Папки-передвижки

Логопедическое занятие с детьми подготовительной к школе группы с ЗПР «Птичий двор»

Татьяна Клочкова
Логопедическое занятие с детьми подготовительной к школе группы с ЗПР «Птичий двор»

Цель занятия : актуализация словаря детей по теме «Домашние птицы» через использование элементов театрализованной игры.

Задачи:

1. Образовательные: закреплять представление о домашних птицах,

уточнять и расширять словарь по теме «Домашние птицы».

Предметный словарь: курица, петух, цыпленок, гусь, гусыня, гусенок, утка, селезень, утенок, индюк, индюшка, индюшонок, гребень, бородка, шпоры, перепонка, перо, пух, птичий двор, курятник, польза, корм, пшено, горох, крошки, жуки, гусеницы.

Публикация «Логопедическое занятие с детьми подготовительной к школе группы с ЗПР „Птичий двор“» размещена в разделах

Словарь признаков: птичий, домашние, сердитый, надутый, длинношеий, кусачий, голосистый, драчливый, задиристый, пестрая, ширококлювая.

Глагольный словарь: крякает, кукарекает, кудахчет, гогочет, болбочет, щиплет, клюет, плавает, ныряет, сердится, надувается, шипит, бежит, щипает, поет, машет, будит.

2. Коррекционно-развивающие задачи:

- Активизировать в речи предлоги -в-, -под-, -за-;

- Совершенствовать грамматический строй речи (образование притяжательных прилагательных, сложных слов, глаголов от звукоподражаний) через использование элементов театрализованной деятельности;

- Развивать физиологический и речевой выдох, чувство ритма, слуховую память, зрительное внимание, мимику, интонационную сторону речи, артикуляционную, общую моторику, мышление, графомоторные навыки.

3. Воспитательные задачи:

- Создавать условия для формирования мотива смены деятельности, положительной установки на участие в логопедическом занятии;

- Формировать выдержку, умение согласованно действовать по звуковому сигналу;

- Воспитывать доброе отношение к домашним птицам, чувство благодарности за приносимую ими пользу;

- Развивать у детей доброжелательное отношение к товарищам, целеустремленность, способность оценивать и контролировать свои действия.

Методы и приемы:

1. Словесные: указания, вопросы, словесные инструкции, объяснения, рассказ,

поощрение, использование художественного слова (стихи, загадки).

2. Практические: подражательно-исполнительские и конструктивные

упражнения, моделирование.

3. Наглядные: демонстрация пособий, показ способов действия, ТСО.

4. Игровые: дидактические игры, сюрпризный момент, элементы

театрализованной игры, подвижные игры.

Материалы и оборудование:

Тематическое панно «Птичий двор», фигурки домашних птиц, изображения частей тела домашних птиц (крыло гуся, гребешок петуха, хвост индюка, лапы курицы, клюв утки);

Плакат с изображением курицы, перья курицы натуральные;

Мягкие игрушки, изображающие птенцов домашних птиц (цыпленок, гусенок, утенок);

Шапочки для театральных героев (кот, цыплята, петушок, курица);

Бумажные шапочки-маски на каждого ребенка (курица, петух, цыпленок, гусь, гусыня, гусенок, утка, селезень, утенок, индюк, индюшка, индюшонок);

Плакат-схема для составления описательного рассказа про курицу;

Копилка, колокольчик, шкатулка;

Перья натуральные: куриные, петушиные, утиные;

Запись голосов домашних птиц, запись музыки для рисования;

Обручи для подвижной игры;

Раздаточный материал: картинки с изображением домашних птиц, карандаши, набор для выкладывания схемы предложения.

Пропедевтическая работа: знакомство и уточнение знаний детей о домашних птицах, рассматривание иллюстраций о домашних птицах, загадывание и придумывание загадок о домашних птицах, рассматривание птичьих перьев, чтение детям русской народной сказки «Петушок – золотой гребешок».

1. Организационный момент.

Логопед просит детей встать полукругом: «Встаньте рядышком друг с другом, словно месяц, - полукругом».

2. Вводная часть.

Логопед показывает детям шкатулку и говорит, что они могут узнать, что лежит в шкатулке, если отгадают загадку. Логопед загадывает загадку :

«В этой шкатулке не птица,

А тела ее частица:

Легкое, пушистое,

Нежное, волшебное».

«Что это?»

Дети называют отгадку: «Перо».

Логопед вынимает из шкатулки перо, дети внимательно его рассматривают.

