МААМ-картинки

Лэпбук «Фольклор-пословицы и стихи» для детей (4–6 лет)

Анджела Нешкарультына
Лэпбук «Фольклор-пословицы и стихи» для детей (4–6 лет)

Информационный лист к лэпбуку

1. Название лэпбука. «Фольклор- пословицы и стихи» для детей (4-6 лет)

2. Пояснительная записка.

Ознакомление детей с устным народным творчеством и каждодневное использование его, как в режимных моментах, так и в игровой деятельности, развивает устную речь ребенка, его фантазию и воображение, влияет на духовное развитие, учит определенным нравственным нормам.

Публикация «Лэпбук „Фольклор-пословицы и стихи“ для детей (4–6 лет)» размещена в разделах

Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к народной поэзии. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи, поэтому наряду с основными приемами и средствами речевого развития дошкольников я использую этот богатейший материал словесного творчества народа.

Для чтения младшим дошкольникам использую и небольшие рассказы, стихотворения. Такие, как стихи А. Барто «Игрушки» с несложным содержанием, близким к опыту ребёнка, выражено в простой и доступной форме: смежная рифма, короткие стихотворные строчки. Повторяя, их дети улавливают созвучность строк, музыкальность стиха, легко воспринимают, а потом запоминают всё стихотворение, тем самым обогащая свою речь. В младшем возрасте большое значение имеет воспитание звуковой культуры речи: при чтении стихов, учим ребёнка произносить их не спеша, чётко выговаривая каждое слово.

В среднем дошкольном возрасте углубляется работа по развитию восприятия литературных произведений детьми, по формированию способности глубже вникать в содержание. При чтении стихотворений, выделяем ритмичность, музыкальность, напевность стиха, подчёркивая образные выражения, развиваем у своих воспитанников способность замечать красоту родного языка.

В старшем дошкольном возрасте дети проявляют собственно художественное отношение к литературе. Характерным становится избирательность к произведениям определённого вида. Дети старшего возраста способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения и осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание. Они могут различать жанры литературных произведений и некоторые специфические особенности каждого жанра.

И поэтому надо воспитывать способность наслаждаться художественным образом, словом, закладывая тем самым основу для формирования любви к родному языку, к его точности и выразительности, меткости и образности.

3. Возрастная категория детей, воспитанников и учащихся, на которую ориентирован данный лэпбук.

Дети разновозрастной группы (4-6 лет)

4. Актуальность.

Преодоление общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста – задача общественной значимости. Существует много средств устранения дефектовречи (игры, упражнения, художественные произведения и другие). Малые фольклорные жанры одни из них. Многозначность народного искусства для развития личности раскрыли еще такие видные педагоги как К. Д. Ушинский, В. Н. Русинский.

Теоретики – педагоги и воспитатели – практики неоднократно подчеркивали высокие педагогические качества средств русского фольклора.

Таким образом, словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности. Его влияние на развитие речи детей неоспоримо. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития младших дошкольников.

Педагоги и психологи прошлого считают фольклор одним из действенных и ярких средств народной педагогики, таящий огромные дидактические возможности. Они отмечают, что знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей. Формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль в нравственном и речевом развитии.

Знакомство детей фольклорными жанрами происходит с ранних лет. Это колыбельные песни матери, игры – забавы с маленькими детьми, потешки, загадки, сказки. Фольклор интересен своей яркой, доступной, понятной детям формой. Дети с интересом, восхищением пытаются подражать педагогу, повторить его действие. Повторяя вместе с педагогом стихи, потешки, чистоговорки у детей развивается воображения, обогащается речь, эмоции. Развиваются органы артикуляции.

Актуальной задачей речевого развития в дошкольном возрасте является и выработка дикции. Известно, что у детей еще не достаточно координировано и четко работают органы речедвигательного аппарата.

Почему наши дети плохо говорят? Может, потому, что мы разучились с ними разговаривать. Общаясь со своими детьми, родители редко используют поговорки и пословицы, а ведь в них заключается суть разрешение любого конфликта.

Дошкольное образовательное учреждение - первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

В конце ХХ века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре. Поэтому проблема развития речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость. К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Вследствие этого, произведения народного творчества (колыбельные песни, пестушки, потешки) практически не используются даже в младшем возрасте, не говоря уже о детях пяти - шести лет. К. Д. Ушинским было замечено, что в семьях знают все меньше обрядов, забывают песни, в том числе и колыбельные. В наши дни это становится еще актуальнее.

Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.

Отсутствие эпитетов, сравнений, образных выражений обедняет, упрощает речь, превращает её в маловыразительную, скучную, однообразную и малоприятную. Без яркости и красочности речь блекнет, тускнеет.

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Актуальность выбранной мною темы определяется потребностью нашего общества в духовно-нравственном воспитании детей на основе традиций и культуры русского народа и народов, населяющих Россию, а так же использования русского фольклора.

Объектом исследования - процесс развития речи детей дошкольного возраста.

Предмет исследования - жанры детского фольклора как средство развития речи детей дошкольного возраста.

Гипотезой исследования выступило предложение о том, что использование произведений различных жанров детского фольклора на занятиях и в повседневной деятельности способствуют повышению уровня развития речи дошкольников.

5. Цель создания лэпбука.

Главным критерием выбранной мною темы является её воспитательная значимость, заключающаяся в использовании элементов устного народного творчества для развития речи дошкольников.

Целью работы является создание специальных условий для развития детей (4-6 лет) путем использования элементов устного народного творчества.

Специальные упражнения помогают преодолевать детям трудности в развитии речи, совершенствуют их дикцию и развивают память.

Целевое назначение дикционных упражнений многообразно. Они могут быть использованы для развития гибкости и подвижности речевого аппарата ребенка, для формирования правильного произношения звуков речи, для усвоения произношения трудно сочетаемых звуков и слов, для освоения ребенком интонационных богатств и различного темпа речи. Все это можно найти в народной педагогике. Например, так с помощью малых формфольклора дети учатся выражать ту или иную интонацию: огорчение, нежность и ласку, удивление, предупреждение.

6. Перечислить составляющие макет лэпбука. Описание лэпбука.

Лэпбук состоит из :

- мини стихотворений о животных,

-пословиц и поговорок с рисунками о речи, о труде, о дружбе.

- мнемотаблица со стихами.

7. Указать форму лэпбука и интересные элементы ( например: вращающийся круг, книжки-гармошки, фигурные кармашки и т. д.).

Лэпбук сделан в виде папки :

-книжка с пословицами,

-кармашки,

- фигурные кармашки в виде сумочки,

- в виде книжки – малышки (мнемотаблица).

8. Развернутое содержание каждой составляющей лэпбука.

Животные, тигренок и слон, рассказывают о себе в виде стихов.

Тигренок: «Эй, не стойте слишком близко, я тигренок, а не киска».

- Я принес вам книжку о пословицах и поговорках, хотите познакомиться? (Да).

- Тогда открывайте и читайте (идет обсуждение пословиц).

- И в кармашек загляните, там еще лежат пословицы (дети достают по пословице и воспитатель читает, идет обсуждение). Это упражнение на развитие умения поддерживать беседу, развитие логики и мышления.

Вступает в беседу слон.

- Дали туфельки слону, взял он туфельку одну и сказал: «Нужны по шире и не две, а все четыре».

- Почему слону 4, а не две туфельки? (ответы детей). Дети вынимают из кармашка – сумочки туфельки и надевают на каждую ногу слону. (Это упражнение на закрепление количества).

Слон говорит:

-Я вам приготовил мнемотаблицы со стихами, поможете мне их запомнить? (ответы детей). (Это упражнение на развитие основных психических процессов – памяти, внимание, образного мышления и сокращает время обучения связной речи у детей).

Воспитатель читает и помогает им запомнить стихи.

В конце идет обсуждение, что им понравилось.

9. Описать возможность использования лэпбука в совместной деятельности взрослого и ребенка, а также самостоятельной деятельности детей.

Воспитатель присутствует при ознакомлении с лэпбуком и помогает детям ознакомиться с каждой деталью лэпбука. Затем дает время для самостоятельного изучения и игры в лэпбук.

Воспитатель помогает запомнить пословицы и поговорки, стихи. Дети, освоив азы лэпбука, могут самостоятельно играть с умной книгой.

10. Список использованной литературы.

-Гербова В. В. Учусь говорить. Методические рекомендации для детей 3-6 лет. Изд-во Мозаика-Синтез, Москва 2006.

-Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации для детей 2-7 лет. Изд-во Мозаика-Синтез, Москва 2006.

-Дунаева Н. О значении художественной литературы в формировании личности ребенка // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 6. – С. 35-40.

Куликовская Н. Увлечь книгой // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 5. – С. 33-41.

-А. Г. Арушанова «Формирование грамматического строя речи» // речь и речевое общение детей. //для работы с детьми 3-7 лет. //издательство «Мозайка – синтез» 2008г

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Фольклор — это кладезь здоровья! Народный праздник «Масленица»Фольклор — это кладезь здоровья! Народный праздник «Масленица» Здоровая личность – это цельная личность, способная воспринимать мир в единстве и целостности, и сформировать её без развития духовной.

Консультация для воспитателей и родителей «Детский дворовой фольклор»Консультация для воспитателей и родителей «Детский дворовой фольклор» Не бывает детства без игр, и не бывает детства без считалок, закличек, дразнилок, мирилок. Дома во дворе, на детских площадках, и даже.

Лэпбук «Стихи К. И. Чуковского»Лэпбук «Стихи К. И. Чуковского» Знакомятся дети со стихами К. И Чуковского с удовольствием, слушают стихи, запоминают всех персонажей. Эти стихи всегда будут слушать дети,.

Методическая разработка «14 августа — Медовый Спас. Исторические факты, стихи, загадки, приметы, пословицы и поговорки»Методическая разработка «14 августа — Медовый Спас. Исторические факты, стихи, загадки, приметы, пословицы и поговорки» Одним из главных праздников православия является Медовый Спас, дата которого совпадает с начальным периодом Успенского поста. Другие.

План мероприятий на неделю по теме «Русский фольклор» в средней группе Задачи: Продолжать знакомить детей с устным – народным творчеством, предметами быта, музыкальными инструментами Русского народа в старину.

Пословицы про лето для детей старшего дошкольного возраста Фольклор дают прекрасные образы русского языка, подражая которым ребенок успешно учится родному языку. Пословицы тесно связаны с развитием.

Проект с родителями «Пословицы»Проект с родителями «Пословицы» Работая в тесном сотрудничестве с родителями решили осуществить проект, в котором попросили помощи у родителей. Раздали родителям пословицы.

Русский народный фольклор — консультация для воспитателей и родителей «Традиции, обычаи, обряды русского народа»Русский народный фольклор — консультация для воспитателей и родителей «Традиции, обычаи, обряды русского народа» Масленица – русский народный праздник. В народе говорят: «Масленица наступает - зима отступает». Масленица или как её еще в народе называют.

Загадки и пословицы к празднику «День семьи, любви и верности» для дошкольников 8 июля мы будем отмечать «День семьи, любви и верности». Он отмечается в память о святых Петре и Февронии – покровителях семьи и брака.

Загадки, стихи, пословицы, поговорки о ветре Предлагаю подборку загадок, стихов, пословиц, поговорки про ветер для детей дошкольного возраста. Данный материал может быть полезен воспитателям,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Лэпбук «Фольклор-пословицы и стихи» для детей (4–6 лет)
Опубликовано: 23 декабря 2019 в 07:37
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД