Папки-передвижки

Логопедическая ритмика как форма активной здоровьесберегающей терапии при коррекции речевых нарушений у дошкольников

Елена Ломакина
Логопедическая ритмика как форма активной здоровьесберегающей терапии при коррекции речевых нарушений у дошкольников

В настоящее время имеется тенденция к возрастанию количества детей с речевыми патологиями. Педагогов и специалистов всё больше волнует вопрос речевого развития детей. Нарушения речи в той или иной степени негативно влияют на психическое, физическое, умственное развитие детей, отображаются на их деятельности, поведении, формировании личности; вызывают психические расстройства, особенно эмоционально-волевой сферы, приводят к возникновению негативных качеств характера (нерешительности, замкнутости, чувства неполноценности).

Публикация «Логопедическая ритмика как форма активной здоровьесберегающей терапии при коррекции речевых нарушений у дошкольников» размещена в разделах

Занимаясь коррекцией речи у детей, я использую разнообразные методы и приёмы. Задумавшись над тем, как повысить результативность своей работы, чтобы речь детей имела не только правильное звукопроизношение, лексико-грамматическое оформление высказывания, но и была яркой, мелодичной, эмоциональной, с чётким ритмическим рисунком, я стала использовать такую эффективную технологию коррекции речи, как логопедическая ритмика.

Логопедическая ритмика- это форма активной терапии, которая ставит перед собой цель: преодоление речевых нарушений путём развития,

воспитания и коррекции у детей с речевой патологией двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Прочитав большое количество литературы, я убедилась, что всё окружающее нас живет по законам ритма. Смена времён года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено ритму. Исследователи М. М. Кольцова, Г А. Волкова, В. М. Бехтерев доказали: «.. . чем лучше у ребёнка развита моторика, тем лучше у него будет развита речь». Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для детей форме – ритмических упражнениях и играх. Логопедическая ритмика занимает особое место в системе комплексного метода коррекционной работы с дошкольниками и служит цели нормализации двигательной функции и речи. Занятия логоритмикой способствуют :

- формированию двигательных умений и навыков;

- воспитывают правильную осанку, походку, грацию движений, способствуют развитию ловкости, выносливости, координации движений, ориентировки в пространстве; укреплению костно-мышечного аппарата;

- развитию дыхания, моторных функций, слухового, зрительного внимания, памяти, мимики лица;

- развитию чувства ритма, темпа, просодики, фонематического слуха, способности восприятия музыкальных образов и умение ритмично, выразительно двигаться в соответствии с данным образом;

- умению расслабится, снять напряжение;

- воспитанию личностных качеств, чувства коллективизма, решительности, уверенности в себе, смелости.

Логоритмические занятия опираются на связь слова, музыки и движения и включают в себя пальчиковые, речевые, музыкально-ритмические и коммуникативные игры. Взаимоотношение указанных компонентов могут быть разными с преобладанием одного из них. Перед проведением занятий, вначале учебного года я делаю диагностические срезы на каждого ребёнка по параметрам, выведенным Г. А. Волковой:

-исследование координации движений, двигательной памяти, переключаемости движений и самоконтроля при выполнении двигательных проб;

- исследование внимания;

- исследование произвольной моторики пальцев рук;

- исследование орального праксиса: объёма и качества движений губ, языка, мышц щёк, языка, глаз, мимической моторики;

- исследование слухового внимания, тембрового слуха.

Так как в группу дети поступают на два года обучения старшего и подготовительного возраста, то, проанализировав результаты диагностики, видно, что логоритмические умения у детей на начало первого года находятся на крайне низком уровне. Начало второго года обучения показывает, что логоритмические возможности у детей выросли, появился большой процент детей со средним уровнем развития. Из этого можно сделать вывод: логоритмические занятия очень полезны детям и носят всесторонне развивающий характер.

Изучив результаты диагностики, и учитывая основные педагогические принципы – систематичности, последовательности, постепенное усложнение и повторяемость материала, я разработала перспективное тематическое планирование с учётом возрастных и речевых особенностей у детей. Составленный план предполагает последовательное усложнение тем и задач занятий, конечным результатом которого является выполнение детьми упражнений в полном объёме, в заданном темпе и соответствии с музыкой, то есть сформированность необходимого уровня слухо-зрительно-двигательной координации. В логоритмические занятия включаю разнообразные элементы.

Пальчиковая гимнастика, песни, стихи, сопровождаемые движением рук.

Цель: развитие мелкой моторики, плавности, выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти.

Музыкальные и музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами.

Цель: развитие речи, внимания, умение ориентироваться в пространстве. Развитие чувства ритма.

Артикуляционная гимнастика, вокально-артикуляционные упражнения.

Цель: укрепление мышц органов артикуляции, развитие их подвижности, развитие певческих данных.

Чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков, фонопедические упражнения.

Цель: коррекция звукопроизношения, укрепление гортани, привитие навыков правильного речевого дыхания.

Упражнения на развитие мимических мышц, коммуникативные игры и танцы.

Цель: развитие эмоциональной сферы, ассоциативно-образного мышления, выразительных невербальных средств общения, позитивного самоощущения.

В структуру занятия не всегда входят все перечисленные элементы. Последовательность коррекционной работы варьирую в соответствии с характером речевых нарушений, индивидуальных и возрастных особенностей у детей. Основополагающее значение на логоритмических занятиях имеет музыка, поэтому в этой работе необходимо тесная связь с музыкальным руководителем. Дети выполняют почти все движения под музыкальное сопровождение с четко выраженным ритмом, а с моей стороны осуществляется постоянный контроль за точностью выполнения, амплитуда и темп упражнений согласовывается с динамикой звучания музыки.

Одно из необходимых условий для получения хороших результатов в коррекционной работе – тесное взаимодействие всех педагогов и родителей.

Совместно с музыкальным руководителем подбирается песенный и танцевальный репертуар, который затем разучивается и закрепляется на музыкальных занятиях. Всевозможные чистоговорки, пальчиковые игры, динамические паузы из логоритмических занятий воспитатель и психолог активно используют в своей педагогической деятельности. Эти же упражнения и игры предлагаю родителям в качестве рекомендаций для закрепления дома. При составлении плана работы выделяю следующие направления:

- развитие чувства ритма – музыкально-дидактические, ритмические игры, речевые игры с движениями, направленные на развитие чувства ритма и фонематическое восприятие;

- формирование правильного дыхания – упражнения, направленные на формирование, развитие и отработку правильного физиологического и речевого дыхания;

- упражнения артикуляционной и лицевой моторики – упражнения направленные на развитие артикуляционного праксиса, мимических мышц лица;

- развитие общей моторики – динамические игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию общих двигательных функций;

- развитие мелкой моторики – использование различных предметов, направленных на коррекцию мелкой пальцевой моторики, пальчиковые игры и упражнения с речевым сопровождением.

Планируя логоритмические занятия использую принцип концентрированного наращивания материала по всем разделам изучаемых ежегодно лексических тем («Времена года», «Сбор урожая», «Новогодний праздник», «Зимующие птицы» и т. д.). Основа занятий очень разнообразна: фольклорные источники, сюжетные, дидактические игры и многое другое.

Занятия по логоритмике имеют сюжетный характер, доступны и интересны детям. Каждое итоговое сюжетно-тематическое занятие провожу один раз в месяц в музыкальном зале. На первом занятии знакомлю детей с содержанием и темой; на втором и третьем мы разучиваем материал, работаем над координацией движений, музыки и слов. Четвёртое занятие – итоговое. На нём осуществляется закрепление знаний, умений и навыков, полученных на предыдущих подготовительных занятиях.

Итоговое занятие проводится костюмированным, с использованием различных атрибутов. На нём царит атмосфера праздника. Часто такие мероприятия делаются открытыми, с приглашением родителей, воспитателей, детей из других групп. При разработке любого логоритмического занятия использую главный принцип достижения эффективности в работе – индивидуальный подход к каждому ребёнку, учитывающий его возрастные, психо-физиологические и речевые возможности. Так же для более успешного проведения занятий выполняю психолого-педагогические условия : создание благоприятной психологической атмосферы, постоянное привлечение внимания детей и пробуждение у них интереса к выполнению упражнений.

Важно правильно организовать общение с детьми. Доброжелательное, внимательное отношение к каждому ребёнку – залог успешной работы.

Проанализировав итоговые диагностические срезы я сделала выводы, что проводимые мною логоритмические занятия на протяжении всего пребывания ребёнка в детском саду оказали неоценимую помощь в коррекции речевых недостатков, речевые возможности детей сильно выросли.

Я считаю, что логопедическая ритмика полезна всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе, задержки речевого развития, дизартрии, алалии, дислалии, заикания. Очень нужна логоритмика детям с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений. В результате проведения логоритмики к концу учебного года у детей наблюдается положительная динамика речевого развития. Практика показала, что регулярные занятия логопедической ритмикой способствуют нормализации речи детей вне зависимости от вида речевых нарушений, формируют положительный эмоциональный настрой, учат общению со сверстниками и многое другое. Поэтому логоритмика становится праздником красивой речи для детей!

Публикации по теме:

Что надо знать о логоритмике В настоящее время имеется тенденция к возрастанию количества детей с речевыми патологиями. Нас, педагогов, должно волновать речевое развитие.

Сообщение во время круглого стола для родителей «Профессия: учитель-логопед» Чтоб здоровыми мы были, Звуки все произносили, Кто заботится о нас? Логопеды – это раз, Массажисты, медсестра И, конечно, доктора. Н. В. Нищева.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Логопедическая ритмика как форма активной здоровьесберегающей терапии при коррекции речевых нарушений у дошкольников
Опубликовано: 1 ноября 2014 в 16:42
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД