Ольга Метцлер
Логопедическое занятие с подгруппой детей с НВ ОНР. Тема: Новогоднее путешествие звуков «С» и «Ш».
▼ Скачать + Заказать документы
Тема : Новогоднее путешествие звуков «С» и «Ш».
Этап коррекционно-развивающей работы: Дифференциация звуков «С» - «Ш» изолированно, в слогах, словах, предложениях, скороговорках.
Коррекционно-образовательные задачи:
1. Совершенствовать умение дифференцировать звуки «С» - «Ш» изолированно, на уровне слога, слова, предложения, стихотворного текста на слух и в произнесении;
2. Формировать умение распознавать ошибки при согласовании слов в предложении.
Публикация «Логопедическое занятие с подгруппой детей с НВ ОНР, Тема: Новогоднее путешествие звуков „С“ и „Ш“,» размещена в разделах
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Новый Год в детском саду
- Новый год. ВСЕ сценарии новогодних праздников
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2012
3. Закреплять умение образовывать слова противоположные по значению, образовывать прилагательные в превосходной степени.
Коррекционно-развивающие задачи: развивать фонематическое восприятие, слуховую память, логическое мышление.
Воспитательная задача: формировать навыки самоконтроля и взаимоконтроля.
Материал: экран, проектор, компьютер, журнальный столик, видеозапись с заданием от снеговика, костюм деда Мороза, ширма, два мешочка, предметные картинки, ёлка искусственная, шары и снежинки – ёлочные украшения, белый атлас, рыбы ламинированные – 6 штук, домик снеговика, снежки, две большие и одна маленькая корзина, надувной снеговик, картонные камни, замок, две куклы, плитки шоколада – 6 штук, модули для построения ворот, рукавицы, три пуговицы, морковка.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Логопед : Дети, сегодня мы отправимся в новогоднее путешествие.
На экране появляется снеговик (видеозапись).
2. Сюрпризный момент.
Снеговик: Здравствуйте, ребята! Я хочу пригласить вас в гости в волшебный зимний лес.
С собой нужно взять два очень важных звука, угадайте какие.
Назовите первый звук в словах : шуба, шапка, штаны.
Дети: Звук Ш.
Снеговик: Правильно, с собой мы возьмём звук Ш.
Снеговик: Назовите последний звук в словах : нос, лес, пояс.
Дети: Звук С.
Логопед : Да, мы возьмём с собой два звука С и Ш (логопед показывает символы звуков : изображение воды, текущей из крана и изображение змеи).
Снеговик: А что вы знаете об этих звуках?
3. Сравнение артикуляции звуков С и Ш.
Дети указывают на разницу в положении языка (при произнесении звука С язык находится за нижними зубами, а при произнесении звука Ш язык поднимается наверх в форме чашечки) и говорят о характере воздушной струи (при произнесении звука С воздушная струя холодная, при произнесении звука Ш – тёплая).
Характеристика звуков.
Звук С – согласный, глухой, твёрдый.
Звук Ш - согласный, глухой, твёрдый.
Снеговик: Молодцы, ребята! Ой! Что это со мной! На помощь! Я таю, таю! (на экране дети видят, как снеговик «тает» - сдувается).
Логопед : Ребята, поспешим на помощь снеговику. Нам поможет дед Мороз.
4. Дифференциация звуков С – Ш в слогах.
А). Дидактическая игра «Звуковые камни».
Дети наступают на камень с изображением символа звука С или Ш и придумывают слог с данным звуком.
Б). Дидактическое упражнение «Повтори за мной».
Логопед : Чтобы открыть дверь во владения деда Мороза, нужно повторить за мной слоги.
Са-са-ша, ша-ша-са, Са-ша-са, ша-са – са, ша-ша-са-са.
Дети открывают замок и попадают во владения деда Мороза.
Дед Мороз: Здравствуйте, дети! Знаю вашу беду. Я помогу вам, но сначала вы должны помочь мне украсить ёлку.
5. Дифференциация звуков С - Ш в словах. Дидактическая игра «Поможем деду Морозу украсить ёлку».
А). Подбор антонимов (ёлку украшаем снежинками).
Дидактическая игра «Скажи наоборот».
Логопед : Назови слова противоположные по значению.
За каждый правильный ответ дети получают снежинку и украшают ёлку.
Отвечать – спрашивать
Намочить – высушить
Наполнить – опустошить
Младший – старший
Гладкий – пушистый
Медлительный – шустрый
Медлить – спешить
Вода – суша
Б) Прилагательные в превосходной степени (ёлку украшаем шарами).
Грустный – грустнейший
Страшный – страшнейший
Простой – простейший
Старый – старейший
Смешной – смешнейший
Превосходный – превосходнейший
Трусливый – трусливейший
Вкусный – вкуснейший
Стройный – стройнейший
Быстрый – быстрейший
7. Дифференциация звуков С-Ш в словах.
Дидактическая игра «Новогодние подарки для Сони и Шуры».
Логопед : Ребята, помогите разложить подарки для Сони и Шуры в мешочки. К мешочкам прикреплены символы звуков.
В гостиной деда Мороза на столе подарки: самокат, самолёт, машина, вертолёт, кошка, шкаф, сумка, собака, шуба, шишка, соска, ромашка, дом.
Дети определяют, какие подарки для Сони, а какие для Шуры, свои ответы обосновывают. Ответы детей полные.
8. Дифференциация звуков в словах. Звуковой синтез слов.
Дед Мороз: Чтобы помочь снеговику, нужно собрать снежки.
Дидактическая игра «Две корзины».
Логопед предлагает составить слово из рассыпанных звуков, определить какой звук «живёт» в этом слове (С или Ш) и бросить снежок в нужную корзину (на одной корзине закреплён символ звука «С», а на другой – звука «Ш»).
Слова для звукового синтеза : с, о, к; с, а, н, и; ш, а, п, к, а; ш, а, р; ш, о, р, о,х; с, у, п; м,ы,ш,к,а; к,а,ш,а; с,о,в,ы.
9. Верификация предложений. Дифференциация звуков С-Ш в предложениях.
Дидактическое упражнение «Правильно ли это?»
Мотивация: Нужно помочь деду Морозу наловить рыбы в проруби. За каждый правильный ответ ребёнок получает возможность достать рубку из проруби.
Логопед произносит предложения, а ребёнок слушает внимательно и говорит, правильно это или нет.
1. Девочка ест кашей. 2. Старушка шьют рубашку. 3. Кошка сидит на стулом.
4. У Саша пушистая кошка. 5. У кошка пушистый хвост. 6. Шесть мышат кота смешит. 7. Соня сочиняет смешную стишок. 8. Саша спят на раскладушке. 9. Проснувшийся малыши плакал. 10. Снегурочка надел полушубок.
10. Дифференциация звуков С-Ш в скороговорках.
Дед мороз: Мы у домика снеговика. Чтобы его спасти, нужны морковка, три пуговицы, рукавицы.
К каждому предмету (к каждой рукавице, пуговице и морковке) прикреплена картинка – символ скороговорки. Ребёнок выбирает предмет и рассказывает скороговорку, затем кладёт выбранный предмет в корзинку.
Скороговорки.
1. Шаг у лошади хороший,
Скачет лошадь, словно пляшет,
Пышной гривой лошадь машет!
2. Наш Хрюша сушки раскрошил –
Убрать Степаша поспешил!
3. Саша шустрый был малыш.
Что ты Саша так спешишь?
4. Под горой у сосновой опушки
Жили-были четыре старушки,
Все четыре - большие болтушки.
5. Синий шарфик шерстяной
На сосне сушился.
Просушился шарфик мой –
Сразу распушился!
6. Сушеную грушу
Наш Сашенька скушал!
Дед Мороз берёт корзинку подходит к домику, колдует. В это время снеговик начинает «расти».
Снеговик: Спасибо, ребята! Вы спасли меня от верной гибели!
Дед Мороз: Ребята, какие испытания вы прошли, чтобы помочь снеговику?
11. Подведение итога. Ответы детей.
Снеговик вручает сладкие подарки.
Герои прощаются и уходят.