Папки-передвижки

Задания для развития словаря детей младшего дошкольного возраста

Лина Вишнякова
Задания для развития словаря детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Подборка заданий, направленных на развитие словаря детей младшего дошкольного возраста

Лэпбук «Я учусь говорить» имеет обучающее, познавательное и воспитательное значение, так как пробуждает творческие способности ребёнка, его самые светлые чувства и мысли. Я уверена, что этот лэпбук доставит детям немало драгоценных минут полезного и интересного общения.

БЛОК 1 «ДИКИЕ И ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»

ИГРА «Назови детеныша»

Публикация «Задания для развития словаря детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Цель: закрепить знания о домашних и диких животных и их детенышей. упражнять в правильном звукопроизношении.

Оборудование: карточки с картинками животных.

Ход: Воспитатель раскладывает на столе картинки детёнышей домашних и диких животных и предлагает найти каждому детёнышу его маму.

ИГРА «Чья тень»

Цель: закреплять знания детей о внешнем виде диких животных; развивать зрительное внимание, мышление, память.

Оборудование: карточки с тенью животного и карточки с изображением самого животного.

Ход: Игра состоит из 10 карточек, 5 карточек с изображением диких животных (белка, волк, заяц, медведь, еж) и 5 карточек с изображением теней этих животных.

Ребенку предлагается найти правильную тень для выбранной картинки.

ИГРА «Кто чем питается?»

Цель: развивать диалогическую форму речи, умение принимать участие в групповом разговоре.

Оборудование: картинки с изображением морковка, капуста, малина, мед, рыба, орехи, шишки, грибы, желуди, кора деревьев, трава, зайцы, и т. д.

Ход: Дети ставят картинки к соответствующему животному, проговаривая:

Белка любит орехи, шишки, грибы, желуди.

Воспитатель задает вопросы : «Кто из животных относится к травоядным?».

Дети отвечают:

- Травоядные: заяц (траву, кору деревьев, белка (орехи, грибы, лось (трава, кора деревьев, ветки, сено).

- Хищники: медведь (мед, ягоды, падаль, рыбу, волк (зайцев, овец, телят, лиса (кур, гусей, зайцев, мышей, рысь (мясо животных).

БЛОК 2 «ВСЕ ПРОФЕССИ НУЖНЫ»

ИГРА «Расскажи-ка»

Цель: соотносить действия людей с их профессией, побуждать детей рассказывать о профессиях.

Оборудование: картинку с изображением человека определенной профессии.

Ход: Дети берут картинку с изображением человека определенной профессии и вместе с воспитателем обсуждают, чем занимается человек, выбранной профессии. Его место работы, какую работу выполняет? Какой носит головной убор? Какие использует в работе инструменты? Уточнить у детей хотели бы, какая профессии им больше нравиться, кем бы они хотели быть когда вырастут?

ИГРА «Кто, что делает».

Цель: формировать умение образовывать существительные от глаголов, развитие внимания.

Оборудование: картинками с изображением людей различных профессий (учитель, строитель, грузчик, сторож, летчик, танцор, певец, продавец.

Ход: В кармашке находятся картинки с изображением людей различных профессий.

Воспитатель называет глагол:

«Воспитывает…» Ребенок продолжает: «Воспитатель».

Копилка слов : учит – учитель, строит – строитель, грузит – грузчик, сторожит – сторож, летает – лётчик, танцует – танцор, поёт – певец, продает – продавец.

ИГРА «Перечисли профессии на выбранную букву»

Цель: развитие речевых навыков, умения логически мыслить и воспринимать информацию на слух.

Оборудование: карточки с буквами

Ход: Педагог раскладывает на столе карточки с буквами лицевой стороной вниз. Дети по очереди подходят к столу, берут карточку, называют профессии, которые начинаются на выбранную букву.

БЛОК 3 «Времена года»

ИГРА «Подбери и расскажи»

Цель: учить детей называть времена года по их признакам. Находить соответствующие картинки, развивать зрительную память, внимание, речь.

Оборудование: картинки с изображением времени года.

Ход: воспитатель показывает картину с изображением времени года ( например: лето). Каждый игрок находит на своем лото соответствующую времени года картинку. Объясняет, почему эта картинка подходит. Рассказывает что изображено на ней.

ИГРА «Какая сейчас погода?»

Цель: развивать мышление, связную речь у детей.

Оборудование: картинки с изображением явлений природы.

