Получи документы

Мандала-терапия в работе с педагогами как способ оптимизации педагогического процесса

Раиса Кузнецова
Мандала-терапия в работе с педагогами как способ оптимизации педагогического процесса

В переводе с санскрита "мандала" означает центр, окружность и издавна имеет духовный смысл символического отражения внутреннего мира человека. Когда-то слово "мандала" было известно лишь любителям и ценителям восточной культуры и эзотерических знаний. Будучи символическим изображением Вселенной, мандалы использовались в буддистских, индуистских практиках.

Круговые изображения, подобные мандалам, существовали у всех народов.

Публикация «Мандала-терапия в работе с педагогами как способ оптимизации педагогического процесса» размещена в разделах

Сама форма круга — главная черта многих священных центров и доисторических мест поклонения и культа богов. Не только "мифические", но и вполне реальные сооружения имеют форму круга: храм Аполлона в стране гипербореев был круглым, культовое сооружение Стоунхендж, построенное в 8–5 в. до н. э. состоит из нескольких кольцевых сооружений, священный храм Аркаим, бубны шаманов, китайские бронзовые зеркала, на обратной стороне которых помещалась схема Вселенной… Многие храмы в различных религиозных традициях построены по схеме мандалы

В начале 20 века, известный швейцарский психолог — Карл Густав Юнг стал использовать мандалы в качестве инструмента для исследования собственной личности. Каждый день он вёл дневник, в котором в символической форме зарисовывал своё эмоциональное состояние. Чаще всего эти рисунки носили форму круга…

Позднее Юнг предложил рисовать мандалы и своим пациентам. Он обнаружил, что каждый рисунок отражает внутреннюю жизнь человека на данный момент и, в конце концов, пришёл к выводу, что метод мандалы — это путь к самому центру нашей личности, к открытию уникальной индивидуальности каждого.

С уверенностью можно утверждать, что именно Юнг предложил использовать мандалу в качестве метафоры нашей Самости.

С конца 70-х годов 20 века, мандала уже не просто слово, а целое направление в арт-терапии, позволяющее исследовать наше внутреннее "Я", инструмент, который используется не только в индивидуальной, но и в групповой психологической работе. Мандала-терапия стала направлением, исследующим не только отношения человека с внешней реальностью, но и взаимоотношения между различными аспектами внутренней реальности.

Рассмотрим разновидности мандал и принципы работы. (Виды мандал представлены на слайдах)

1. Ритуальные мандалы.

2. Кельтские мандалы.

3. Мандала в шаманизме.

4. Христианская мандала.

5. Личная мандала.

Классификация мандал обширна и основана на разнообразии исходного материала в работе и средств изображения – это все изобразительные работы, включая коллажи, оригами, шитье, макраме, кулинарию, архитектуру, дизайн и т. д.

Задачи их применения различны:

гармонизация пространства;

эмоциональная и физическая активизация или релаксация;

развитие внимания и мелкой моторики;

сенсорная стимуляция;

развитие чувства цвета (способностью выражать и воспринимать посредством цветов и их комбинаций разные чувства);

развитие творческого воображения (креативности и вариативности мышления);

развитие чувства формы и пространственных представлений;

получение навыков работы с различными изобразительными материалами;

символическое выражение и осознание актуальных и латентных потребностей и свойств личности.

При рисовании мандалы мы переносим наши внутренние состояния, наши эмоции и переживания из внутреннего мира наружу – в виде художественного образа. Поэтому то, что у вас внутри, то и будет в мандале. Это как зеркало, отражающее происходящее внутри. И рисуя мандалу, вы волны эмоций, которые бушуют у вас внутри, трансформируете в материальную частицу через цвет, форму и линию. В этом, наверное, и заключается один из важных терапевтических моментов – материализация, возможность выразить эмоции при этом в социально приемлемом формате. Это удивительная возможность увидеть цвет и форму того, что вы переживаете на уровне эмоциональной волны и придать энергии материальную форму.

