МААМ-картинки

Логосказка. Проблема речевого развития и речевого воспитания в ДОУ

ольга исаева
Логосказка. Проблема речевого развития и речевого воспитания в ДОУ

(2)Актуальность

Проблема речевого развития и речевого воспитания одна из самых значимых в дошкольном учреждении. В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений речи у воспитанников. Причем, характер речевых патологий стал сложнее и, в основном, имеет комбинированную форму: у воспитанников одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, ориентирование в пространстве, эмоционально-волевая сфера, творческая активность. Учитывая повышенную утомляемость, неустойчивость внимания воспитанников с нарушениями речи, необходимо в течение занятий менять виды наглядной деятельности. Современные специалисты в поиске эффективных средств коррекции для ребенка с различными отклонениями все больше ориентируются на использование театрализованной деятельности, которая оказывает значительное коррекционное влияние, комплексно воздействует на воспитанников. Одним из инновационных видов театрализованной деятельности в логопедической работе, направленной на коррекцию речевых нарушений, являются логосказки.

Публикация «Логосказка, Проблема речевого развития и речевого воспитания в ДОУ» размещена в разделах

(3)Логосказка – это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов.

(4)При использовании логосказки решаются следующие задачи логопедической коррекции коммуникативной сферы:

-развитие диалогической и монологической речи;

-повышение эффективности игровой мотивации детской речи, её художественно-эстетической направленности и наполненности;

-коррекция и развитие психологической базы речи, взаимосвязи зрительного, слухового и моторного анализаторов;

-создание благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребенка посредством общения со сказкой;

- приобщение ребенка к красоте, точности и глубине художественного слова, к народному фольклору, прошлому и настоящему культуры,;

- осуществление сотрудничества учителя-логопеда и педагога с воспитанниками и друг с другом на основе личностно-ориентированной модели взаимодействия участников образовательного процесса, создание атмосферы взаимопонимания и взаимопомощи.

(5)Виды логосказок :

1. Артикуляционные (развитие речевого дыхания, артикуляционной моторики, подвижности артикуляционного аппарата)

(6)

2. Пальчиковые (развитие мелкой моторики, графических навыков).

(7)

3. Фонетические (уточнение артикуляции заданного звука).

(8)

4. Лексико-грамматические (направлены на обогащение словарного запаса, закрепление знаний грамматических категорий).

(9)

5. Сказки, способствующие формированию связной речи.

(10)

6. Сказки для обучения грамоте (о звуках и буквах).

(11)

Методические приемы по логосказке :

(12)

Словесно-режиссерская игра.

Задачи:

1. Воспитывать умение догадываться по настроению музыки о действиях и эмоциональных состояниях героев и природных явлений.

2. Подводить к умению выразительно интонировать голоса героев сказки с разной силой голоса.

3. Знакомить с образными выражениями и сказочными повторами, активизировать в речи формы повелительного наклонения глаголов, смысловых оттенков слов.

(13)

2. Психогимнастика.

Задачи:

1. Побуждать к выразительной передаче в мимике и движениях эмоциональных состояний, произвольному снятию напряжения и расслабления мышц тела.

2. Отображать эмоциональные образы в темпоритме.

(14)

3. Словесное комментирование.

Задачи:

1. Довести до воспитанников смысл сказки, вызвать соответствующий отклик, побуждать к высказываниям по поводу знакомого содержания.

2. Подводить к совместному составлению словесных описаний, активизировать в речи образные выражения, сказочные повторы.

(15)

4. Совместная словесная импровизация.

Разыгрывание отдельных эпизодов сказки.

(16)

5. Словесное фантазирование по музыкальной композиции.

Прослушав музыкальный отрывок, дети придумывают возможные варианты продолжения сказки.

(17)

6. Словесное рисование.

Обсуждая, как можно воссоздать образ героев сказки с помощью красок, дети проникают в сферу его мыслей, чувств и состояний.

(18)

Логосказка может планироваться в разных образовательных областях:

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- художественно-эстетическое развитие;

- социально-коммуникативное развитие;

- физическое развитие.

(19)

А также может использоваться в разных видах деятельности:

1. Продуктивная ;

2. Театральная;

3. Коммуникативная;

4. Музыкальная;

5. Познавательная деятельность.

(20)

Для постановки сказок подходят различные виды театров, такие как:

Пальчиковый, би-ба-бо,

(21)

Кукольный

(22)

Картонажный, теневой и др.

(23)

Развитие личности и речи посредствомлогосказки осуществляется по следующим направлениям:

1. Активность (от потребности в эмоциональной разрядке к положительным эмоциональным проявлениям).

2. Самостоятельность (от ориентировки в средствах языковой выразительности к поиску лучших способов самовыражения в речи и движении).

3. Творчество (от подражания взрослому к словесному описанию).

4. Эмоциональность (эмоциональное заражение образами сказки).

5. Произвольность (От переживания эмоциональных состояний сказочных героев – через оценку своих поступков – к динамическому равновесию исполняемых движений в игре).

6. Связная речь (от продолжения фраз взрослого к творческим импровизациям по сюжету).

Все эти направления логически связаны и осуществляются в комплексе.

(24)

Для логосказок можно использовать общеизвестные сюжеты, можно придумывать самим. Можно в совместном творчестве с ребенком частично изменять и дополнять сюжет по ходу занятия, можно разыгрывать сказки - спектакли, где воспитанники одновременно и участники, и зрители происходящего.

Эти сказки могут представлять собой целое занятие или дидактическую игру.

(25)

Логосказки могут применять в своей работе, как логопеды, так и воспитатели коррекционных, компенсирующих и общеобразовательных групп.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Логосказка «Путешествие с гномом Сладкоежкой». Конспект занятия по развитию речи ЛОГОСКАЗКА «Путешествие с гномом Сладкоежкой». ЗАДАЧИ: Развитие подвижности артикуляционного аппарата; Активизация.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Логосказка. Проблема речевого развития и речевого воспитания в ДОУ
Опубликовано: 27 мая 2015 в 22:02
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД