Лилия Дорофеева
Логопедический проект: «Хочу учиться на «5»» (профилактика оптической дисграфии у старших дошкольников)
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : информационно-практико-ориентированный.
Вид проекта : долгосрочный.
Сроки реализации: октябрь 2014г. - май 2015 г.
Цель: качественно подготовить детей с речевыми нарушениями к овладению письмом используя принцип интеграции образовательных областей (познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, речевое развитие) в соответствии с ФГОС.
Задачи:
• Развитие зрительного анализа и синтеза.
• Уточнение и расширение объема зрительной памяти, мыслительных процессов.
Публикация «Логопедический проект: „Хочу учиться на „5““ (профилактика оптической дисграфии у старших дошкольников)» размещена в разделах
- Дисграфия и дислексия. Профилактика и коррекция
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа логопеда. Логопедия
- Старшая группа
- Темочки
• Формирование зрительно - пространственных представлений, пространственного восприятия, которые являются основой по формированию зрительного образа букв алфавита.
• Формирование речевых средств, отражающих зрительно-пространственные отношения.
• Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук, совершенствование зрительно – моторной координации.
• Педагогическое просвещение родителей будущих первоклассников по вопросам нарушения и профилактики нарушений письменной речи.
• Повышение заинтересованности родителей не только в результатах, но и в самом процессе коррекционно-воспитательной работы.
• Осуществлять взаимодействие с воспитателями групп, для повышения эффективности реализуемого проекта.
Участники проекта : дети 6-7 лет, зачисленные на логопункт, родители, логопед.
Ожидаемые результаты:
участие в проекте детей будет способствовать формированию у них полноценных зрительно-пространственных представлений; родители смогут самостоятельно использовать полученные знания и вовремя обратить внимание на возникшие затруднения в овладении письменной речью.
Анализ ситуации: мой опыт работы с детьми, имеющими различные речевые нарушения, изучение публикаций о современных исследованиях, показывают, что речевые отклонения очень часто отрицательно сказываются на становлении и развитии памяти, внимания, мышления и восприятия.
Для прослеживания результатов коррекционного воздействия я веду тесную взаимосвязь с педагогами школ, которые, в свою очередь информируют меня о возникающих трудностях у выпускников логопункта. Очень часто это связано с нарушениями письменной речи, а в частности оптической дисграфией.
Исследования ученых, направленные на изучение вопроса профилактики оптической дисграфии у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями, показывают, что при педагогическом воздействии вероятность возникновения зрительно-пространственных нарушений значительно ниже, что в дальнейшем положительно влияет на успешность овладения письменной речью детьми в младшем школьном возрасте.
Проанализировав результаты диагностики, проведенные в сентябре 2014 года, я пришла к выводу, что большинство детей, зачисленных на логопункт, испытывают трудности в восприятии цвета, формы, величины предметов, пространственных ориентиров. У некоторых отмечается недостаточный объем зрительной памяти, внимания. Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук характеризуется мышечной слабостью, что проявляется в ограниченной подвижности, низкой степени координации движений и приводит к неточности в выполнении графических заданий. В связи с этим возникла необходимость в специально организованной работе по развитию зрительного восприятия, зрительно-моторной координации и предупреждению оптико-пространственных нарушений, что будет являться неотъемлемой частью профилактики оптической дисграфии.
Так как в условиях сельского логопункта охватываю детей с речевыми нарушениями разного характера и этиологии, я поставила перед собой задачи – путем реализации проекта предупредить появление у детей старшего дошкольного возраста предпосылок зрительно-пространственных нарушений.
Актуальность проекта : в связи с ростом процента детей, страдающих дисграфией, возникает актуальность профилактики этого расстройства до начала школьного обучения. Как логопед дошкольного учреждения считаю своей основной задачей помочь будущим первоклассникам преодолеть возникающие трудности при обучении грамоте. В дальнейшем им будет легче избежать таких нарушений, как дисграфия.
Продукт совместной деятельности: Выставка мини - книжек самоделок.
Разработчики: учитель – логопед ДорофееваЛ. В.
Практическая значимость: предложенные система упражнений, дидактические пособия, консультации, буклеты могут быть использованы педагогами, логопедами и заинтересованными родителями.
Этапы и стратегия реализации проекта :
I. Подготовительный этап (информационно-аналитический (сентябрь-октябрь 2014 года.).
Задачи:
подбор и изучение научно - методической литературы по данной проблеме.
проведение цикла диагностических бесед и игровых упражнений, направленных на выявление предпосылок оптической дисграфии у детей 6-7 лет, зачисленных на логопункт.
анкетирование родителей.
выявление проблемы, формулирование цели и задач проекта, определение пути его реализации.
II. Основной этап (практический (ноябрь-апрель 2014 года).
Задачи:
подбор и систематизация игр и игровых упражнений;
изготовление дидактического материала;
внедрение разработанных игровых упражнений в систему коррекционной работы на логопункте;
разработка и апробация системы методических мероприятий для родителей по вопросам профилактики зрительно-пространственных нарушений у детей, накопление информационного банка по данной теме;
выработка необходимых педагогических условий для реализации проекта с учетом современных требований и речевых возможностей детей.
Формы работы с родителями:
Проведение семинара - практикума, консультаций для родителей;
Проведение совместных мероприятий родителей с детьми;
Индивидуальное консультирование (по необходимости);
Создание наглядных информационно-методических материалов: буклеты, папки-передвижки, выставки.
III. Заключительный этап (контрольно-диагностический (май 2014 года).
Задачи:
Анализ проектной деятельности и оценка результатов эффективности применения логопедического проекта.
Итоговая презентация результатов проектной деятельности детей и родителей через выставку книжек-самоделок.
Презентация проекта «Хочу учиться на 5» для педагогов ДОУ.
Прогноз возможных негативных последствий:
1. Слабая мотивация участников проекта.
Пути коррекции: внедрении дополнительных форм стимуляции и поощрения, применение новых, более интересных форм работы.
2. Высокая заболеваемость детей, низкое посещение детского сада.
Пути коррекции: периодическое возвращение к уже пройденному материалу.
3. Отсутствие условий в проведении какого-либо запланированного мероприятия.
Пути коррекции: проведение иного мероприятия, способствующего достижению намеченных целей и реализации поставленных задач.
Список литературы:
1. Ильина М. В. Чувствуем-познаем-размышляем. Комплексное занятие для развития восприятия и эмоционально -волевой сферы у детей 5-6 лет. – М., 2004
2. Лалаева Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах – М., 1998
3. Логопедия : Учеб. для дефектологических факультетов педвузов/ Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М., 1999
4. Новикова Н. В. Как подготовить руку ребенка к письму комплекс упражнений для тренинга мышц рук у детей – М., 2000
5. Парамонова Л. Г. Говори и пиши правильно – С-Пб, 2003
6. Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников – М., 1997
7. Соколова Е. И. Готовимся к школе: учимся наблюдать, думать, запоминать. Для детей 5-7 лет. – Академия развития, 2002г
8. Узорова О. В. Игры с пальчиками/ О. В. Узорова Е. П. Нефедова. – М., 2004
9. Хрестоматия по логопедии / под ред. Л. С. Волковой, В. И. Селивёрстова Т2 – М., 1997
10. Яцель О. С. Учимся правильно употреблять предлоги в речи: Конспекты занятий по обучению детей с ОНР в старшей и подготовительной группе/ О. С. Яцель - М., 2006