Создавая мандалу, мы в символической форме являем на свет "ребёнка", и этот ребёнок — мы сами. И тогда, работая с Внутренним Ребёнком, используя разные цвета, формы, образы, мы раскрываем свой творческий потенциал. Мы развиваем интуицию, приближаемся к пониманию насущных жизненных вопросов и личного предназначения. Исследуя творческие способности, мы гармонизируем эмоциональное состояние — через работу с мандалой происходит выход подавленных чувств и эмоций.

Мандала-терапия не имеет ограничений ни в возрасте, ни в состоянии здоровья. Это очень просто – взять в руки мелки или краски и начать рисовать.

Сегодня мы создадим насыпную мандалу.

В работе с такой мандалой можно использовать самые разнообразные сыпучие материалы:

-Крашенная соль

-Крупы

-Макаронные изделия

-Камушки

-Ракушки

-Песок

-Кофе

-Бисер

-Нарезанная бумага

-Любые другие сыпучие природные материалы.

Материалы могут использоваться как в базовом варианте, так и комбинироваться между собой.

Средствами структурирующими рисунок могут быть: палочки, пластилин, глина, ткань, бумага и др.

рисунка.

Введение в работу.

Психолог: «Сегодня мы с Вами погрузимся в необычный мир творчества и воображения. Нам поможет в этом особый рисунок – мандала. Его особенность в том, что он похож на круг, который мы можем заполнить разными узорами и рисунками с помощью природных материалов, которые лежат перед вами».

Участники могут рассмотреть, потрогать сыпучие материалы, задать вопросы.

«После ознакомления с сыпучими материалом я предлагаю вам структурировать наше общее психологическое пространство».

Звучит спокойная музыка (возвышенная, атмосферная)

Психолог предлагает расположиться вокруг стола с тканью: «Давайте расположимся вокруг нашей будущей мандалы, возьмемся за руки, закроем глаза. Сосредоточьтесь на своих ощущениях и попробуйте почувствовать себя частью этого круга. Свечи в центре как огонь нашей дружбы и взаимопонимания пусть поможет объединить в творчестве и тепле наших душ то творение, что будет создано нами сегодня. Пусть каждый из вас устремится душой к огоньку в центре и вложит в него самое позитивное, самое чистое, самое сокровенное пожелание, которое только может дать друг своему другу (родитель ребенку/ учитель ученику и т. д.). Символ этого огонька в центре стола будет объединять наши сердца в общей работе, так же как центр в мандале».

Изготовление мандалы.

Далее участникам предлагается совместно заполнить пространство мандалы, так чтобы получился общий рисунок. В этом рисунке может располагать отдельная часть участника или группы участников, но так чтобы граница секторов гармонично сочетались друг с другом.

Завершение работы.

После того, как работа завершена и внесены все нюансы в рисунок (по желанию участников) мы переходим к ее художественному описанию. При желании участники могут придумать название своей творческой работе, дать возможность проговорить о своих чувствах, переживаниях по поводу работы над мандалой и отношения к результату (допускаются корректные наводящие вопросы). Членам группы предлагается сравнить свои ощущения в начале тренинга и в конце.

Не допускается ни каких интерпретаций или объяснений изображения, необходимо без оценочное отношение и констатация как феномена созданного изображения.

Вспомним, что рисунок с концентрической симметрией является не только прямым отражением внутреннего мира его создателя, но и мощным психологическим резонатором, помогающим подсознанию его автора структурировать свое психоэмоциональное состояние.

Например, на завершающем этапе в работе с изображением, участникам предлагается расслабиться, сфокусировать взгляд на центре изображения и двигаясь по часовой стрелки от центра к периферии - медленно созерцать элементы изображения, сосредоточившись при этом на своих ощущениях. Данное дополнение позволяет завершить внутренний ресурсный процесс от работы с мандалой. На создателя мандалы будет положительно воздействовать цветовая и графическая композиция его работы, помогая тем самым структурировать внутреннее психологическое пространство, обеспечивая целостность личности.