Логопед : «Кто хозяин пера?»

Дети: «Петух».

Логопед : «Где он живет: в лесу или на птичьем дворе.

Дети: «Хозяин пера живет на птичьем дворе».

Логопед : «Если хозяин живет на птичьем дворе, то это птица какая?»

Дети: «Это птица домашняя».

Логопед : «О каких птицах мы будем говорить сегодня?»

Дети: «О домашних птицах»

3. Основная часть.

Логопед : «В какую сторону идти, чтоб хозяина найти? Ребята! Давайте все вместе подуем на перо: куда оно полетит, туда нам и идти. Раз, два, три! Перышко лети!».

Дети дуют на перышко и двигаются в том направлении, куда оно полетело.

Логопед и дети подходят к панно «Птичий двор». Садятся полукругом на стульчики перед панно. На панно прикреплены фигурки домашних птиц, у которых не хватает частей тела.

Логопед обращается к ребятам: «Что за странный птичий двор?

Птиц домашних не узнаешь,

Пока части тела на место не поставишь».

Дети! Скажите, чего не хватает у домашних птиц?»

Дети: «Частей тела»

Логопед : «Назовите части тела, которых не хватает и прикрепите их к фигуркам домашних птиц».

Дети называют недостающие части тела и прикрепляют их к фигуркам домашних птиц, правильно называя части тела.

«Петух без гребешка. Вот петушиный гребешок».

«Утка без клюва. Вот утиный клюв».

«Индюк без хвоста. Вот индюшиный хвост.»

«Курица без лап. Вот куриные лапы».

«Гусь без крыла. Вот гусиное крыло».

Логопед : «Молодцы! Все части тела на своих местах. Назовите, кто здесь изображен?»

Дети: «Петух, курица, гусь, утка, индюк».

Логопед : «Как можно назвать этих птиц одним словом?»

Дети: «Это птицы домашние».

Логопед : «Внимательно на птиц посмотрите и скажите: какая часть тела есть только у петуха?»

Дети: «У петуха есть шпоры».

Логопед : «Какая часть тела есть у петуха, курицы и индюка?»

Дети: «У этих птиц есть бородка».

Логопед : «Что есть только у гуся и утки?»

Дети: «У гуся и утки есть перепонки».

Проводится дидактическая игра «Ладошки».

Логопед : «По ладошкам ударяй, части тела домашних птиц называй». (Логопед обходит детей, подставляя свои ладошки детям. Дети ударяют ладошками по ладоням логопеда, одновременно называя части тела домашних птиц).

Логопед : «Дети! Давайте отдохнем немного на лужайке». (Логопед и дети переходят на ковер, садятся по-турецки). Ожили домашние птицы, запели. А вы глазки закрывайте, кто поет так – узнавайте».

( Включается аудиозапись с голосами домашних птиц: петуха, курицы, гуся, утки, индюка).

Логопед : «Кого вы слышали?»

Дети: «Петуха, курицу, утку, гуся, индюка».

Логопед : «Как подает голос курица?»

Дети: «Ко-ко-ко».

Логопед : «Курица поет ко-ко-ко. Как сказать по-другому?»

Дети: «Курица кудахчет».

(Далее логопед задает такой же вопрос про других домашних птиц. Дети называют звукоподражания и образовывают от них соответствующие глаголы).

Логопед : «Вы очень хорошо изобразили голоса домашних птиц. А теперь давайте в них превратимся». ( Дети выполняют артикуляционные упражнения: «Куры клюют зернышки», «Петух пьет воду», «Широкий клюв утки», «Гуси щиплют траву»).

Динамическая пауза. Подвижная игра «Птичья семья». (Дети надевают маски с изображением домашних птиц. Изображают, как птицы бегают по двору. По сигналу логопеда дети должны собраться «семьей» в свой дом (обруч, около которого картинка с изображением той птицы, кому принадлежит дом).

Логопед, надев маску утенка, включается в игру: «Помните сказку Г. Х. Андерсена «Гадкий утенок?» Утенок был маленьким, не знал обитателей птичьего двора, поэтому подходил ко всем и спрашивал: «Ты кто? Ты какая? Ты что делаешь?»

Логопед подходит к утиной семье (утка, селезень, утенок) и задает утке три предыдущих вопроса. Ребенок в маске утки отвечает: «Я утка. Я серенькая. Я плаваю, ем, ныряю».

Логопед подходит к ребенку в маске гуся.

Ребенок отвечает: «Я гусь. Я белый, длинношеий, шипящий, кусачий. Я шиплю, бегаю, кусаюсь».

Логопед подходит к ребенку в маске петуха и спрашивает его.

Ребенок отвечает: «Я петух. Я голосистый, задиристый. Я бужу, машу крыльями, кукарекаю».

Логопед от имени утенка говорит: «Спасибо, вам птицы. Теперь я всех знаю».

Логопед : «У всех домашних птиц есть птенцы. Однажды цыплята учились петь как в хоре. Давайте покажет как они это делали».

(Дети надевают шапочки цыплят, логопед – желтую косынку, изображающую голову курицы). Логопед с помощью звукоподражания «пи-пи» произносит различные ритмы в сочетании с движениями тела (повороты вправо, влево, наклон прямо). Дети отхлопывают ритм ладонями в сочетании с движениями тела.

«Пи-пи» (поворот влево)

«Пи-пи» (поворот вправо)

«Пи» (наклон прямо)

Для более сильных детей предлагается усложненный ритм.

Логопед : «Хорошо жить домашним птицам с человеком. Но у них есть враги. Например, грозный кот. (Логопед надевает маску кота). Вы можете спасти маленьких птенчиков от опасности, если правильно скажите предложение. (Логопед раздает детям мягкие игрушки: цыпленок, утенок, гусенок. Если ребенок справляется с заданием, то игрушка остается у него, если не справляется, то игрушку забирают).

Логопед : «Цыпленок спрятался … ямке».

Дети: «Цыпленок спрятался в ямке».

Логопед : «Гусенок спрятался … крышей».

Дети: «Цыпленок спрятался под крышей».

Логопед «Утенок спрятался … забором».

Дети: «Утенок спрятался за забором».

Логопед : «А какие еще враги есть у домашних птиц? Давайте вспомним как лиса выманивала петушка в сказке «Лиса и петух».

(Два ребенка надевают маски лисы и петуха. Разыгрывают отрывок из сказки:

- Петушок, петушок,

- Золотой гребешок,

- Масляна головушка,

- Шелкова бородушка.

- Выгляни в окошко –

- Дам тебе горошку.

Логопед : «А мы не будем обманывать петушка. Хотите покормить домашних птиц?»

(Дети садятся за столы. Перед каждым ребенком лист бумаги, на котором изображена какая-либо домашняя птица).

Логопед : «Что едят домашние птицы?»

Дети: «Хлебные крошки, горох, пшено, гусениц, жуков, червяков».

Логопед : «Покормите своих птиц. Нарисуйте для них корм».

Логопед : Придумайте предложение о том, что ест домашняя птица. В предложении должно быть три слова. Составьте схему предложения».

( Примерные предложения: «Петух клюет зерно». «Гусь щиплет траву». Схема предложения составляется из спичек).

Логопед : «Каждая домашняя птица приносит человеку пользу. Но больше всего дает человеку курица».

(Логопед демонстрирует детям плакат с изображением курицы. Дает каждому ребенку куриное перо).

Логопед : «Ребята вы можете подарить курочке перышко, если составите предложение о ней. Предложение составляй, перышко – прикрепляй».

(Дети составляют предложения о курице и прикрепляют к изображению курицы перья).

Логопед : «Какая красивая курочка у нас получилась».

Итог занятия.

(Дети переходят на ковер. В руках у логопеда копилка).

Логопед : «В руках у меня копилка. Непростая. Это копилка знаний. Пусть каждый из вас скажет, что он узнал на занятии и бросит в копилку фишку».

(Дети дают ответы).

Логопед : «Какая тяжелая стала копилка. Сколько много знаний вы сегодня получили. Молодцы!»

Учитель-логопед 1 кв. категории Клочкова Татьяна Викторовна,

ГКООУ «Дзержинский санаторный детский дом»

Публикации по теме:

Аппликация «Курочка-рябушечка»Аппликация «Курочка-рябушечка» Аппликация во второй младшей группе по теме домашние птицы называется "Курочка -рябушечка".Для этой работы я использовала :газету,обойный.

Дидактическая игра для детей от 3 до 5 лет «Сельский дворик» Цель: расширять и активизировать словарный запас детей по теме "Домашние животные"; учить узнавать и называть домашних животных и их детенышей;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Логопедическое занятие с детьми подготовительной к школе группы с ЗПР «Птичий двор»
Опубликовано: 20 ноября 2014 в 14:08
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД