Папки-передвижки

Логопедическая работа в ДОУ

Алла Петрухина
Логопедическая работа в ДОУ

Пальчиковая гимнастика как здоровьесберегающая технология

Известный педагог Сухомлинский сказал: «Ум находится на кончиках его пальцев».

Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов. Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит очень остро. Дошкольное образовательное учреждение должно постоянно осваивать комплекс мер, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии». Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребенка и педагога, ребенка и родителей, ребенка и медицинского работника.

Публикация «Логопедическая работа в ДОУ» размещена в разделах

Одной из здоровьесберегающих технологий является пальчиковая гимнастика.

Пальчиковая гимнастика — это инсценировка стихов или каких-либо историй при помощи пальцев. Пальчиковая игра способна отразить реальность окружающего мира: предметы, животных, птиц, деятельность людей и явления родной природы.

Что же происходит, когда ребёнок занимается «пальчиковой гимнастикой»?

1. Развитие речи. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

2. Внимание. Важнейшим способом обучения и развития ребёнка дошкольного возраста является подражание. Наши дети подражают всему, что видят, хорошему и плохому, просто потому, что подражание является их врождённой способностью и ведущим видом деятельности. Но подражание не у всех детей развито одинаково. Это зависит от умения удерживать внимание.

3. Память. Играя, пальчиками, ребёнок развивает память, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. Ребёнок довольно быстро начинает связывать в сознании зрительные образы с соответствующим текстом.

4. Воображение. И фантазия. Поначалу детский взгляд притягивает движение. Пальчики создают некие формы, которые благодаря речи складываются в образы. Невероятная фантазия малыша начинает активно работать, и вместо простых пальчиков появляется

целая галерея образов. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.

5. Подготовка руки к письму. В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма. Сильные, умелые, ловкие пальчики малыша – это залог его будущих успехов в письме. Рисовании, рукоделии, конструировании т. д. Ручки ребёнка ещё не слишком скоординированы, а умственное развитие малыша опережает его графические навыки.

6. Артистизм. Как правило, эмоциональная речь подкрепляется жестами, а они, в свою очередь, добавляют выразительности словам. Дети прошедшие «школу пальчиковой игры», легче овладевают динамикой жестов, более раскованы и коммуникабельны.

7. Первые математические понятия. «Пальчиковая гимнастика» - это замечательный материал для формирования элементарных математических представлений (ФЭМП, начиная от счё та и заканчивая такими категориями: вправо- влево, выше – ниже, дальше - ближе, длиннее-короче, больше – меньше, день - ночь и т. д. Эти понятия подкреплены сюжетом и жестами. Поэтому они наглядны и доступны малышу.

8. Помогает снимать тревожность

Упражнения, используемые при проведении пальчиковой гимнастики, дают пальцам полноценный отдых, кроме того, они развивают их ловкость, подвижность, а весёлые стишки помогают детям снять эмоциональное напряжение. Но это ещё не вся польза, какую приносит пальчиковая гимнастика. Дело в том, что на пальцах и на ладонях есть «активные точки», массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Регулярные занятия с использованием пальчиковой гимнастики будут способствовать поддержанию хорошего тонуса,

но необходимо помнить, что:

1) после каждого упражнения необходимо расслаблять пальцы (потрясти кистями рук);

2) пальцы лучше нагружать равномерно;

3) поскольку пальчиковая гимнастика оказывает комплексное воздействие, она может быть использована на любых занятиях.

При проведении пальчиковой гимнастики используется:

• массаж рук;

• упражнения с резиновыми мячами небольшого размера;

• игры с пальчиками.

МАССАЖ РУК (простейший метод)

Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Благоприятное влияние массажа на организм человека, как местного, так и общего, отмечают многие авторы. Массаж оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц.

Работоспособность утомленной мышцы под влиянием массажа восстанавливается быстрее, чем при полном покое.

Упражнения с детьми необходимо выполнять в медленном темпе от 3 до 5 раз сначала одной рукой, затем другой, а в завершение — двумя руками вместе. Указания ребенку должны быть спокойными, доброжелательными и четкими.

Существуют следующие приемы самомассажа: поглаживание, растирание, разминание, выжимание, активные и пассивные движения.

УПРАЖНЕНИЯ С РЕЗИНОВЫМИ МЯЧАМИ НЕБОЛЬШОГО РАЗМЕРА

Хорошую результативность показывает использование игровых упражнений с резиновыми мячами маленького размера, т. к. формирование двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим предметным миром.

Благодаря развитой руке расширяются возможности ребенка в формировании пространственных представлений, в знакомстве со свойствами и качествами предметов через непосредственные практические действия с этими предметами.

ИГРЫ С ПАЛЬЧИКАМИ

Развитие тонкой моторики кистей рук у детей продолжается пальчиковыми играми.

Все упражнения разделены на три группы.

I группа. Упражнения для кистей рук:

- развивают подражательную способность, достаточно просты и не требуют

- тонких дифференцированных движений;

- учат напрягать и расслаблять мышцы;

- развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;

- учат переключаться с одного движения на другое.

П группа. Упражнения для пальцев условно статические:

- совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.

Ill группа. Упражнения для пальцев динамические:

- развивают точную координацию движений;

- учат сгибать и разгибать пальцы рук;

- учат противопоставлять большой палец остальным.

.Рекомендации по выполнению пальчиковой гимнастики.

• Во время пальчиковых игр следует садиться друг против друга, так, чтобы лица взрослого и ребенка были на одной высоте и оба хорошо видели друг друга.

• Перед началом упражнений детям следует разогреть ладони легкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.

• Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.

• Выполняя упражнения вместе с детьми, обязательно нужно демонстрировать собственную увлеченность игрой.

• При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки.

• Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили радость.

• Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, чётко, без лишних слов. При необходимости отдельным детям оказывается помощь.

• Занятия проводятся ежедневно в течение 2 – 3 минут, они могут включаться в занятия, повседневные режимные моменты, свободную деятельность детей.

• Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяют их новыми.

• Следует чё тко придерживаться следующего правила: не ставить перед детьми несколько сложных задач сразу ( к примеру: показывать движения и произносить текст). Так как объём внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Логопедическая гостиная «Путешествие в чуДетство» Авторы: Карачкова Ю. Ю, Власкина В. В. Тема: «Путешествие в чуДетство» Цель: • Привлечь родителей в образовательную деятельность в роли.

«Психолого-логопедическая неделя в ДОУ» Цель психолого-логопедической недели:  повысить интерес субъектов воспитательно-образовательного процесса к психологии; показать реальные.

Консультация для родителей. Тема: Логопедическая работа с детьми раннего возраста Для пропедевтики нарушений раннего речевого развития и рационального построения системы коррекционно-логопедической работы с детьми, необходимо.

Коррекционно-логопедическая работа с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития «Родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии.

Логопедическая игра Логопедическая игра: для детей 4-7 лет. «Помоги зайке перебраться через болото» Цель: Автоматизация звука [З] в начале слова. Дифференциация.

Логопедическая игра «Что? Где? Когда?» Логопедическая игра: «Что? Где? Когда?» Разработала учитель-логопед МБДОУ НЖ детский сад "Берёзка " Ларионова Ирина Фёдоровна Цель: В игровой.

Логопедическая игра «Шкатулочка»Логопедическая игра «Шкатулочка» Цель игры: -автоматизация звука[Ш]в словах и предложениях. -развитие внимания, памяти; -развитие диалоговой связной речи. Дорогие друзья,.

Логопедическая спартакиада «Ловкие и грамотеи»Логопедическая спартакиада «Ловкие и грамотеи» Логопедическая спартакиада «Ловкие и грамотеи» Цель: показать взаимосвязь работы учителя – логопеда с инструктором по физической культуре.

Методическая разработка «Логопедическая ритмика» Логопедическая ритмика Логопедическая ритмика занимает особое место в системе комплексного метода лечения заикания у детей дошкольников.

Презентация проекта «Юный журналист» часть 1. Работа с родителями. Перед современным воспитателем все время пребывания ребятишек в детском саду стоит задача научить детей взаимодействовать друг с другом.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Логопедическая работа в ДОУ
Опубликовано: 8 сентября 2016 в 11:07
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
13 мая. Всемирный день одуванчика. Передвижка «Одуванчик»

13 мая отмечает свой праздник один из ярких весенних символов – одуванчик. Эти цветы радуют нас в мае своим жизнерадостным видом, прогоняя все воспоминания о холодной и долгой зиме.

12 мая. День экологического образования. Передвижка «Экологическое воспитание...

Ежегодно 12 мая в России отмечается День экологических знаний. Этот праздник призван популяризировать экологические знания во всех науках и повлиять на формирование у населения экологической...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД