Оксана Коссова
Конспект логопедического занятия в старшей группе «Свистелочки и Звенелочки». Дифференциация звуков [c]-[з]»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель занятия :
Автоматизация звуков [с] и [з] в слогах, словах и предложениях. Закреплять правильное, отчётливое произношение свистящих звуков и их различение на слух.
Задачи:
1. Развитие и совершенствование артикуляционной, пальчиковой (мелкой) и общей моторики, координации речи с движением, ориентировки в пространстве, речевого дыхания (сильного выдоха);
2. Развитие звукового и слогового анализа и синтеза (определение места звука в слове и определение количества слогов (частей) в слове).
Публикация «Конспект логопедического занятия в старшей группе „Свистелочки и Звенелочки“, Дифференциация звуков [c]-[з]“» размещена в разделах
- Буква З и звуки [З], [З’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Старшая группа
- Темочки
3. Сравнение звуков по акустическим и артикуляционным признакам. Формирование умения давать характеристику звука по артикуляционным и акустическим признакам.
4. Совершенствование фонематического восприятия и слуха. Учить различать на слух и отчётливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки С - З.
5. Совершенствование грамматического строя речи, закрепление умения образовывать существительные именительного падежа множественного числа.
6. Совершенствование связной речи детей, умение работать с деформированным предложением, развитие сообразительности. Поощрение умения отвечать на вопросы полным предложением.
7. Развитие и коррекция зрительного восприятия, внимания, воображения. Профилактика оптической дисграфии.
8. Развитие психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления.
9. Воспитание интереса к играм со звуками и словами.
10. Развитие умения работать в коллективе и индивидуально, воспитание уважительного отношения друг к другу.
Оборудование:
Мяч, фольга, игрушка Солнышко, звуковые символы для анализа и характеристик звуков С, З, картинки сказочных героев, светофорчики с символами С и З, медальоны с символами “свисток” и “звоночек”, картинки слов со звуками С и З, 3 сундука и З корзины (с обозначением количества слогов).
Ход занятия
1. Организационный момент
Л. : - Протянуло солнышко нам свои ладошки,
Позвало нас солнышко к сказочным дорожкам,
С солнцем мы покружимся
Со звуками подружимся!
Позвало нас солнышко в кружок – поздоровайся, дружок!
(дети встают в круг и называют свои имена).
Артикуляционная гимнастика.
Л. : - Чтобы говорить правильно и красиво, нужно, чтобы язычок был сильным! Для этого мы выполним упражнения!
«Заборчик»
Подражаем мы лягушкам:
Тянем губы прямо к ушкам.
Вы сейчас тяните губки –
Я увижу ваши зубки.
Мы потянем – перестанем
И нисколько не устанем.
«Лопаточка»
Язык лопаткой положи.
И спокойно подержи.
Язык надо расслаблять
И под счё т его держать:
Раз, два, три, четыре, пять!
Язык можно убирать.
«Часики»
Тик – так, тик – так,
Язычок качался так
Словно маятник часов.
Ты в часы играть готов?
Л. : Молодцы дети!
4. Упражнение для сильного выдоха и развитие мелкой моторики:
Дети, у каждого из вас на столах лежит картинка одуванчика и фольга – мы скатаем из неё волшебный шарик, положим на цветок и сдуем одним сильным выдохом на высунутый язычок.
2. Сообщение темы занятия
Л. : - Сегодня мы продолжим работать над звуками. Какие звуки живут в красном домике?
Д. : - Гласные звуки.
Л. : - Какие гласные звуки вы знаете?
Д. : - Мы знаем гласные звуки А, о, У, и.
Л. : - Какие звуки живут в синем домике?
Д. : - Согласные звуки.
Л. : - Какие согласные звуки вы знаете?
Д. : - Мы знаем согласные звуки с-р-м-н.
Л. : - Чем гласные звуки отличаются от согласных?
Д. : - Гласные поются, а согласные нет.
Л. : - Сегодня на мы будем работать с согласными звуками. А с какими, вы определите сами. Я предлагаю вам разбиться на 2 команды – сидящие слева – команда “свистелочки” - у них на медальках символ – “свисток”, сидящие справа – “звенелочки” - у них на медальках символ “звоночек”. У вас на столах лежат символы звуков, определите, какой звук обозначает ваш символ? (На столах у детей символ звука З – комарик; символ звука С – насос).
Л. : - Сегодня мы познакомимся и подружимся со звуками С, З.
А знакомство с этими звуками я предлагаю начать с задания “Выбери сказочных героев”.
Перед вами сказочные герои, команда «свистелочек» выберет сказочных героев со звуками – С, а команда «звенелочек» - со звуками З. Давайте назовём их и расставим.
Герои выставляются на наборное полотно к соответствующим звуковым символам. (С – символ насос; З – комар).
Сказочные герои предлагают с ними поиграть, заодно научиться слышать и произносить звуки С, З.
5. Характеристика звуков.
Л. : - Давайте дадим характеристики нашим звукам.
На столе разложены графические звуковые символы.
С их помощью команда «свистелочек» расскажет о звуке С, а команда «звенелочек» - о звуке З.
Будьте внимательны, выберите только те символы, которые помогут вам правильно рассказать о звуках.
С – согласный (преграда во рту, глухой, твёрдый (есть мягкий брат).
З - согласный (преграда во рту, звонкий, твёрдый (есть мягкий брат).
ВЫВОД: ТАК ЧЕМ ЖЕ ПОХОЖИ ЭТИ ЗВУКИ?
А ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ?
Теперь мы будем различать звуки С и З на слух. Поиграем?
6. Физкульминутка
Л. : «Я буду читать стихотворение, а вы как услышите слово со звуком С – присесть команде свистелочки, а если слово прозвучит со звуком З – присядут команда звенелочки.
Вкусный суп.
Ела Зоя вкусный СУП, выпал вдруг молочный ЗУБ.
Надкусила его ЗОЯ, думала, что это СОЯ.
Опрокинула СУПОК, потеряла свой ЗУБОК.
На окно уселась СОЙКА: - Ты не плачь, девчушка ЗОЙКА!
7. Игра “Эхо” (слоговой анализ и синтез)
Логопед : «Ребята, я буду “бросать” вам звуки, а вы мне “возвращать” слоги» /используется мяч/.
“с”, “а” - “са”;
“с”, “у” - “су”;
“с”, “о” - “со”.
Аналогично произносятся слоги со звуком “З”.
Логопед : - Ну, что отдохнули? А теперь давайте узнаем, какие же задания нам приготовили сказочные герои?
8. Игра «Один – много» (демонстрация
- «Я Пес – Барбос и я люблю
А Собака любит, когда чего-то много (Образование существительных им. падежа множ. числа). Он просит поиграть в игру “Один – много” НОС – НОСЫ, НАСОС, АРБУЗ, СОВА, ВАСИЛЕК, ЗАМОК,СВЕЧА, ПИСЬМО,СОСНА, СОМ, ГАЗЕТА, КОСА
9. Узнай картинку
Сова просит вас узнать, что изображено на картинках и правильно произнести слова со звуками нашего занятия. (Узнай картинку по части контура (наложенные изображения – профилактика оптической дисграфии, коррекция зрительного восприятия и развитие фонематического слуха)
Одновременно с произношением дети поднимают светофорчики – С – с символом – Насос, З – с символом - Комарик.
10. Звуковой и слоговой анализ
А теперь Снегурочка просит вас выполнить самое трудное задание
“Слово правильно назови и в сундук или корзину положи” : Посмотрите, что она принесла.
На наборном полотне 3 сундука, и 3 корзины. На них обозначения:
1
2
3
У вас картинки. Для команды “свистелочки” надо определить, где в словах
находится звук С – в начале, середине или конце слова и положить в сундук с данным обозначением места звука в слове. (сани, сок, оса, бусы, автобус, нос)
А для команды “звенелочки” слова со звуком З. Надо определить, сколько в слове частей - одна, две или три части (слога) и поместить картинки в нужную корзину.
Чтобы определить, сколько частей (слогов) в слове – его надо отхлопать)
З – зуб, коза, забор, кузнечик….
11. “Незнайкины предложения”
Незнайка предлагает игру.
Исправьте порядок слов в предложениях (работа с деформированными предложениями).
Сахар кусает Соню.
Язык показывает Незнайку.
(Дети выкладывают схемы предложений).
Логопед : Сколько слов в предложении?
Назовите первое слово, второе, третье.
Вот мы и научились слышать звук в слогах, словах и предложениях.
12. Итог занятия :
На нашем занятии команды “ свистелочки” и
“звенелочки” работали отлично, и победила смекалка и дружба!
Чем мы занимались на занятии?
(Мы учились различать на слух и в произношении звуки С; З).
Что вам понравилось на занятии?
В качестве приза вам остаются сегодняшние медальки.