В завершении работы, после того, как каждый член группы зафиксировал на фото мандалу, которая получилась, мы так же совместно разбираем ее. Ведь как говорили буддийские монахи: «Умеешь сотворить, умей и разрушить».

С помощь техники мандала-терапии можно решать массу психолого-педагогических и терапевтических задач. Начиная от коррекции групповых процессов в коллективе взрослых (эмоционально-личностный уровень отношений) и заканчивая погружением в мир детства для лучшего понимания чувств и восприятия детей (через ресурсную активацию субличности «внутреннего ребенка» у взрослого, будь то родитель или педагог).

1. Дарья Шепелева (Голубая Сфера) – художница, практикующий психолог, арт-терапевт. - Читайте подробнее на: https://www.reykinside.ru/mandaly-vliyanie-na-podsoznanie/.

2. Грин Шиа Практический курс медитации для начинающих: 60 мандал для рисования и раскрашивания. – М. : АСТ; Астрель, 2007.

3. Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала». / Под ред. А. И. Копытина. – СПб. : Речь, 2002. – 144 с.

Публикации по теме:

Песочная терапия в работе педагога-психолога ДОУ Основоположником песочной терапии является Карл Густав Юнг (1875-1961 гг.) – швейцарский психиатр, создатель аналитической психологии..

Диагностика как форма психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса Одной из важных составляющих базового компонента деятельности педагога - психолога детского сада является проведение скрининговой диагностики,.

Кинезиология в работе с дошкольниками, педагогами, родителями.Кинезиология в работе с дошкольниками, педагогами, родителями. Кинезиология – сложное название, простые и полезные игры. Многих родителей, особенно родителей будущих первоклассников, волнует вопрос: как.

Мандала-терапия как технология коррекции поведения (здоровьесбережение)Мандала-терапия как технология коррекции поведения (здоровьесбережение) В подготовительной группе я использую мандАла-терапию в качестве одной из здоровьесберегающих технологий-технология коррекции поведения.

Метод «Мандала» в работе с детьми ДОУМетод «Мандала» в работе с детьми ДОУ Мандала (Mandala) –в переводе с санскрита означает «круг, круглый, круговой, диск, колесо, кольцо, сфера, шар, орбита, страна, территория,.

Обобщение педагогического опыта «Арт-терапия как способ самовыражения дошкольников» Обобщение педагогического опыта по теме самообразования "Арт-терапия как способ самовыражения дошкольников". Арт-терапия имеет широкий спектр.

Песочная терапия в коррекционной работе с детьмиПесочная терапия в коррекционной работе с детьми Данный способ развивает эмоционально-волевую сферу и способствует качественной коррекции речи. Терапию песком предложил Карл Густав Юнг,.

Консультация «Прекрасный способ избавится от негатива и агрессии, стать увереннее в себе. Песочная терапия для детей»Консультация «Прекрасный способ избавится от негатива и агрессии, стать увереннее в себе. Песочная терапия для детей» Основоположником методики песочной терапии был К. Г. Юнг. Именно благодаря его теории «психического иммунитета» и способности сознания.

Здоровье и организация педагогического процесса в детском садуЗдоровье и организация педагогического процесса в детском саду В нашем детском саду созданы условия для осуществления полноценного физического развития и оздоровления детей. Так как детский сад работает.

Взаимодействие воспитателей и родителей в организации педагогического процесса.Взаимодействие воспитателей и родителей в организации педагогического процесса. Взаимодействие воспитателей и родителей в организации педагогического процесса. Формы взаимодействия воспитателей и родителей - это.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мандала-терапия в работе с педагогами как способ оптимизации педагогического процесса
Опубликовано: 20 июня 2022 в 11:33
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД