Вакурина Светлана Владимировна
Логопедический экспресс-массаж в коррекции речевых нарушений дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время выпущено достаточно литературы, в которой представлены комплексные методики коррекции речевой патологии у детей дошкольников, в том числе и методических изданий по использованию в логопедической практике массажа, где описаны приемы дифференцированного массажа при различных формах нарушения речи, зондовые массажи, массажи рефлекторных зон (например, плантарный массаж и аурикулярный). В своей работе в ДОУ с детьми,имеющими речевые нарушения, я использую универсальный логопедический экспресс – массаж, которым поделилась на одном из своих мастер – классов опытный учитель-логопед Барменкова Татьяна Дмитриевна. Логопедический экспресс – массаж, как и любой другой логопедический массаж, способствует подготовке артикуляторов и ускоряет процесс постановки звуков. Для его проведения соблюдаются те же условия, что и для логопедического массажа, но его можно использовать со всеми детьми, не зависимо от нарушения и даже при нормальном тонусе артикуляторов,
Публикация «Логопедический экспресс-массаж в коррекции речевых нарушений дошкольников» размещена в разделах
- Работа логопеда. Логопедия
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
Для проведения логопедического экспресс – массажа используются специальные индивидуальные для каждого ребенка (чьи родители дали согласие) наборы: зубная щетка с закругленными концами, прямой ручкой и удаленной щетиной; простая соска для стеклянной бутылочки для детского питания. Перед и после массажа наборы дезинфицируются. Когда знакомим ребенка с «инструментами», даем ему их потрогать, подержать, чтобы он не боялся и согласился с ними работать. Как правило данные предметы страха у детей не рождают, так как они им знакомы (с зубной щеткой ребенок встречается каждый день, и не вызывают неприятных ощущений во время экспресс – массажа (ручка зубной щетки пластиковая не холодит, соска мягкая и не травмирует поверхность языка).
Массаж спинки языка в различных направлениях выполняется зубной щеткой или соской одетой на зубную щетку. Просим ребенка открыть рот и высунуть язык:
• От корня языка к кончику.
• По центральной линии языка.
• От центра к боковым краям.
• Круговыми движениями в различных точках.
• «Большая змейка». Сначала только к корню языка, затем только к кончику язы-ка.
Язык постепенно расслабляется.
Массаж боковых сторон языка выполняется зубной щеткой или соской одетой на зубную щетку. Просим ребенка язык отвести в сторону:
• Оттягивая язык в сторону, разминаем боковую поверхность языка, сначала с одной, а потом с другой стороны.
• Поглаживание от кончика языка к корню, сначала с одной, а потом с другой стороны.
• Круговые движения от кончика языка к корню, сначала с одной стороны, а по-том с другой стороны.
Массаж верхнего подъема языка (способствует растягиванию уздечки). Если ребенок может удержать язык в положении «грибок», то просим ребенка сделать «грибок». Если нет, то просим поднять язык вверх:
• Поглаживающие движения снизу вверх по уздечке с одной и с другой стороны, как бы растягивая ее.
• Легкими круговыми движениями разминаем срединную зону языка с одной и с другой стороны (выполняется при «провале» языка).
• Выполняем круговые движения против часовой стрелки с одной и с другой стороны от нижнего сегмента уздечки (хорошо подходит для снижения слюнотечения).
Массаж для губ (пассивная артикуляционная гимнастика) может выполняться логопедом и ребенком (самомассаж) :
• Разминание большим и указательным пальцами верхней губы.
• Разминание большим и указательным пальцами нижней губы.
• Растягивание губ в улыбку.
• Растягивание губ с одновременным приподниманием и опусканием уголков губ.
• Вытягивание губ в «трубочку»
Практика показала, что в работе с детьми - дошкольниками, имеющими патологию речи, значительное место занимает логопедический массаж. И ни у кого из специалистов не вызывает сомнения целесообразность его использования как при тяжелых, так и при незначительных нарушениях речи, так как и в том и в другом случае это ускоряет процесс коррекции речи дошкольников.