Получи документы

Логопедические упражнения

Сабина Трушанова
Логопедические упражнения

СТАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА

«Птенчики». Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.

«Лопаточка». Рот открыт, широкий расслабленный язычок лежит на нижней губе.

«Чашечка». Рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

«Иголочка». Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперёд.

«Горка». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

«Трубочка». Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.

«Грибок». Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

Публикация «Логопедические упражнения» размещена в разделах

Динамические упражнения для языка.

«Часики». Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет взрослого к уголкам рта.

«Змейка». Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперёд и убрать в глубь рта.

«Качели». Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

«Футбол». Рот закрыт. Напряженным языком упереться изнутри то в одну, то в другую щёку.

«Почистим зубы». Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.

«Катушка». Рот закрыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперёд и убирается в глубь рта.

«Лошадка». Присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

«Гармошка». Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

«Маляр». Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведём от верхних резцов до мягкого нёба.

«Вкусное варенье». Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык у в глубь рта.

«Оближем губки». Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

Упражнения для губ

«Улыбка». Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

«Заборчик». Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.

«Трубочка». Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.

«Хоботок». Вытягивание сомкнутых губ вперёд.

«Бублик». Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперёд. Верхние и нижние резцы видны.

«Заборчик» - «Бублик», «Улыбка»«Хоботок». Чередование положений губ.

«Кролик». Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

1. Научите ребенка узнавать и различать неречевые звуки. Что шумит? (Деревья.) Что гудит? (Автомашина.) Кто кричит? (Мальчик.) Поиграйте со звучащими игрушками. Попросите ребенка угадать с закрытыми глазами, что звучало: барабан, дудочка, погремушка.

2. Необходимо научить различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова. «Кто тебя позвал?» «Где мяукает котёнок – далеко или близко?» «Угадай, кто говорит: мама-медведица, папа-медведь или медвежонок из сказки про трёх медведей.»

3. Поиграйте со словами, близкими по звуковому составу. Например, игра со словом «вагон». Ребёнку предлагается послушать слова, похожие на слово «вагон» и хлопнуть в ладоши, когда прозвучит ошибочный вариант этого слова: «вагон-вакон-фагон-вагон-факон-вагом».

4. Поиграть со слогами, научиться их различать. Например, «на-на-на-па» - какой слог здесь лишний? «Я назову слог с глухим звуком, а ты со звонким. Например, па-ба, та-да и т. д.

5. Научите ребенка различать фонемы (звуки) родного языка. Работу начинают с дифференциации гласных звуков. Например, «поезд гудит у-у-у-у, девочка плачета-а-а-а-а, птичка поёт и-и-и-и-и». Ребенок запоминает звучание звуков, а затем показывает картинки поезда, девочки или птички, когда услышит тот или иной звук. Аналогичным образом проводится работа по дифференциации согласных фонем.

6. Формируйте у детей навыки элементарного звукового анализа. Начинать надо с того, что дошкольника учат определять количество слогов в слове и отхлопывать двух- и трёхсложные слова. Далее проводят анализ гласных звуков. Например, красный кружок – это а, желтый – это у, зеленый – это и. Взрослый произносит сочетания гласных звуков, а ребёнок выкладывает цветные кружочки. Затем приступают к анализу согласных звуков. Учат определять количество и порядок звуков в слове. Для этого сначала определяют, есть ли заданный звук в слове. Потом предлагают назвать первый звук в заданных словах: рак, рама, радио, работа, и т. д. После этого нужно научить ребенка называть звук в конце слова: лес, нос, квас, погас, компас. Более сложным является задание определить, где находится заданный звук: в начале, в конце или в середине слова. Например, где находится звук – л – в словах: лапа, мыла, бал, палка, стол, ложка, молоко, гол, и т. д. Последний этап – это последовательное называние звуков в слове: мак – м а к, луна – л у н а, ручка – р у ч к а. Такие нехитрые задания помогут вашему ребенку в будущем при обучении в школе.

1. «Один-много». Взрослый называет один предмет, например, шишка, а ребенок называет форму множественного числа: много шишек.

2. «Наоборот». Взрослый бросает ребенку мяч и называет признак предмета, например, высокое дерево, а ребенок возвращая мяч, называет противоположный признак: низкое дерево.

3. «Найди свою маму». Ребенок должен найти маму каждому детенышу животного. В эту игру хорошо поиграть с друзьями, использовать маски животных и их детенышей.

4. «Большой-маленький». У ребенка картинки с изображением предметов разного размера. Необходимо найти пару «У меня гнездо, а у меня гнездышко». В эту игру лучше играть с несколькими детьми.

5. «Угадай, чей домик». Взрослый загадывает загадку: «В лесу большая нора, в ней живет лиса. Чей домик?» (лисий).

6. Необходимо учить ребенка вслушиваться в речь и различать окончания прилагательных мужского, женского и среднего рода: «Про какой предмет можно сказать голубой (Карандаш.) Голубая? (Лента.) Голубое? (Пальто.)

7. Научите ребенка составлять простые предложения типа «Мама варит суп. Папа рубит дрова топором», а затем сложные с союзами «и», «а». Ребенок должен овладеть умением устанавливать последовательность событий, правильно выражать её словами. «Начался дождь, и дети надели плащи. Миша рисует дом, а Таня лепит утку»

8. Учите ребенка обобщать. «Огурец, помидор, картофель – это овощи. Стул, кровать, диван, шкаф – это мебель и т. д.»

9. Вместе читайте и пересказывайте сказки. Рисуйте любимых героев книг и мультфильмов.

Кинезиологические упражнения

Комплекс №1

1. Массаж ушных раковин. Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками.

2. Колечко. Поочерёдно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

3. Кулак – ребро – ладонь. Ребёнку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямлённая ладонь на плоскости стола. Ребёнок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8 – 10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении педагог предлагает ребёнку помогать себе командами («кулак – ребро – ладонь», произносимыми вслух или про себя.

4. Лезгинка. Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук в течение 6 – 8 смен позиций. Добивайтесь высокой скорости смены положений.

5. Зеркальное рисование. Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально – симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

6. Ухо – нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

7. Змейка. Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и чётко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.

Кинезиологические упражнения

для адаптации леворукого ребёнка

1. Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально – симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

2. Положите ладошки на стол. Поднимайте пальцы по одному (начиная с мизинца) сначала на одной руке, затем на другой, затем на обеих. Повторите упражнения в обратном порядке.

3. Выпрямите кисть руки, плотно сожмите пальцы и поочерёдно прижимайте их сначала к третьим суставам, затем к плоскости ладони. Упражнение выполняется сначала одной рукой, затем другой.

4. Сожмите пальцы в кулак и вращайте кисть в разных направлениях. Упражнение выполняется сначала одной рукой, затем другой.

5. Зажмите карандаш средним и указательным пальцами. Сгибайте и разгибайте эти пальцы так, чтобы карандаш не опускался ниже большого пальца. Упражнение выполняется сначала одной рукой, затем другой.

6. Положите на стол 10 – 15 карандашей. Необходимо собрать одной рукой в кулак все карандаши, беря их по одному. Затем также по одному выложить карандаши на стол. Упражнение выполняется сначала одной рукой, затем другой.

7. Делайте двумя грецкими орехами круговые движения в каждой ладони.

8. Горизонтальная восьмёрка. Соедините руки на уровне глаз «домиком». Наклоните голову к правому плечу. Нарисуйте в воздухе соединёнными руками на весь возможный «размах крыльев» горизонтальную восьмёрку. Повторите в другу сторону, положив голову на левое плечо.

Публикации по теме:

Комплексы упражнений артикуляционной гимнастики для формирования правильного произношения разных групп звуков Комплекс упражнений артикуляционной гимнастики для формирования правильного произношения звуков «С», «З», «Ц». «Горка». Рот открыт. Кончик.

Сказка о веселом язычке. Жил да был Веселый Язычок. У него был домик. Это рот. Чтоб Веселый Язычок не выбегал, его домик всегда был закрыт. А дверей в доме две первая.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Логопедические упражнения
Опубликовано: 18 февраля 2015 в 16:59
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД