МААМ-картинки

Конспект логопедического занятия в старшей группе «Свистелочки и Звенелочки». Дифференциация звуков [c]-[з]»

Оксана Коссова
Конспект логопедического занятия в старшей группе «Свистелочки и Звенелочки». Дифференциация звуков [c]-[з]»

Цель занятия :

Автоматизация звуков [с] и [з] в слогах, словах и предложениях. Закреплять правильное, отчётливое произношение свистящих звуков и их различение на слух.

Задачи:

1. Развитие и совершенствование артикуляционной, пальчиковой (мелкой) и общей моторики, координации речи с движением, ориентировки в пространстве, речевого дыхания (сильного выдоха);

2. Развитие звукового и слогового анализа и синтеза (определение места звука в слове и определение количества слогов (частей) в слове).

Публикация «Конспект логопедического занятия в старшей группе „Свистелочки и Звенелочки“, Дифференциация звуков [c]-[з]“» размещена в разделах

3. Сравнение звуков по акустическим и артикуляционным признакам. Формирование умения давать характеристику звука по артикуляционным и акустическим признакам.

4. Совершенствование фонематического восприятия и слуха. Учить различать на слух и отчётливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки С - З.

5. Совершенствование грамматического строя речи, закрепление умения образовывать существительные именительного падежа множественного числа.

6. Совершенствование связной речи детей, умение работать с деформированным предложением, развитие сообразительности. Поощрение умения отвечать на вопросы полным предложением.

7. Развитие и коррекция зрительного восприятия, внимания, воображения. Профилактика оптической дисграфии.

8. Развитие психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления.

9. Воспитание интереса к играм со звуками и словами.

10. Развитие умения работать в коллективе и индивидуально, воспитание уважительного отношения друг к другу.

Оборудование:

Мяч, фольга, игрушка Солнышко, звуковые символы для анализа и характеристик звуков С, З, картинки сказочных героев, светофорчики с символами С и З, медальоны с символами “свисток” и “звоночек”, картинки слов со звуками С и З, 3 сундука и З корзины (с обозначением количества слогов).

Ход занятия

1. Организационный момент

Л. : - Протянуло солнышко нам свои ладошки,

Позвало нас солнышко к сказочным дорожкам,

С солнцем мы покружимся

Со звуками подружимся!

Позвало нас солнышко в кружок – поздоровайся, дружок!

(дети встают в круг и называют свои имена).

Артикуляционная гимнастика.

Л. : - Чтобы говорить правильно и красиво, нужно, чтобы язычок был сильным! Для этого мы выполним упражнения!

«Заборчик»

Подражаем мы лягушкам:

Тянем губы прямо к ушкам.

Вы сейчас тяните губки –

Я увижу ваши зубки.

Мы потянем – перестанем

И нисколько не устанем.

«Лопаточка»

Язык лопаткой положи.

И спокойно подержи.

Язык надо расслаблять

И под счё т его держать:

Раз, два, три, четыре, пять!

Язык можно убирать.

«Часики»

Тик – так, тик – так,

Язычок качался так

Словно маятник часов.

Ты в часы играть готов?

Л. : Молодцы дети!

4. Упражнение для сильного выдоха и развитие мелкой моторики:

Дети, у каждого из вас на столах лежит картинка одуванчика и фольга – мы скатаем из неё волшебный шарик, положим на цветок и сдуем одним сильным выдохом на высунутый язычок.

2. Сообщение темы занятия

Л. : - Сегодня мы продолжим работать над звуками. Какие звуки живут в красном домике?

Д. : - Гласные звуки.

Л. : - Какие гласные звуки вы знаете?

Д. : - Мы знаем гласные звуки А, о, У, и.

Л. : - Какие звуки живут в синем домике?

Д. : - Согласные звуки.

Л. : - Какие согласные звуки вы знаете?

Д. : - Мы знаем согласные звуки с-р-м-н.

Л. : - Чем гласные звуки отличаются от согласных?

Д. : - Гласные поются, а согласные нет.

Л. : - Сегодня на мы будем работать с согласными звуками. А с какими, вы определите сами. Я предлагаю вам разбиться на 2 команды – сидящие слева – команда “свистелочки” - у них на медальках символ – “свисток”, сидящие справа – “звенелочки” - у них на медальках символ “звоночек”. У вас на столах лежат символы звуков, определите, какой звук обозначает ваш символ? (На столах у детей символ звука З – комарик; символ звука С – насос).

Л. : - Сегодня мы познакомимся и подружимся со звуками С, З.

А знакомство с этими звуками я предлагаю начать с задания “Выбери сказочных героев”.

Перед вами сказочные герои, команда «свистелочек» выберет сказочных героев со звуками – С, а команда «звенелочек» - со звуками З. Давайте назовём их и расставим.

Герои выставляются на наборное полотно к соответствующим звуковым символам. (С – символ насос; З – комар).

Сказочные герои предлагают с ними поиграть, заодно научиться слышать и произносить звуки С, З.

5. Характеристика звуков.

Л. : - Давайте дадим характеристики нашим звукам.

На столе разложены графические звуковые символы.

С их помощью команда «свистелочек» расскажет о звуке С, а команда «звенелочек» - о звуке З.

Будьте внимательны, выберите только те символы, которые помогут вам правильно рассказать о звуках.

С – согласный (преграда во рту, глухой, твёрдый (есть мягкий брат).

З - согласный (преграда во рту, звонкий, твёрдый (есть мягкий брат).

ВЫВОД: ТАК ЧЕМ ЖЕ ПОХОЖИ ЭТИ ЗВУКИ?

А ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ?

Теперь мы будем различать звуки С и З на слух. Поиграем?

6. Физкульминутка

Л. : «Я буду читать стихотворение, а вы как услышите слово со звуком С – присесть команде свистелочки, а если слово прозвучит со звуком З – присядут команда звенелочки.

Вкусный суп.

Ела Зоя вкусный СУП, выпал вдруг молочный ЗУБ.

Надкусила его ЗОЯ, думала, что это СОЯ.

Опрокинула СУПОК, потеряла свой ЗУБОК.

На окно уселась СОЙКА: - Ты не плачь, девчушка ЗОЙКА!

7. Игра “Эхо” (слоговой анализ и синтез)

Логопед : «Ребята, я буду “бросать” вам звуки, а вы мне “возвращать” слоги» /используется мяч/.

“с”, “а” - “са”;

“с”, “у” - “су”;

“с”, “о” - “со”.

Аналогично произносятся слоги со звуком “З”.

Логопед : - Ну, что отдохнули? А теперь давайте узнаем, какие же задания нам приготовили сказочные герои?

8. Игра «Один – много» (демонстрация

- «Я Пес – Барбос и я люблю

А Собака любит, когда чего-то много (Образование существительных им. падежа множ. числа). Он просит поиграть в игру “Один – много” НОС – НОСЫ, НАСОС, АРБУЗ, СОВА, ВАСИЛЕК, ЗАМОК,СВЕЧА, ПИСЬМО,СОСНА, СОМ, ГАЗЕТА, КОСА

9. Узнай картинку

Сова просит вас узнать, что изображено на картинках и правильно произнести слова со звуками нашего занятия. (Узнай картинку по части контура (наложенные изображения – профилактика оптической дисграфии, коррекция зрительного восприятия и развитие фонематического слуха)

Одновременно с произношением дети поднимают светофорчики – С – с символом – Насос, З – с символом - Комарик.

10. Звуковой и слоговой анализ

А теперь Снегурочка просит вас выполнить самое трудное задание

“Слово правильно назови и в сундук или корзину положи” : Посмотрите, что она принесла.

На наборном полотне 3 сундука, и 3 корзины. На них обозначения:

1

2

3

У вас картинки. Для команды “свистелочки” надо определить, где в словах

находится звук С – в начале, середине или конце слова и положить в сундук с данным обозначением места звука в слове. (сани, сок, оса, бусы, автобус, нос)

А для команды “звенелочки” слова со звуком З. Надо определить, сколько в слове частей - одна, две или три части (слога) и поместить картинки в нужную корзину.

Чтобы определить, сколько частей (слогов) в слове – его надо отхлопать)

З – зуб, коза, забор, кузнечик….

11. “Незнайкины предложения”

Незнайка предлагает игру.

Исправьте порядок слов в предложениях (работа с деформированными предложениями).

Сахар кусает Соню.

Язык показывает Незнайку.

(Дети выкладывают схемы предложений).

Логопед : Сколько слов в предложении?

Назовите первое слово, второе, третье.

Вот мы и научились слышать звук в слогах, словах и предложениях.

12. Итог занятия :

На нашем занятии команды “ свистелочки” и

звенелочки” работали отлично, и победила смекалка и дружба!

Чем мы занимались на занятии?

(Мы учились различать на слух и в произношении звуки С; З).

Что вам понравилось на занятии?

В качестве приза вам остаются сегодняшние медальки.

Публикации по теме:

План коррекционной работы на год (в речевую карту) План (старшая, подготовительная) 1. Развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия. 2. Продолжить работу по отработке длительного.

План занятий логопедического кружка «Говорун» Февраль 1. 2. 3. Дифференциация звуков п-б Составление слова из последовательно данных звуков. Речевые игры. 1 час 1. 2.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект логопедического занятия в старшей группе «Свистелочки и Звенелочки». Дифференциация звуков [c]-[з]»
Опубликовано: 11 мая 2014 в 19:28
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД