункт №1 и №2 местами».

«Взялся за работу выполни её с честью».

- Кто-то воровал пшеницу.

Высказывают мнение.

-Положительное. Он поступил честно, добросовестно выполнил поручение отца.

-Волшебный конь.

-Конь: одна шерстинка серебряная, другая золотая; бежит-земля дрожит; из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет.

-Сивка-бурка обещал помочь ему.

-Сивка-бурка, вещий каурка, встань передо мной как лист перед травой.

-Нет.

Физминутка Раз – подняться, потянуться

Два – согнуться, разогнуться

Три – в ладоши три хлопка

Головою три кивка

На четыре – руки шире

Пять – руками помахать

Шесть – на место тихо сесть. Повторяют за действиями учителя

• Вторичный синтез.

-Как вы думаете, что произошло далее? Придумайте свой конец сказки!

-Хорошую ли службу сослужил Сивка-бурка Ивану?

- Как относитесь к Сивке-бурке? Можно ли назвать его преданным? Работа в парах (9 сл)

Учитель: «Напишите качества братьев и Иванушки-дурачка».

Проверка на доске. (10 сл)

-На какого героя вы хотите быть похожим?

-Кто из героев может послужить примером для вас? Работа в группах-(сл 11)

«Подобрать пословицу, которая отражала бы главную мысль сказки. Выберете смайлик нужного цвета, который соответствует цвету пословицы». Проверка на доске. (12 сл)

Добро сеять — добро и пожинать.

Добродетель вознаграждается.

Доброму везде добро.

-Ответы детей. Варианты концовок.

Высказывают свое мнение, отношение к героям.

Пишут в тетрадях.

Высказывают свое мнение, отношение к героям.

Рефлексия. Подведение итогов. -Какое произведение мы сегодня читали?

-Как оно называется?

-Понравилось ли вам оно?

-Чему нас учит сказка? (13 сл)

-Как вы оцените свою работу на уроке?

-С каким настроением уходите? (14 сл) -Ответы детей.

Домашнее задание

С. 40-49, Подготовить чтение без ошибок, нарисовать иллюстрации к понравившемуся отрывку. (15 сл)

Публикации по теме:

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе «А. П. Чехов «Мальчики» Пояснительная записка УМК «Школа России» Тема урока: А. П. Чехов «Мальчики» Место урока: это 14-й урок по разделу «Чудесный мир классики».

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой. Русская народная сказка «Сивка-бурка» (старший дошкольный возраст) Цель: помочь детям вспомнить содержание знакомых волшебных русских народных сказок, познакомить со сказкой «Сивка- Бурка» ХОД НОД: В: «.

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе «Федорино горе» Урок литературного чтения К. И. Чуковский «Федорино горе», 2 класс Тема урока: «Знакомство с произведением К. И. Чуковского «Федорино горе».

Открытый урок по литературному чтению на конкурс «Учитель года-2018» на тему «И. А. Крылов «Мартышка и очки» в 3 классе ТЕМА: И. А. Крылов «Мартышка и очки» ЦЕЛЬ: формирование образовательных компетенций через работу над басней; выявить приём И. А. Крылова для.

Проектная задача по литературному чтению в 1 классе «Школа России» Проектная задача по литературному чтению в 1 классе по программе «Школа России», учебник Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М.

Промежуточная аттестация по литературному чтению в 4 классе Промежуточная аттестация 2017/2018 учебного года по литературному чтению в 4 классе Пояснительная записка Раздел 1. Спецификация итоговой.

Технологическая карта по литературному чтению в 3 классе Тема раздела Картины родной природы (18 часов) Темы изучения Картины родной природы (18 часов) Цели изучения Сформировать эмоционально-ценностное.

Урок развивающего контроля по литературному чтению в 3 классе по ФГОС «Собирай по ягодке — наберёшь кузовок» Цель: обобщить знания по пройденному разделу “Собирай по ягодке - наберешь кузовок”. Форма проведения: урок – игра. Тип урока: урок развивающего.

Видеоотчет об уроке литературного чтения во 2 классе «Русская народная сказка «Лисица и волк» по УМК «Перспектива» Урок литературного чтения во 2 классе. УМК "Перспектива". Инсценировка русской народной сказки "Лисица и волк". ФГОС в начальной школе.

Урок по литературному чтению в 4 классе «К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6» Урок по литературному чтению.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Урок по литературному чтению в 3 классе «Русская народная сказка «Сивка-Бурка»
Опубликовано: 18 ноября 2018 в 17:55
+133Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 марта. Всемирный день воды. Передвижка о воде и видах водоемов

22 марта мы отмечаем экологический праздник «Всемирный день воды», он должен напомнить нам о важности водных ресурсов и необходимости сохранять водные запасы планеты.

21 марта. Всемирный день поэзии. Передвижка «Зачем и как учить стихи»

21 марта во всем мире празднуется День поэзии. Этот праздник отмечают поэты и все любители поэтического творчества. Недаром датой его празднования был выбран день весеннего равноденствия, как самая...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД