«Все мы знаем, что цветы для добра и красоты». Логопедическое занятие по автоматизации звука [Р] в связной речи

ИРИНА САЛЬНИКОВА
«Все мы знаем, что цветы для добра и красоты». Логопедическое занятие по автоматизации звука [Р] в связной речи

Программные задачи:

Коррекционно-образовательные:

- Закрепление знаний о механизме образования звука [Р];

- Закрепление понятий: звук, слово, предложение, текст;

- Уточнение словаря по теме «Цветы» на основе слов, содержащих данный звук;

- Активизация словарного запаса с использованием пословиц, стихов, загадок, легенд, рассказов, театральных диалогов;

- Закрепление навыка употребления существительных в различных падежах с использованием предлогов, согласования числительных с существительными.

Коррекционно-развивающие:

- Закрепление правильного произношения звука в различных речевых структурах;

- Совершенствование функций фонематического восприятия;

- Развитие зрительного восприятия, внимания, памяти, мышления;

- Развитие физиологического дыхания, тонкой моторики;

Закрепление навыков звукового анализа, синтеза, символической записи;

- Развитие эмоциональности, выразительности, артистизма, творческого воображения.

Воспитательные:

- Воспитание контроля за правильностью своей речи и речи других;

- Формирование самостоятельности, инициативности, ассертивности;

- Развитие навыков сотрудничества, эмпатии, доброжелательности;

- Воспитание любви, бережного отношения к природе.

Оборудование: экспонаты цветочной выставки, конверт с запахом цветов, картинки поля, луга, сада, комнаты, цветов, богини Флоры, фишки для звукового анализа, карточка с изображением астр, бабочка на палочке, костюм Флоры, волшебная указка, цветы для подарка, звукозапись спокойной, красивой музыки.

Организационный момент. (Игровая мотивация)

Логопед: Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня я получила загадочное письмо (показывает). Чувствуете, какой нежный аромат? Как вы думаете, что это за запах?

Дети: Пахнет какими-то цветами. *

Логопед (читает): «Дорогие друзья! Меня зовут Роза. Я - цветочная королева и приглашаю вас на выставку цветов. Но чтобы попасть туда, надо выполнить мои задания», - пишет Королева Роза. Справимся? Итак, первое задание.

Ответьте на вопросы: «Как называется профессия человека, который проводит экскурсию?» (Экскурсовод) «Каким должен быть экскурсовод?» (Он должен много знать, быть приветливым, доброжелательным и правильно, чётко, громко, эмоционально говорить)

Второе задание. Внимание! Услышишь название цветка, в котором есть звук [Р], хлопни в ладоши. (Пион, ландыш, сакура, василёк, орхидея)

Третье задание. Раз, два, три, повернись и в животных превратись. - Изобрази сердитого тигра, как грозно он рычит (Р-р-р) - Изобрази, как мурлычет ласковая кошечка (Мур-р- р) - Покажи, как любопытный вороненок выглядывает из гнезда и пищит

тоненьким голоском (Кар-р-р, а мама ворона отвечает ему низким голосом (Кар-Р-Р)

Четвёртое задание. Вспомните все, что знаете о нашем любимом звуке [Р]. (Кончик языка находиться вверху, дрожит, воздушная струя сильная, голосовые связки работают, звук - согласный, звонкий, бывает твердый, мягкий)

На нашем пути станция «Подбирай-ка».

Посмотри на картинки и подбери, что к чему подходит:

А вот и станция «Разбросай-ка».«Разбросай» звуки слова «роза».

Следующая станция «Составляй-ка».

«Собери» слово - название цветка из звуков [А],[С],[Т],[Р],[А] и составь схему, используя символы.

Мы приближаемся к станции «Исключай-ка». Д/и «Четвёртый лишний» (по картинкам)

Логопед: Шли, мы шли и на цветочную выставку пришли.

Ребёнок (девочка) в образе богини Флоры проводит экскурсию по выставке цветов.

Звучит музыка П. И. Чайковского «Вальс цветов».

Флора: Вот мы и в царстве цветов. Они нас встречают, кивают своими

головками, как будто здороваются.

Пальчиковая гимнастика «Чудесные цветы».

Наши чудные цветки

Открывают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши чудные цветки

Закрывают лепестки.

Головой качают,

Тихо засыпают.

Давайте и мы поздороваемся с ними. (Все здороваются с цветами.)

Флора: Отгадайте загадку: «По заснеженной лужайке бродит мальчик в белой майке». (Подснежник.) Эти цветы расцветают в лесу весной и называются подснежники. Однажды старуха Зима, Ветер и Стужа решили не пустить на Землю Весну. Все цветы испугались и поникли. Но подснежник выпрямил стебелёк и смело расправил лепестки. Солнце заметило подснежник, согрело землю и открыло дорогу Весне. С тех пор подснежник считается первой песней Весны.

Логопед: Первый цветок ломает ледок. Уж не про подснежник ли эта

поговорка?

Флора: За ними начинают цвести многолетние садовые тюльпаны, ландыши, пионы.

Логопед: Осень красна плодами, а Весна красна цветами.

Флора: Летом мы можем увидеть в саду астры, гвоздики и много разных других цветов. Астра похожа на звезду. Говорят, если ночью встать среди астр и прислушаться, то можно услышать тихий шёпот - так астры общаются со звёздами-сёстрами.

Логопед: Астра - древнейшее растение. Изображение цветка нашли в царской гробнице. Гробнице было 2000 лет. Она была украшена узорами из растений, среди которых была и астра.

Флора: Красиво! Всё лето красиво! Но всё-таки среди всех цветов выделяется розы. Они зацветают в июне и цветут до морозов. У роз разная форма, разный цвет и разные названия. А лепестки у этих цветов нежные, бархатистые. Особенно красивы розы ранним утром, когда на лепестках и листиках ещё не высохли капли

росы. Запах у роз нежный, тонкий и приятный. Я согласна с теми людьми, которые говорят, что роза - королева цветов.

Логопед: Роза - бесспорная царица цветов, испокон веков ей покланялись, её любили, посвящали песни, стихи, легенды: раньше все розы были белыми. Но вот соловей влюбился в розу и не смог перенести неразделённой любви. Он бросился грудью на шипы и умер, а роза с тех пор стала алой от его крови.

Флора:Королева всех цветов, символ вечной нежности.

С чашей хрупких лепестков, с ароматом свежести.

Ты шипами отгоняешь от себя угрозу.

Сад собою украшаешь, твоё имя. .(Роза).

Анютины глазки. Трудно пройти мимо этих цветов. Смотришь на них, а они будто на тебя смотрят.

Вот скромная, чудная, нежная фиалка - символ застенчивости и смирения. Фиалки бывают лесные и комнатные. Одуванчик похож на солнышко и дружит с ним. Просыпается солнышко и одуванчик вместе с ним. Ложится солнышко спать, и он вместе с ним закрывает свою золотую солнечную головку. А когда одуванчик стареет, он меняет свой солнечный цвет на серебристый и с помощью ветра расселяет свои семена вокруг.

Логопед: Носит одуванчик жёлтый сарафанчик. Подрастёт - нарядится в беленькое платьице.

Флора: Колокольчики растут в поле. Если в ветреную погоду прислушаться, можно услышать тихий звон. Шапочки этих цветов напоминают колокола, поэтому и назвали их колокольчиками.

Логопед: Колокольчики, как и все цветы, любят солнце, тянут свои нераскрывшиеся бутоны к нему. Как только они раскрываются, то опускаются вниз, чтобы защитить пестики и тычинки от дождя. Там защищаются от непогоды и насекомые.

Флора:Белые ромашки-сестрички, у ромашек белые реснички.

Логопед: Смотри, какая красивая бабочка залетела сюда.

Игра «Порхающая бабочка». Логопед начинает предложение, а дети продолжают. Бабочка подлетела.

Ребёнок: К ромашке.

«, Логопед: Бабочка перелетела.

Ребёнок:Через ромашку.

Логопед: Бабочка залетела.

Ребёнок:За ромашку.

Логопед: Бабочка вылетела. *

Ребёнок: Из-за ромашки.

Логопед: Бабочка села.

Ребёнок: Под ромашку.

Логопед: Бабочка подлетела.

Ребёнок: К незабудке.

Логопед: Голубой цветочек хрупкий, он зовётся незабудкой. А почему он так зовётся, вы сейчас узнаете.

Театрализация «Незабудки».

Однажды богиня цветов Флора стала одаривать цветы именами. Всем дала имя и хотела удалиться, но вдруг услышала за спиной слабый голосок:

- Не забудь меня, Флора! Дай мне, пожалуйста, какое-нибудь имя!

Оглянулась Флора - никого не видно. Снова захотела уйти, но голосок повторился:

- Не забудь меня, Флора! Дай и мне имя!

И только тут заметила Флора в разнотравье маленький голубой цветок:

- Хорошо, будь незабудкой. Вместе с именем я наделю тебя чудесной силой - ты будешь возвращать память тем людям, которые начнут забывать своих близких или свою родину.

Логопед: Флора, как ты думаешь, сорванный цветок - это хорошо или плохо? В чём ты видишь хорошее? (Украшает дом, наполняет его приятным ароматом, дарит радость.) В чём - плохое? (Сорванные цветы, особенно полевые, быстро гибнут. Если все станут рвать цветы, не будет красоты вокруг. Не будет цветов - пчёлам неоткуда будет собирать нектар, а бабочкам - пыльцу. Семена цветов не попадут в землю и из них не вырастут новые цветы). Чего же больше в том, что

мы срываем цветы: хорошего или плохого? (Плохого)

Флора:

Нам нужно над цветами наклониться

Не для того, чтоб рвать их и топтать,

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо своё им показать.

Логопед: Цветы очень любят, когда их хвалят, говорят им приятные слова.

Давайте скажем им эти слова. Какие цветы? (Красивые, нежные, трепетные, свежие, яркие, пёстрые, ароматные, молодые, весенние, садовые, полевые, крупные, маленькие.)

Релаксация на фоне тихой музыки

Закроем глаза. Представим, что мы в сказке.

Мы, словно цветы на полянке лесной,

Согретые солнцем, умыты весной.

Мы тянемся вверх, лепестки раскрывая,

И ласковый ветер нас тихо качает,

И нежные песни нам птицы поют,

И соки земные нам силу дают.

(Во время чтения стихотворения незаметно возле каждого присутствующего кладётся цветок)

Логопед: Пока мы находились в сказке, произошло чудо. Королева Цветочной страны подарила всем цветы, которые будут напоминать об этой прекрасной выставке. А вам она понравилась?

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Цветы
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
«Все мы знаем, что цветы для добра и красоты». Логопедическое занятие по автоматизации звука [Р] в связной речи
Опубликовано: 29 декабря 2014 в 10:53
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 декабря. День экспериментов со снегом на МААМ

Дошколята активно познают окружающий мир и задают нам, взрослым, множество разных интересных вопросов. Зимой это, к примеру «откуда берется снег», «почему он не тает», «почему на улице вода замерзает и...

16 декабря. День валенка на МААМ

Прадедушками валенок были пимы — традиционные войлочные сапоги кочевников, которые появились на Руси во времена монголо-татарского ига. Валяная обувь пришлась по душе нашим предкам — легкие и теплые...

Конспект НОД по рисованию «Цветочная поляна» для средней группы
Цель: развитие фантазии и творческого воображения. Задачи: 1. Воспитание эстетического отношения к цвету и краскам; 2. Развитие мелкой моторики пальцев и...
Конспект ООД «Дети-герои и их не детские подвиги» с детьми подготовительной к школе...
Конспект ООД «Дети-герои и их не детские подвиги» Авторы: Герасимова А. И, Турбаева С. М. Цель: расширение знаний воспитанников о героях нашего...
Сценарий утренника «Новогодние чудеса» для детей средней группы
Цель: Создать у детей, и родителей праздничное настроение Ход утренника: Звучит торжественная музыка, в зал входит ребёнок Девочка: Как приятно, что...