Ход: воспитатель предлагает детям картинки и просит детей описать сегодняшнюю погоду. Дети отвечают, перечисляют все явления, которые есть на данный момент.

ИГРА «Составь рассказ о весне»

Цель: побуждать детей к составлению рассказа об этом времени года, учить рассказывать связно, полно, четко выстраивать композицию рассказа.

Оборудование: панно, детали с картинками.

Ход: На панно выставляются детали, которые соответствуют признакам весны, воспитатель предлагает составить небольшой связный рассказ о весне. Сначала воспитатель даёт примерный образец рассказа.

БЛОК 4 «В гостях у сказки»

ИГРА «Опиши героя по картинке. Сказка «Колобок»

Цель: улучшение речевых навыков, способности сосредотачиваться и творчески мыслить, расширение индивидуального словаря.

Оборудование: картинки с персонажами сказок.

Ход: воспитатель выбирает одну из представленных картинок, демонстрирует детям, напоминает, из какой сказки изображенный герой. Затем просит детей по очереди описать персонажа, рассказать, хороший он или плохой, чем он занимается в сказке. Описания не должны повторяться.

ИГРА «Кто следующий. Сказка «Репка»

Цель: укрепление памяти, развитие речи, зрительного представления, пространственной ориентации.

Оборудование: картинки с изображением героев сказки «Репка».

Ход: воспитатель демонстрирует персонажей сказки, просит разложить их в правильной последовательности. Например, в сказке «Репка» первый персонаж дед, за ним бабка, потом внучка, Жучка, кошка, мышка. Рассказывая о последовательности появления персонажей, ребенок должен употреблять предлоги и численные понятия, а педагог должен помогать ему при необходимости наводящими вопросами.

ИГРА «Из каких сказок герои»

Цель: закрепляет память о прочитанных историях, улучшает речевые навыки, память, мыслительную способность.

Оборудование: картинки с героями сказок, картинки, изображающие сюжеты из разных сказок.

Ход: Педагог показывает детям героя и три картинки, изображающих сюжеты из разных сказок: два неправильных и один соответствующий персонажу. Задача игроков – выбрать правильный сюжет для сказочного героя.

БЛОК 5 «Фрукты и овощи»

ИГРА «Кто чем питается»

Цель: обогащать и развивать словарный запас; учить правильно произносить названия фруктов и овощей, развивать мышление, внимание и память.

Оборудование: пазлы с изображением животных и продуктов.

Ход: Детям предлагается подобрать соответствующий пазл по форме, цвету и изображению животного и изображения продукта, которым это животное питается.

ИГРА «Угадай тень»

Цель: игра помогает развивать интеллектуальные и речевые способности ребенка.

Оборудование: картинки с изображением фруктов или овощей, картинки с тенями соответствующих фруктов и овощей.

Ход: Детям предлагается выбрать картинку с изображением фрукта или овоща, а затем найти точно такую же картинку. Воспитатель спрашивает: «Что это?» «Как называется фрукт или овощ».

ИГРА "Вершки - корешки"

Цель: развитие зрительного внимания, речи детей.

Оборудование: карточки с изображениями корнеплода и листьев (ботвы) этих растений.

Ход: Детям предлагаются карточки с изображениями корнеплода и листьев (ботвы) этих растений. Необходимо составить пару: каждому корнеплоду подобрать соответствующие листья.

БЛОК 6 «Цвета»

ИГРА «Художник»

Цель: подбор словосочетаний со словом «красный», расширение словаря, развитие ассоциативного мышления.

Оборудование: альбомные листы, краски, кисточка.

Ход: воспитатель рисует в центре листа кляксу красного цвета. Предлагает ребенку придумать предметы, которые бывают красного цвета. Ребенок называет, воспитатель схематично изображает эти предметы вокруг кляксы. Затем составляются словосочетания.

ИГРА «Покажи и расскажи»

Цель: развитие связной речи на основе упражнения в составлении предложений по демонстрации действий.

Оборудование: игрушки.

Ход: воспитатель показывает небольшую игрушку какого – либо цвета. Например, зеленую лягушку, желтый карандаш и т. д. Просит назвать предмет, какого он цвета. Затем выполняет действие, а ребенок рассказывает, что сделал или делает воспитатель. Затем ребенок сам может придумывать и выполнять действия, рассказывая о них.

ИГРА «Весенняя палитра»

Цель: закрепление представлений об основных цветах и их оттенках, расширение кругозора, развитие памяти, способности логически мыслить, развитие речи.

Оборудование: картинки с изображением предметов одежды разных оттенков.

Ход: Педагог демонстрирует воспитанникам картинки, изображающие предметы одежды разных оттенков. Игровая задача – составить комплекты одежды по цвету. Например, к зеленым перчаткам нужно подобрать зеленые сапожки, шапку, шарфик, куртку.

БЛОК 7 «Птицы»

ИГРА «Чей хвост»

Цель: активация словаря детей младшего школьного возраста.

Оборудование: картинки с туловищами птиц, картинки с хвостами.

Ход: воспитатель раздает детям картинки с туловищами птиц. Дети должны не только подобрать к ним соответствующие картинки с хвостами, но и назвать птицу.

ИГРА «Собери птичку»

Цель: уточнить представления о птицах, активизировать словарный запас детей.

Оборудование: разрезанные картинки с изображениями птиц.

Ход: Воспитатель раскладывает разрезанные картинки с изображениями птиц и просит детей их собрать. Дети собирают разрезные картинки из двух частей воробей, ворона, снегирь, синица.

ИГРА «Расскажи о птице»

Цель: развивать связную речь детей с наглядной опорой в виде графических схем.

Оборудование: Предметные картинки из серии «Перелетные птицы», набор графических схем.

Ход: Детям предлагаются карточки с изображением птиц. Им необходимо составить описание данной птицы. (Например-это ласточка. Она черного цвета с белой грудкой. Ласточка – маленькая птичка. У нее есть голова, тело, крылья, хвост, похожий на вилочку. Все тело покрыто перьями. Ласточка строит гнездо и выводит птенцов под крышей дома или на берегу реки. Целый день она летает и ловит мошек и комаров. С наступлением холодов ласточка улетает в теплые края, а весной возвращается домой).

БЛОК 8 «Транспорт»

ИГРА «Что делает этот транспорт»

Цель: группировка, изучение видов транспорта и развитие речи.

Оборудование: карточки с изображениями транспорта различного назначения (общественный, личный, специальный)

Ход: ребенку предлагаются карточки с изображениями транспорта различного назначения (общественный, личный, специальный). Ребенок должен правильно разложить все карточки по местам. В качестве занятия по развитию речи в процессе раскладывания ребенку нужно назвать, чем занимается этот транспорт, сформулировав полное предложение. Например, "Автобус возит пассажиров".

ИГРА Загадки о транспорте

Цель: развитие речи, навыков чтения и сообразительности.

Оборудование: карточки с текстом загадок о транспорте.

Ход: Ребенку предлагаются карточки с текстом загадок о транспорте. Если ребенок учится читать, то он сам может прочесть ее. Если не умеет – прочтите ему вслух. После того как ребенок отгадает загадку, он может из соседних кармашек достать картинку с отгадкой.

Например:

- Отвезу, куда хотите, только вы билет купите!

За рулём сидит шофёр, И гудит во мне мотор, Фары круглые, как глобус – Называюсь я… (Автобус)

- Я блестящая такая и, конечно, легковая.

По дороге мчусь стрелой – Не угнаться вам за мной!

У меня есть руль и шины, как зовут меня? (Машина)

ИГРА «Едет, плавает, летает»

Цель: упражнять детей в классификации транспортных средств по способу, месту передвижения, по назначению; активизировать слова, обозначающие транспортные средства, профессии людей на транспорте.

Оборудование: гараж (коробка) и предметные картинки разнообразных транспортных средств; набор листов формата А4 цветной бумаги.

Ход:

Воспитатель- Транспорт может быть наземный и подземный, пассажирский и грузовой, водный и воздушный.

- Посмотрите на картинки, назовите разные виды транспорта. (Автобус, троллейбус, грузовик, грузовой фургон, пассажирский поезд, самолёт, вертолёт, военный корабль, теплоход, мотоцикл, велосипед.)

- а теперь разложите все картинки на «зоны», где они передвигаются: голубая – воздух; тёмно-синяя – вода; коричневая – земля.

БЛОК 9 «Мир насекомых»

ИГРА «Посмотри на картинку, опиши – кто это»

Цель: формировать умение точно, лаконично и образно составлять описательный рассказ о насекомых.

Оборудование: карточки с насекомым.

Ход: Воспитатель показывает карточку с насекомым, ребёнок называет насекомое, описывает отвечая на вопросы воспитателя. Ребёнок самостоятельно берёт карточку и составляет рассказ о насекомом.

ИГРА «Составь рассказ по картинкам. Составление рассказа по серии картинок «Муравьи»

Цель: учить детей составлять связный рассказ по серии картинок, развивать речь, память, внимание, мышление дошкольников.

Оборудование: карточки с изображением насекомых, природы.

Ход: Воспитатель помещает перед ребенком четыре карточки. Ребенок должен расположить их в хронологической последовательности, придумав по каждой из них предложение. В результате должен получиться связный текст.

ИГРА «Сложи пазлы»

Цель: улучшить речевые навыки и зрительное восприятие, расширяют индивидуальный тематический словарь, учат логически мыслить.

Оборудование: разрезанные картинки с изображением насекомых.

Ход: Для игры необходимо подготовить картинки знакомых дошкольникам насекомых, разрезать на несколько частей по принципу пазлов. Задача играющего — составить изображение из частей, рассказать, кто изображен, что известно об этом представителе насекомых.

БЛОК 10 «Потешки»

ИГРА «Расскажи потешку по картинке»

Цель: развивать речь детей, формировать умение пересказывать знакомую потешку с помощью иллюстрации; развивать внимание, усидчивость, мышление, память; воспитывать любовь к потешкам.

Оборудование: картинки с изображениями.

Ход: Дети рассматривают картинки и вспоминают потешку, соответствующую данному изображению. Воспитатель читает потешку, а дети выбирают картинку, рассматривают её.

ИГРА «Собери пазлы»

Цель: развивает активную речь, память, внимание, воображение, учить составлять рассказ по картинкам.

Оборудование: разрезные картинки с изображениями.

Ход: Перед детьми на столе воспитатель кладёт разрезные картинки. Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть и собрать картинку из отдельных частей.

ИГРА «Угадай потешку. На примере текста потешек «Кисонька Мурысенька»

Цель: активизировать лексический запас детей словами и выражениями из потешек: кисонька-мурысенька, побуждать детей к запоминанию, а затем и воспроизведению текста потешек.

Оборудование: картинки с изображением дома с окошками, куда будут вставляться картинки с изображением потешек, картинки, иллюстрирующие потешки, формата А-4, картинки, иллюстрирующие потешки.

Ход: Воспитатель раздаёт детям картинки с изображением дома с шестью окошками и 6 маленьких картинок с изображением потешек.

Затем читает потешку и показывает к ней картинку. Спрашивает, у кого из детей есть картинка к этой потешке. Просит показать картинку.

Публикации по теме:

Готовим детей к школе! Задания и упражнения для развития логического мышления детей старшего дошкольного возрастаГотовим детей к школе! Задания и упражнения для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста Цель: Использование логических заданий и упражнений - это создание условий для повышения познавательной активности и развитие логического.

Пособия для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возрастаПособия для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста является важным аспектом для дальнейшего развития ребенка. В детских садах и центрах.

Игры для сенсорного развития детей раннего и младшего дошкольного возрастаИгры для сенсорного развития детей раннего и младшего дошкольного возраста Предложенные игры помогут детям научиться различать цвета, правильно их называть. Некоторые дети без проблем запоминают цвета (синий, жёлтый,.

Игры и пособия для развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возрастаИгры и пособия для развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста Дидактические игры на развитие мелкой моторики для детей 2 - 3 лет Понятие «мелкая моторика» обозначает точные двигательные способности.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

К проблеме развития сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОО Проблема исследования заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражение.

Рисование пальчиками неотъемлемая часть развития детей младшего дошкольного возрастаРисование пальчиками неотъемлемая часть развития детей младшего дошкольного возраста Рисовать пальчиками это не только весело и увлекательно для малыша, но это еще и очень полезно. Так незаметно для себя, в игре получая.

Задания для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста. Часть перваяЗадания для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста. Часть первая Овладение логическими формами мышления в дошкольном возрасте способствует развитию умственных способностей и необходимо для успешного.

Задания для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста. Часть втораяЗадания для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста. Часть вторая Вадик и Валера сорвали в саду: кто- то большое яблоко с одним листочком, кто- то- маленькое с двумя листочками. Большое яблоко было неспелым,.

Значение раскрасок для развития детей младшего дошкольного возрастаЗначение раскрасок для развития детей младшего дошкольного возраста Мелкая моторика – это точные общие и специальные движения пальцев рук. Она тесно связана с развитием произвольного внимания, глазо-двигательной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Задания для развития словаря детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 20 марта 2023 в 15:12
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Задания для развития словаря детей младшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Лина Вишнякова (УИ 2445392) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД