Лучший педагог года

Логопедический массаж и кинейзиотейпирование в работе учителя-логопеда ДОУ

Ирина Канесева
Логопедический массаж и кинейзиотейпирование в работе учителя-логопеда ДОУ

Логопедический массаж и кинейзиотейпирование в работе учителя-логопеда ДОУ.

Канесева Ирина Геннадьевна

Бакалавр

МБДОУ №17 «Аистенок»

учитель-логопед I квалификационной категории

РФ, Московская обл., ГО Химки

kaneseva.irina@mail.ru

Аннотация: в данной статье рассмотрен педагогический опыт работы с детьми с ТНР и ОВЗ, их семьями, а так же особенности организации проектной деятельности на базе ДОУ.

Публикация «Логопедический массаж и кинейзиотейпирование в работе учителя-логопеда ДОУ» размещена в разделах

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ, дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР, логопедический массаж, самомассаж, кинейзиотейпирование, взаимодействие с родителями.

«Ничто не удивляет, когда удивляет все: такова особенность ребенка». Антуан де Ривароль.

Каждую секунду мир меняется, меняемся мы, меняются дети. Каждому педагогу так же необходимо идти в ногу со временем: удивлять и удивляться, повышать эффективность своей работы, учитывая пожелания родителей и воспитанников, совершенствовать методы и формы взаимодействия с детьми, искать новые приемы и игры…

Все больше появляется публикаций, которые посвящены описанию приемов логопедического массажа, но в практику эти приемы внедряются пока недостаточно. Вместе с тем все специалисты, занимающиеся с такими тяжелыми речевыми нарушениями речи, как дизартрия, ринолалия, заикание и др. признают целесообразность логопедического массажа. Логопедическое воздействие (массаж, кинейзиотейпирование, артикуляционная гимнастика) следует осуществлять комплексно. А в том случае, когда ребенку поставлен диагноз «дизартрия», он, бесспорно, просто необходим.

Логопедический массаж – это активный метод механического воздействия в тех случаях, когда имеются нарушения тонуса мышц при дизартриях, ринолалиях, заикании.

Обоснование необходимости логопедического массажа в коррекционной работе логопеда встречается в работах Е. М. Мастюковой, М. Б. Эйдиновой, Е. Ф. Архиповой, О. В. Правдиной, К. А. Семеновой, И. В. Блыскиной, Е. М. Акименко, Е. В. Новиковой.

Существует несколько видов логопедического массажа : классический (ручной) массаж, точечный или массаж по биологически активным точкам (БАТ, смешанный массаж, самомассаж, массаж рефлексогенных зон, ИЛК – искусственно-локальная контрастодермия, сегментарно — рефлекторный массаж, аппаратный массаж, инструментальный массаж – массаж с применением логопедических зондов и специальных приспособлений таких, как зондозаменители, шпателя, зубные щетки, ложки и пр.

Целевая аудитория нашего ДОУ: дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР, ранний детский аутизм (РДА, задержка психического развития (ЗПР) (Сведения о детях с особыми образовательными потребностями на 01.09. 2017: количество детей-инвалидов 2, количество детей с ОВЗ 5, количество детей группы риска 5).

Исходя из приведенных выше данных, в своей практике я стараюсь использовать как технологии проверенные временем, так и новые методы и разработки, которые позволяют добиться наиболее эффективного результата в коррекционной работе.

Технология логопедического массажа и кинейзиотейпирования.

Цель - устранение патологической симптоматики в периферическом отделе речевого аппарата и создание взаимодействия логопед-родитель-ребенок.

На базе МБДОУ № 17 «Аистенок» мною, практикующим учителем-логопедом, производятся массажные мероприятия по Комплексно-тематическому планированию в логопедической группе на фронтальных и подгрупповых занятиях:

Месяц Массажное мероприятие Лексическая тема недели

Сентябрь Обследование, знакомство с основными массажными движениями : поглаживание, спиралевидные движения. Обследование

«Осень», знакомство с основными массажными движениями, постукивающие движения. Развитие слухового внимания и восприятия на речевых звуках

«Осень», зигзагообразные движения. Осенняя пора, явления природы

«Фрукты», пощипывающие движения. Сбор урожая

Октябрь «Грибы», массаж ладоней Лес, грибы

«Птицы», массаж пальцев Перелетные птицы

«Умывалочка» Я вырасту здоровым

«Солнышко», массаж тела Я и моя семья.

Ноябрь «Дом», массаж ушей Мой дом (посуда, бытовые приборы)

«Мебель», массаж ушей Мебель

«Транспорт», пальцы Транспорт. Профессии, связанные с транспортом.

«Мыло», массаж головы. Одежда.

Декабрь «На дворе у нас мороз», массаж тела Зимняя природа, свойства воды.

«Снежинки», мышцы глаз Зимние забавы.

«Пальчики на ножках», массаж ног Новогодняя игрушка.

«Ёлочка», упражнения для мышц стоп Елочка-красавица.

Январь «Неболейка», массаж биологически активных точек Зимние виды спорта

«В январе», массаж биологически активных точек Зимующие птицы

Февраль «Дикие животные», массаж ушей Дикие животные

«Домашние животные», массаж ладоней и пальцев шестигранным карандашом Домашние животные

«Крокодил», массаж биологически активных точек Животные жарких и холодных стран.

Пуговичный массаж для мышц рук и ног Рыбы. Морские обитатели.

Март «Не циркач я и артист – сам себе я массажист, самомассаж лица и шеи День защитника отечества.

«Солнышко проснулось» : поглаживание, постукивание, зигзагообразные движения. Мамин день

«Мы трудились», массаж пальцев рук Профессии.

«По дороге», упражнения для мышц стоп Транспорт. ПДД. ОБЖ.

«На крылечке», самомассаж Город и деревня.

Апрель «Пироги» Откуда хлеб пришел.

«На луне жил звездочет» Космос

«Комары», самомассаж прищепками Насекомые

«Цветы», массаж пальцев рук Цветы

Май «Заботливое солнышко», массаж биологически активных точек День победы.

«Прогулка по лесу», упражнения для глаз. Ягоды.

«Солнышко», упражнения для глаз. Лето

В моей практике в индивидуальной работе я использую :

• Комплекс логопедического массажа - массаж лица и органов артикуляции;

• Зондовый массаж по методике Е. В. Новиковой, с помощью которого можно целенаправленно воздействовать на поражённые участки артикуляционных органов, активизируя и восстанавливая их деятельность, вследствие чего значительно ускоряется процесс исправления звукопроизношения;

Кинейзиотейпирование. Тейпинг-терапия помогает нормализовать тонус мышц артикуляционного аппарата и улучшить речь. Название метода происходит от двух слов: kinesio — движение и tape — лента. Кинезиотейпирование выполняют с помощью специальных хлопковых лент — тейпов. Они аналогичны по эластичности человеческой коже и не содержат аллергенов. Ленты накладывают согласно методу Кинезиологического Тейпирования.

В логопедии тейпинг-терапия используется при:

• парезах и невритах;

• гиперсаливации (повышенном слюнотечении);

• птозах;

• комплексной реабилитации пациентов, перенесших инсульт.

В основе тейпинг-терапии лежит мануальная терапия- это коррекция функций организма путем воздействия на поверхность тела. В отличие от массажа, который длится один сеанс, кинезиотейпирование имеет продолжительное действие. Ленты накладываются на определенные участки тела и остаются там несколько дней или недель (до двух недель). Кинейзиотейпирование позволяет за счет наложения лент управлять тонусом мышц: повышать или понижать тонус. Данный метод позволяет снимать асептическое воспаление, стабилизировать суставы. Тейпы не нарушают двигательную активность.

Противопоказания (кинезиотейпирование не используется в случае) :

• дерматологических заболеваний;

• нарушения целостности кожи;

• незаживших рубцов;

• аллергии на акрил (хлопковая лента имеет акриловый слой для удобной фиксации на теле).

В логопедической практике тейпы помогают:

• улучшить функции губ (накладываются на круговую мышцу рта);

• нормализовать подвижность челюстных суставов, открывание рта и процесс глотания (область наложения ленты — подбородочно-подъязычная мышца, используются при гиперсаливации;

• улучшить подвижность гортани (тейпы накладывают на грудинно-подъязычную мышцу для снятия ее напряжения);

• стабилизировать нижнюю челюсть.

Тейп накладывается на чистую сухую неповрежденную кожу. За счет температуры тела он уже через 10–15 минут активируется и надежно фиксируется. Лента не мешает заниматься спортом и принимать водные процедуры.

Кинезиотейпирование используется в рамках диагностики и в качестве составляющей речевой терапии.

Ребенку достаточно 2-х процедур в неделю, которые могут проводиться подряд или через день, после индивидуальных занятий по звукопроизношению. Массаж, совместно с кинейзиотейпированием и артикуляционной гимнастикой рекомендуется проводить по 10-20 процедур. Эти циклы можно повторять с перерывом от двух неделю до двух месяцев. При выраженных тонусах мышц массаж может проводиться в течение учебного года. Длительность одной процедуры может варьироваться в зависимости от степени поражения, возраста ребенка, его индивидуальных особенностей и т. д. начальная длительность процедур составляет 5-7 минут, а конечная – 20-25 минут. Во время массажа ребенок не должен испытывать боли, дискомфорта.

План работы по проекту «Волшебная ленточка» (логопедический массаж и кинейзиотейпирование) на год:

№ месяц Виды деятельности

1 Сентябрь Разработка проекта «Волшебная ленточка (логопедический массаж и кинейзиотейпирование)»

(актуальность темы, цели и задачи, этапы реализации) :

• подобрать материал по теме;

• провести консультации и собрания для родителей и педагогов

2 Сентябрь Мастер-класс для родителей и педагогов: «Логопедический массаж и кинейзиотейпирование»

Сентябрь Диагностика. Проведение массажа и тейпирования (артикуляционная гимнастика +самомассаж) воспитанникам, зондовый массаж.

10 сеансов

Ноябрь Проведение массажа и тейпирования воспитанникам (артикуляционная гимнастика +самомассаж). Обучение родителей.

10 сеансов

Январь Проведение массажа и тейпирования воспитанникам (артикуляционная гимнастика +самомассаж) родителями.

10 сеансов

Диагностика.

3 В течении года Массажные мероприятия по тематическому планированию.

5 Апрель Диагностика.

Индивидуальное консультирование родителей. Подведение итогов.

6 Май Презентация для родителей и педагогов ДОУ: «Волшебная ленточка».

Таким образом, исходя из данных мониторинга, можно сделать вывод, что коррекционная работа с воспитанниками эффективна и имеет стабильно положительные результаты (88%). Низкий и средний уровни речевого развития объясняется первично поставленными диагнозами: 2016-2017: ФФНР дизартрия–11 чел. ОНР –10 чел. ОНР дизартрия – 4 чел., ОНР ринолалия – 1 чел. 2017-2018: ФФНР дизартрия–12 чел. ОНР –10 чел. ОНР дизартрия – 4 чел., ОНР ринолалия – 1 чел., ОВЗ- 5. В результате применения различных комплексов методик и новых технологий, наблюдается значительное повышение эффективности коррекционной работы по всем направлениям развития речи дошкольников.

Таким образом, к концу учебного года логопедический массаж и кинейзиотейпирование оказали общее положительное воздействие на организм детей в целом, поспособствовали благоприятному изменению в нервной и мышечной системах, играющих основную роль в речедвигательном процессе. Логопедический массаж поспособствует нормализации тонуса мышц артикуляционного аппарата, развитию силы, подвижности и точности движений, развитию кинестетических ощущений.

Литература

1. Е. А. Дьякова “Логопедический массаж”М., 2005г.

2. И. В. Блыскина “Логопедический массаж”СПб., 2004г.

3. О. Г. Приходько “ Особенности логопедической работы при дизартрии с детьми, страдающими ДЦП и другими видами неврологической патологии” М., 1999г.

4. Л. О. Бадалян “Невропатология” М., 1997г.

5. Е. В. Новикова “Зондовый массаж : коррекция звукопроизношения” М., 2004г.

6. Е. Н. Краузе “Логопедический массаж” CПб., 2004г.

7. Г. В. Дедюхина “Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3-5 лет, страдающими детским церебральным параличом” М. 2003г.

8. Акименко В. М. Новые логопедические технологии : учебно-метод. Пособие.

9. О. И. Крупенчук, Т. А. Воробьёва “Исправляем произношение” CПб., 2007г.

10. О. И. Крупенчук “Массаж логопедический : зондовый и классический” СПб 2009г.

11. Касаткин М. С. - Клиническое руководство по кинезиологическому тейпированию Под ред. М. С. Касаткина, Е. Е. Ачкасова. – Москва, 2017

Публикации по теме:

Социальное проектирование в работе учителя-логопеда ДОУ с детьми с ОВЗ Наша действительность достаточно динамична и учителю-логопеду надо научиться взаимодействовать с изменяющимся миром, чтобы соответствовать.

Использование ИКТ в работе учителя-логопеда ДОУ «Использование информационно - коммуникационных технологий в работе учителя – логопеда ДОУ» Аннотация: В данной работе рассматривается.

Презентация «Использование информационно-компьютерных технологий в работе учителя-логопеда ДОУ» ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО - КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ Время не стоит на месте. Все течет, все изменяется.

Консультация учителя-логопеда для родителей «Сотрудничество в работе с детьми логопеда и родителей» Проблема взаимоотношений и сотрудничества логопеда с родителями в литературе освещена мало. Только в некоторых методических разработках.

Лэпбук в работе учителя-логопедаЛэпбук в работе учителя-логопеда .

Организация взаимодействия в работе учителя-логопеда и педагогов ДОУ по вопросу развития речи детей В исправлении речевых нарушений у детей дошкольного возраста большую роль играет взаимосвязь всех направлений работы учителя-логопеда и.

Отчет по теме самообразования учителя-логопеда «Технология песочной терапии в коррекционной работе учителя-логопеда» Актуальность. Тема внедрения нетрадиционных методов в образовательную сферу в дошкольные учреждения стала актуальна в наши дни. Коррекция.

Проектная деятельность в работе учителя-логопедаПроектная деятельность в работе учителя-логопеда резентация на тему: «Проектная деятельность в работе учителя-логопеда» Учитель-логопед Морозова М. В. МБДОУ д/с №16 Кропоткин Наши современные.

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда Здоровье сберегающие технологии в работе учителя-логопеда. Актуальность использования здоровье сберегающих технологий в коррекционной работе.

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда ДОУ Работа по здоровьесбережению детей дошкольного возраста в наше время особо актуальна. Большинство воспитанников детских садов имеют II группы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Логопедический массаж и кинейзиотейпирование в работе учителя-логопеда ДОУ
Опубликовано: 10 декабря 2018 в 17:18
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД