Получи документы

Марийская национальная подвижная игра «Белый заяц»

Ямбулатова Алиса
Марийская национальная подвижная игра «Белый заяц»

Ош меран мемнан покшелше,

Ош меран мемнан покшелне,

Йырге пордын савырне,

Йырге пордын савырне.

Белый заяц в кругу

Белый заяц в кругу

Вокруг себя покрутись

Вокруг себя покрутись.

Ош меран тып-топ тавалте,

Топ тавалте да торшталте,

Йырге пордын савырне,

Йырге пордын савырне.

Белый заяц потопай

Потопай и попрыгай

Вокруг себя покрутись

Вокруг себя покрутись.

Ош меран мемнам ончал,

Йыр ончал да шып шогал,

Публикация «Марийская национальная подвижная игра „Белый заяц“» размещена в разделах

Ком йоратет, тудым лук,

Ком йоратет, тудым лук!

Белый заяц посмотри на нас

Посмотри вокруг и тихо стой

Кого любишь, того выбирай

Кого любишь, того выбирай.

(Мый йоратем)

(Я люблю)

Доклад на тему: «Использование марийских народныхподвижных игр в этнокультурном образовании и физическом воспитании дошкольника».

Приобщение детей к истокам региональной культуры, развитие интереса к

национальным традициям является очень актуальным вопросом современности.

Сегодня, как показывает статистика, наблюдается спад интереса к своей

культуре и языку. Проведенные исследования установили, что современные

дети много времени уделяют компьютерным играм.

Традиции своего народа всегда считались одной из высших ценностей

человека, основой жизни. Наши предки пронесли старинные обычаи сквозь

запреты и гонения.

Наша задача сегодня – продолжить передачу национальных ценностей

детям, воспитывая любовь и уважение к своей Родине, в которой мы живем.

Эти знания необходимы педагогу, потому что от него в огромной степени

зависит будущее подрастающего поколения.

Мы все понимаем, что если не поддерживать традиции предков, они

могут исчезнуть безвозвратно.

Одним из средствэтнокультурного воспитания дошкольников является народная игра. Она - уникальный феномен общечеловеческой культуры, поскольку у каждого века, у каждой эпохи, каждого конкретного эпоса, у любого поколения есть свои любимые игры. Воспитательное значение марийских народных подвижных игр огромно. К. Д. Ушинский писал, что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа.

Большинство марийских народных игр уходит корнями в религиозные пласты жизни. Например, одной из причин появления подвижных игр являются обрядовые игры, связанные с суеверием, предрассудками. Значительная часть народного марийского творчества связана с язычеством. Языческая романтика придавала особую красочность марийской народной культуре. Верования племен основывались на поклонении солнцу, огню, воде и земле. Человек ожидал от природы ниспослания земных благ, почитания предков, произнося магические заклинания и принося жертвы духам или богам. Игра в это время была не просто развлечением, а способом организации общественной жизни человека. Игра учила и наставляла. Игра развивала все человеческие способности: сообразительность, наблюдательность, ловкость, выносливость, пластичность.

По содержанию марийские игры лаконичны, выразительны и доступны детям. В них много юмора, шуток, соревновательного задора. Педагоги используют разнообразные подвижные игры, развивающие речь, двигательную активность, физические качества. Через игры дети знакомятся с природой марийского края, ее обитателями, их повадками; узнают о народных промыслах, о многочисленных национальных традициях (сур меран, кол кучен модмаш). Марийские народные игры многообразны: детские игры, настольные игры, хороводные игры с песнями, прибаутками, плясками. Характерная особенность марийских народных игр- движения в содержании игры (бег, прыжки, метания, броски, и т. д.). В играх используются и марийские считалки - устные художественные произведения. Они дают возможность быстро организовать игроков, настроить их на объективный выбор водящего, на выполнение правил:

Икыт, кокыт, кандаш, лу-

Пече воктен олмапу.

Олма кырышыже те лийыда,

Олма кочшыжо ме лийына.

Народные подвижные игры должны обеспечивать разностороннее развитие моторной сферы детей, а также способствовать формированию их умений действовать в коллективе, ориентироваться в пространстве, выполнять действия в соответствии с правилами или с текстом игры. Использовать марийские подвижные игры можно во всех формах воспитательно-оздоровительной работы детского сада: на занятиях, утренней гимнастике, прогулках, развлечениях и праздниках.

-утренняя гимнастика:

1. подготовительные упражнения под марийскую музыку,

2. марийская подвижная игра (вудла йоген модмаш «ручеек»)

-физкультурные занятия: традиционные и нетрадиционные.

Нетрадиционные занятия:

1. сюжетные занятия: по мотивам марийских сказок (Рывыж да тумна- «Лиса и сова», Меран порт «Заячий домик»

2. игровые занятия (на воздухе) : занятия, построенные на марийских подвижных играх, играх-эстафетах…

3. танцевальные занятия (в помещении) : занятия, построенные на танцевальном материале. Используются хороводные игры («Ош меран», «Верым пу») далее идет разучивание танцевальных движений.

4. сюжетно-игровые занятия (на воздухе) : эти занятия сочетаются с задачами по обучению спортивному ориентированию, развитию речи и т. д. На занятиях с участием персонажа, роль которого исполняет взрослый, проводятся подвижные игры на различные виды движений («агытан чунгедылмаш» (петушиное сражение, «вараш ден комбиге-влак» (ястреб и гусята, «йолетым шеклане» (береги ноги) и др.)

5. физкультурное развлечение: все занятие строится на знакомых играх и игровых упражнениях. Подвижные игры располагаются так, чтобы нагрузка возрастала и снижалась постепенно.

6. физкультурный праздник. В течение года 2-3 раза проводятся физкультурные праздники. В программу могут входить пляски, танцы, песни, народные обряды. Учитывая особенности культуры народов мари, рекомендуется сочетать проведение праздников с фольклорными праздниками: шорыкйол (рождество, уярня (масленица, агавайрем (праздник поля) Подготовка к таким праздникам ведется на всех занятиях. Движения, включенные в программу, должны быть хорошо знакомы детям. Подвижные игры должны соответствовать содержанию праздника и времени года. Дети участвуют в подготовке костюмов, атрибутов, в украшении помещения.

Таким образом, в процессе ознакомления с игрой, развивается интерес к

истории родной страны, народной культуре, фольклору. Благодаря знакомству с играми в детском саду, мы сохраняем свои традиции, передаем будущему поколению, тем самым обеспечиваем духовное здоровье наших детей.

Прикреплённые файлы:

mar-igry_afd2k.ppt | 10548,5 Кб
 
Публикации по теме:

Подвижная игра «Попади в цель» В ДОУ проводился конкурс "Чем занять детей на прогулке?" Наша группа выиграла конкурс. Мы совместно с родителями изготовили игру " Попади.

Исследовательский проект «Почему белый медведь все-таки белый?» План. Что я знаю про белых медведей? Что помогает белому медведю выжить среди снегов и льдов? 1. Опыт № 1 «Маскировка» 2. Опыт № 2 «Застынет.

Подвижная игра «Автобус» Яковлева Юлия Сергеевна Подвижная игра "Автобус" Подвижные игры является незаменимым средством для развития движений детей, их сенсорных,.

Национальная игра «Ханталапай» в мини-центре в старшей группе Цель: способствовать развитию логического мышления у детей дошкольного возраста через национальные игры, ознакомлению с культурой, традициями.

Подвижная игра с сюжетом «Пчёлы»Подвижная игра с сюжетом «Пчёлы» Цель:развитие двигательной активности. Задачи: -учить действовать по сигналу воспитателя; -развивать воображение, координацию движений,.

Подвижная игра «Смелые мышата»Подвижная игра «Смелые мышата» ПОДВИЖНАЯ ИГРА «СМЕЛЫЕ МЫШАТА» Цель: Развивать быстроту, ловкость, координацию движения. Формировать умение ориентироваться в пространстве.

Подвижная игра «Снеговик и дети» Подвижная игра «Снеговик и дети» Выполнил воспитатель младшей группы: Андросенко Зинаида Андреевна Описание: эта игра объединяет группу,.

Подвижная игра «Воробушки и кот» государственное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа № 11 города Новокуйбышевска городского округа.

Подвижная игра «Волк и Заяц» для детей старшего дошкольного возраста Подвижную игру "ВОЛК И ЗАЯЦ" можно проводить как в помещении, так и на улице во время прогулки, или включить в сценарий физкультурного развлечения.

Подвижная игра «Зайцы и волк» Тема: Зайцы и волк Возрастная группа: средняя группа, 4-5 лет Цель: учить легкости движений, действовать по сигналу воспитателя. Задачи:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Марийская национальная подвижная игра «Белый заяц»
Опубликовано: 22 июля 2019 в 13:30
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД