Марина Салмина
Логопедическая ритмика
▼ Скачать + Заказать документы
Логопедическая ритмика занимает особое место в системе комплексного метода лечения заикания у детей дошкольников и служит цели нормализации двигательных функций и речи. Она объединяет как работу коррекции моторики и речи, так и психотерапевтические и общевоспитательные мероприятия.
Музыкально-ритмические занятия тесно связаны с логопедическими ; важно поэтапное введение усложнения речевого материала.
Публикация «Логопедическая ритмика» размещена в разделах
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа музыкального руководителя
- Ритмика и ритмопластика
- Темочки
Для успешного занятия и осуществления поставленных коррекционных задач, работа с детьми проводится с использованием игровых приемов. Учитывая большое значение эмоционального влияния музыки, используются апробированные музыкальные произведения. Полученные навыки закрепляются на логопедических занятиях и в домашних условиях, под наблюдением соответствующим образом проинструктированных родителей.
Необходимо.
1. Воспитывать точность, четкость движений. Быстроту двигательной реакции, умение переключать активное внимание на качество выполнения необходимых в данный момент действий.
2. Отводить особое место упражнениям на нормализацию мышечного тонуса и использованию с этой целью сменяющегося музыкального материала.
3. Формировать чувство коллективных действий, воспитывать волю, уверенность в своих возможностях, умение преодолевать трудные моменты в исполнении задания ребенком, используя при этом воспитательные и психотерапевтические приемы.
4. Чаще использовать занятия в образной форме, учитывая их положительное влияние на речевую двигательную активность ребенка, а также на его эмоции и настроение в целом.
5. В целях развития двигательной сферы большое внимание уделяется непосредственной работе над координацией и переключаемости движений с непосредственным усложнением заданий.
6. Ввиду быстрой утомляемости детей чередуются статические и динамические упражнения, материал преподносится дробно.
7. На каждом занятие проводится работа над общим развитием речи, а также слуховым вниманием и восприятием.
План занятия.
II Некоторые виды музыкально-ритмических упражнений :
а) упражнение для развития основных сторон внимания
б) упражнение регулирующее мышечный тонус
в) упражнение для развития чувства ритма и темпа
г) упражнение для развития координации движений.
III Слушание музыки (одно произведение)
IV Пение (2-3 песни)
V Упражнение для развития тонких движений пальцев рук
VI Игра
VII Заключительная ходьба под марш спокойного типа
Ритмическая разминка
Ее целью является внесение дисциплины и организованности. Этой цели служит вводная ходьба с соблюдением четкости линии построения, точного сочетания с началом и концом музыки. разучиваются шаги на носках и пятках, несложные перестроения. Далее переходят к легкому бегу, чередованию ходьбы и бега, прыжкам, галопу, отрабатываются элементы физкультурных и танцевальных упражнений.
Упражнения ритмической разминки вырабатывают координированные движения рук и ног во время ходьбы и бега, правильную осанку, формирует навыки движения в коллективе, основные и имитационные движения, а также ориентировку в пространстве.
Упражнения для развития сторон внимания
Упражнения на внимание включают в себя смену движений, сопровождающуюся разными музыкальными отрывками. Например, предлагается на торжественную музыку идти, на веселую бежать, или на звучание в нижнем регистре идти подражая движениям медведя, на звуки среднего регистра изображать ходьбу «цирковых лошадок», на высокое звучание регистра прыгать как зайчик.
Развитие устойчивости внимания состоит в наблюдении ребенка за рядом движений педагога и самостоятельном, последовательном повторении их.
Упражнения на объем внимания включает одновременное воспроизведение ребенком несложных движений после их показа двумя детьми.
При выполнении упражнений на распределение внимания дети должны выполнить сразу два или более действий, например: дети по сигналу передают по кругу в одну сторону флажок, в другую бубен или под музыку на сильную долю такта ребенок делает шаги и одновременно подбрасывает мяч. Таким образом, внимание и четкость выполнения упражнений от пассивного переходит в активное, направлено на осознанные действия.
Упражнение регулирующее мышечный тонус
Целью этого вида упражнений является устранение напряженности, скованности, воспитание свободы действий. Предлагаются отдельные задания на расслабление или напряжение мышц. Например: поочередное раскачивание, потряхивание рук, ног, вращение кистями, наклоны туловища по музыку, а также традиционные движения; «полоскание платочков», «тряпочные куклы», «самолеты летят» и т. д.
Используются специальные упражнения на смену напряжения и расслабления, состоящие из серии последовательных движений: руки в сторону, сжать в кулак, сбросить; руки вверх, в кулак, сбросить и другие. Сначала движения напряжения и расслабления нужно тренировать отдельно, затем чередовать.
Упражнение для развития чувства ритма и темпа
На занятиях разучивают разные движения под музыку, построения, упражнения с предметами, этюды, пляски. Все это служит цели развития чувства ритма и темпа. Постоянно ведется работа над различием темпов медленного и быстрого, постепенного замедления и убыстрения, словесное объяснение детьми разных по темпу движений. Используются отхлопывание, отстукивание ритмов, пропевание слов на заданный ритм. Необходимо начинать тренировку с простых ритмов и постепенно их усложнять.
Упражнение для развития координации движений
Упражнения дают навык точного совмещения разнородных движений в направлении скорости, напряжении. Это могут быть упражнения с предметами, а также пляски и импровизации. Обращается внимание на эмоциональность и четкость выполнения уже разученного упражнения. Ведется углубленное разучивание сначала простых, затем более сложных по содержанию и структуре упражнений. Движения сначала проучиваются, а затем соединяются в единый рисунок.
Упражнение для развития тонких движений пальцев рук
В процессе занятий необходимо применять специально подобранные новые упражнения на развитие тонких движений пальцев рук, например: «фонарики», «пальчики спрятались», «пальчики здороваются» и т. д.
Игра
Подвижная игра служит закреплению навыков, полученных на занятии соответственно поставленным ценам. Проводятся также известные речевые игры как «серый зайчик умывается», «не пора ли пробежаться и местами поменяться», «лиса и гуси», «птицы в гнездах», «вокруг домика хожу», «два поезда» и т. д. воспитывают ловкость, сообразительность, быстроту двигательной реакции. Шире использовать игры и этюды на развитие памяти, мышления, воображения, ориентировки в пространстве.
Заключительная ходьба
Она проводится под марш спокойного характера. В конце подводятся итоги.