МААМ-картинки

Логопедический досуг-викторина «Говорилки»

Багаджиян Валентина
Логопедический досуг-викторина «Говорилки»

Логопедический досуг –викторина «Говорилки»

(по теме «Устное народное творчество» на примере русского и армянского народного творчества для детей старшего дошкольного возраста в условиях двуязычия)

Подготовила :

Учитель-логопед МБДОУ ЦРР д/с №27

«Ласточка»

Багаджиян В. А.

Программные задачи:

Публикация «Логопедический досуг-викторина „Говорилки“» размещена в разделах

- обогащать речевое, умственное развитие детей новыми впечатлениями, активизировать словарь по теме «Элементы русского быта».

- развивать артикуляционную и общую моторику, зрительное и слуховое восприятие, память.

- обогащать эмоциональное развитие детей, прививать любовь к русской и армянской культуре.

Оборудование: элементы интерьера русской избы и предметы обихода, диск с русскими народными песнями, диск с русскими народными сказками, иллюстрации к потешкам, «сказочные предметы» : яблоко, зеркало, стрела, перо, кувшин.

Предшествующая работа: знакомство с пословицами и поговорками различной тематики.

Ход занятия

1 Орг. момент

– Здравствуйте, ребята! Вы пришли ко мне в гости, побеседовать и поиграть В древние времена, когда русские люди еще не знали букв (т. е. их еще не придумали, а поэтому не могли писать, они передавали из уст в уста то, что сочинили самые талантливые авторы той поры. Бабушка рассказала сказку внучке, внучка вырастала и рассказывала ее своей дочке, а та – своей. В древние времена губы назывались устами, поэтому народное творчество и называется устным. К устному народному творчеству относятся: сказки, пословицы, поговорки, песни, потешки, прибаутки, загадки. Колыбельные, которые вам пела мама или бабушка, также являются элементами устного народного творчества.

Потешки, прибаутки нужны были людям для того, чтобы забавлять маленьких детей, вызывать улыбку у загрустившего ребенка, успокоить плачущего. В русских народных потешках (от слов «потешать») используются нежные слова, красивые выражения.

2. Потешки

-вспомните и назовите потешки нарисованные на картинках на слайдах

Дети хором рассказывают потешки, имитируя движениями руки

«Водичка, водичка.» «Киска киска брысь» «Чики чики чикалочки.» «Петушок петушок»

(К потешкам выставляются иллюстрации или слайды)

-А Вы знаете еще потешки?

3. Загадки.

- Ребята я приготовила для вас сюрпризы, а кто-то их спрятал. Помогите мне их найти (дети находят киндер-сюрпризы и они выставляются на столе)

-Молодцы ребята, все игрушки нашли. А вы знаете загадки об этих животных,

(дети загадывают загадки)

1. Без расчески причесался и умылся без воды,

В кресло мягкое забрался и запел на все лады. (кот)

2. Полежала между елками подушечка с иголками,

Тихонечко лежала, потом вдруг убежала. (еж)

3. Заворчал живой замок,

Лег у двери поперек. (собака)

4. В птичник повадится – жди беды.

Рыжим хвостом заметает следы. (лиса)

5. Рыжий молокозавод день жует и ночь жует,

Ведь траву не так легко переделать в молоко! (корова)

6. Выпуча глаза сидит, не по-русски говорит,

Родилась в воде, а живет на земле. (лягушка)

А теперь я загадаю загадки на армянском языке, а вы отгадайте:

1. Hиванд че кдыка,

Чи пани кэва,

Коруцац че кындырэ (свинья)

2. Дичкинен ккашим

Сары гжаже (верблюд)

3. Аммены тара мен квахенан (змея)

4. Киты оскор, мирудку мис (петух)

5. Бочы мыкрат

Клохы кастана (ласточка)

6. Дагы каре,

Вран каре,

Арод гуде- гов че,

Агвит гаце- ав че,

Чорсат вотк уне шун че (черепаха)

-Загадки это тоже элементы русского народного творчества, как и потешки.

4. В гостях у сказки.

- С вами хотела бы я вспомнить русские народные сказки. Помните, мы с вами говорили, что человек с древних времён учился у природы. Но были такие явления, которые древние люди не могли объяснить. Они боялись грозы, темноты, пытались защититься от этого. Стремился русский народ к хорошей жизни! Люди мечтали! Так постепенно рождались сказки! Сказки передавались от одного человека к другому, из уст в уста. Сказки – это устное народное творчество. Долгими зимними вечерами собирались люди в доме, зажигали свечу и рассказывали свои сказки. Вы много знаете русских народных сказок?

Давайте вспомним наши любимые сказки, побываем в гостях у сказочных героев.

Мы поиграем в викторину «В гостях у сказки»

1. А сейчас я предлагаю конкурс «Песенки»

- Какую песенку пел колобок? (спеть)

- Что пела коза своим козлятам (спеть)

- Кто сможет позвать Сивку-Бурку?

- Кто сможет позвать сестрицу Аленушку?

2. Следующий конкурс «Из какой сказки предмет?»

(веретено, стрела, корыто, меч-кладенец, колыбелька из скорлупы, лепесток) по слайдам

3. Следующий конкурс «Закончи имя сказочного героя»

(Кощей -, Елена-, Василиса-, Сестрица-, Крошечка-, Змей-, Сивка-, -- по слайдам)

4. Конкурс «Загадки про сказочных героев» (слайды)

5. «Сказочный переполох» (слайды)

6. «Волшебные предметы»

–Смотрите, ребята, корзина и еще какая-то записка. Давайте её прочитаем.

«Перед Вами корзина, в которой лежат сказочные вещи. Они принадлежат героям различных сказок. Этих героев вы хорошо знаете. Угадайте, из каких сказок эти предметы».

(выставляется стол со «сказочными предметами» : перо Жар-птицы- Сивка-Бурка, лук и стрела – Царевна-Лягушка, ведра и печка – По щучьему велению, клубок – Гуси-лебеди, ларец с яйцом и иголкой- Кощей Бессмертный, блюдечко с наливным яблоком.

-Ребята, из каких сказок эти предметы

(могут быть варианты разных сказок, предлагают свои варианты)

7. «Сказочной блиц- турнир»

(вопросы командам задаются по очереди) - А теперь я предлагаю ответить на вопросы

1. Сказочная героиня, владелица первого в мире летательного аппарата. (Баба Яга).

2. Сказочное существо, житель леса, так называемый дух леса. (Леший).

3. Самый одинокий представитель нечистой силы. (Водяной).

4. Как зовут сестру Бабы Яги, хозяйку болот? (Кикимора).

5. Назовите героиню русской народной сказки, которая была сельскохозяйственным продуктом? (Репка).

6. В какой русской народной сказке решаются проблемы жилья? (Теремок)

7. В какой сказке говорится про то, как заяц стал бомжем, а рыжая плутовка завладела всей заячьей недвижимостью, и только вмешательство третьего лица помогло восстановить справедливость. (Заячья избушка).

8. Назовите сказочный персонаж, лезущий из кожи вон? (Лягушка).

9. Как называется русская народная сказка, в которой рассказывается история о долгом пути хлебобулочного изделия к потребителю? (Колобок).

10. Какое самое надежное средство ориентации в сказочных ситуациях? (Клубок).

11. Как называется швейная принадлежность, в которой таится смертельная опасность для сказочная долгожителей. (Игла).

12. Что является высочайшим достижением общепита? (Скатерть-самобранка).

13. По каким надобностям отправляли цари в путь своих сыновей. (За невестой, за молодильными яблоками, за жар-птицей.)

14. Какую награду обещают сказочные цари, сказочным героям. (Полцарства, дочь).

15. В какой сказке живут два шагающих ведра? (По щучьему велению).

16. Кто из сказочных героев любил поговорку : Одна голова хорошо, а две лучше? (Змей Горыныч)

17. В какой русской народной сказке брат нарушил санитарно-гигиенические правила и за это поплатился (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)

18. Кто из героев русской народной сказки ловил рыбу оригинальным способом, и что при этом говорил? (Ловись рыбка большая и маленькая)

8. «Сказка стала былью»

(перо жар-птицы – лампа, ковер-самолет – ракета, чудо-зеркало – телевизор, компьютер и т. д. по слайдам)

5. Пословицы, поговорки.

Я к Вам шла, короб пословиц и поговорок принесла! Пословица – это, мудрость народная! Веками русский народ сочинял и копил пословицы: пословица ведь мимо молвится!

Поговорка – цветочек, пословица – ягодка.

Пословица - всем делам помощница.

На пословицу – не обижаются.

Без пословицы – не проживёшь.

А вы меня слушайте да на ус мотайте.

Красную речь – красно и слушать.

Ласковое слово - как вешний день.

Слово не стрела, а пуще стрелы разит.

- А теперь вы назовите пословицы о дружбе, о труде. А остальные дети должны объяснить как понимают пословицы.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. (Самая знаменитая у нас, у славян пословица. Обозначает, что в любом деле, если хочешь получить желаемый результат, нужно обязательно стараться и прилагать усилия.)

В одно ухо влетело, в другое вылетело. (Означает, что человеку совсем не интересно то, о чем ему говорят в данный момент. Он даже не запомнил, или не хотел запоминать все, что ему сказали, или о чем его просили.)

Где родился, там и пригодился. (Пословицу говорят о человеке, который успешно реализовал свой талант в той местности, где он родился, принося пользу родной стране, городу и окружающим людям.

Друг познается в беде. (Пословица о дружбе. Когда тебе трудно и нужна помощь, то в такой ситуации и выясняется — настоящий у тебя друг или нет. Соответственно и видна цена дружбы.)

Друга ищи, а найдешь — береги. (Пословица означает, что настоящего верного друга не так уж и просто найти в жизни. А если тебе повезло и ты нашел такого друга, то цени его.)

Дружные сороки и гуся утащат. (Пословица показывает, что дружба и взаимовыручка — это большая сила. Когда люди объединяются и помогают друг другу, им по силам любое дело.)

Знай больше — говори меньше. ( Пословица по-моему понятная и означает: впитывай полезную информацию, знания и сведения и не болтай попусту того, чего можно не говорить, не болтай того, чего не знаешь.)

На чужой сторонушке рад родной воронушке. (Когда человек далеко от дома, то обычно тянет домой и вспоминаются милые сердцу моменты, связанные с родным краем.)

Родина — мать, умей за неё постоять. (Каждый мужчина должен уметь защищать свою землю, свой дом, своих родных, людей, живущих с тобой рядом. Это и есть понятие Родина.)

Старый друг лучше новых двух. (Пословица учит ценить дружбу, проверенную временем. Нет ничего ценнее, чем дружеская взаимовыручка, проверенная жизнью. Новым друзьям еще предстоит доказать, что они достойны слова друг, как и тебе.)

Талант без труда не стоит и гроша. (Пословица о том, что даже если у человека есть способности к делу, но он лентяй, то ни его, ни его способности никто так и не оценит. Успех любит трудолюбие.)

А сейчас предлагаю пословицы на армянском языке:

1. Парегамы эресыт гнае,

Душманна воткит гнае.

(Друг смотрит тебе в лицо, а враг на ноги)

2. Тырчуны шеен ирен ханатнеров,

Машты ирен оштахнеров.

(Птица радуется своим крыльям, а человек- друзьям)

3. Ми ардора лизуёв, ардора корцов.

(Не спеши языком, торопись делом)

4. Айреник чунецохы чиеркац булбулэ

(Человек без Родины, что соловей без песни).

6. Скороговорки.

- А наши ребята знают скороговорки?

(дети произносят скороговорки, четко, выговаривая все звуки)

Колпак на колпаке, под колпаком колпак.

Шакал шагал, шакал скакал.

Ткет ткач ткани на платки Тани.

Хохлатые хохотушки хохотом хохотали.

Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.

Жужжит жужелица, да не кружится.

Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов.

На дороге с утра тарахтят трактора.

7. Итог. Вручение дипломов и подарков.

Публикации по теме:

Логопедический уголокЛогопедический уголок Наш логопедический уголок в старшей группе -одно из любимых мест воспитанников. Там находятся их любимые игры для развития мелкой моторики.

Что такое логопедический игротренинг? Тренинг – от англ. Train, что значит «обучать, воспитывать» - это систематическая тренировка или совершенствование определенных навыков.

Дидактическое пособие «Логопедический конструктор»Дидактическое пособие «Логопедический конструктор» Дидактическое пособие «Логопедический конструктор» Это очень простое, и в тоже время оригинальное и полезное пособие, которое можно использовать.

Логопедический КВН «Путешествие в Звуколандию» Задачи:Умение работать в коллективе слаженно и сообща; Установление партнерского отношения родителей и детей; Объединение усилия педагогов.

Логопедический кабинет в ДОУЛогопедический кабинет в ДОУ Со звуками живешь не очень дружно? Тебе помочь скорее нужно! Приходи к нам в логокабинет – Тебе окажет помощь ЛОГОПЕД! В кабинете мы.

Логопедический КВН «Всезнайки»Логопедический КВН «Всезнайки» Уважаемые гости моей странички предлагаем вам для просмотра наш логопедический КВН,который мы провели с ребятами старшего возраста. В КВН.

Логопедический ноутбук «Умка»Логопедический ноутбук «Умка» Задачи для детей возраста 5-6 лет. Усваивание представлений связанных с: - существительными уменьшительно-ласкательного суффикса;.

Логопедический новогодний календарьЛогопедический новогодний календарь Логопедический адвент- календарь. Два месяца до самого волшебного и всеми так любимого праздника! Разрешите, дорогие друзья, познакомить.

Логопедический проект «Веселый поезд»Логопедический проект «Веселый поезд» Здравствуйте, уважаемые коллеги. Разрешите представить отчет по реализации логопедического проекта: «Весёлый поезд». Паспорт проекта Автор:.

Мастер-класс «Логопедический кубик»Мастер-класс «Логопедический кубик» Главный помощник педагога в детском саду – игра! Работая уже не первый год учителем - дефектологом, пришла к мнению, что сколько бы не.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Логопедический досуг-викторина «Говорилки»
Опубликовано: 22 декабря 2019 в 23:04
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД