Людмила Александровна Авхимович
Массаж рук как средство развития речи
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
ТЕМА: “МАССАЖ РУК КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ” МАССАЖ - ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ.
Существуют комплексы массажных упражнений для детей дошкольного возраста, влияющие на развитие речи ребенка. Массируя руку, мы заставляем четко и слаженно работать все системы организма. Именно слаженная работа всех систем подготавливает почву для лучшего развития речи, памяти, интеллекта, улучшает эмоциональный фон.
Публикация «Массаж рук как средство развития речи» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2023
Массаж можно применять с самого раннего возраста. Пока ребенок мал ему такой массаж делает мама, играя и приговаривая. По мере взросления малыша постепенно можно научить его выполнять эти упражнения самостоятельно. Если массаж делается регулярно (каждый день, ребенок привыкает к этому ритуалу, выполняет его не тяготясь, как нечто само собой разумеющееся - как, к примеру, ежедневное умывание или чистку зубов. Эта процедура не утомительна, занимает не более 10 минут.
Кисти рук- ”экран” состояния систем и органов человека. Уже давно доказано, что чем быстрее и точнее ребенок выполняет
движения пальцами, чем лучше их координация, тем быстрее у него
развивается речь. Считается, что если ребенок в 7-месячном возрасте может вытащить из кулачка хотя бы один указательный палец, то у него не предвидится речевых расстройств, сложностей в развитии мышления.
Чтобы пальцы ребенка работали лучше, нужно умело их помассировать. Такой массаж можно начинать в возрасте, когда ребенок еще лежит (4 – 5 месяцев).
Массажные приемы на кисти руки выполняются поверхностью первого. Второго и третьего пальцев или только подушечками больших пальцев. Сначала поглаживается, а затем с усилием растирается и разминается тыльная сторона кисти, потом ладошка. Движения идут по направлению от кончиков пальцев запястью, как если бы вы надевали перчатку ладонь надо растирать и разминать интенсивнее, с большими усилиями, чем необходимости заставлять ребенка работать только правой рукой. Это чревато довольно серьезными последствиями: могут выявиться негативные
проявления психики ребенка.
Специалисты рекомендуют также упражнения для всех суставов пальцев с элементами сопротивления. Каждое упражнение выполняется по пять раз:
+ Крепко сожмите руку в кулак. Сильнее! Резко разожмите.
+Сложите руки ладонь с ладонью. Локти на высоте плеч, пальцы и
ладони обеих рук соприкасаются. С помощью больших пальпев
раздвиньте руки и одновременно приподнимите локти. Потряскте
РУКАМИ И повторите упражнение.
Движения большого пальца к себе и от себя - очень хорошее и
полезное упражнение.
+Попытайтесь слегка сцепить пальцы рук и большими пальцами
изобразить мельницу.
Обопритесь руками о стену. Нажмите сильнее - расслабьте кисти.
+ Вытяните руки вперед. Поднимите кисти рук вверх, дайте им свободно
упасть вниз.
+ Наконец одной рукой поддержите другую в запястье и энергично
потрясите. Это упражнение улучшает циркуляцию крови.
+Кожа становится теплой, суставы - упругими, пальцы-гибкими.
Ваш малыш учится застегивать пуговицы. Не торопите его и не спешите сами застегнуть ему пальто. Лучше предложите ему попробовать застегнуть еще более мелкие пуговицы.
Очень полезна для развития координации движений рук шнуровка
ботинок. Если ботинок нет, то дыроколом можно проделать отверстия на плотной бумаге, картоне и показать малышу, как туда продевается шнурок.
Затем он сможет по дырочкам составлять рисунки, орнаменты, после тыльную поверхность кисти. Не ленитесь и разотрите самую серединку ладошки. Там находится так называемая “Точка труда”, или “Дворец труда”. Ее нетрудно отыскать: зажмите руку ребенка в кулачок, и безымянны будет указывать место расположения этой точки.
Далее нужно хорошо растереть линию (границу) перехода тыльной стороны кисти в ладонную со стороны большого пальца. И только потом массируем пальчики. Это надо выполнять особенно тщательно. Каждый пальчик массируется от кончика до основания со всех сторон.
Сначала необходимо размять ногтевую фалангу, зажав ноготь с двух сторон. Потом растираем пальчик до самого основания. Удобнее всего это делать, как бы ввинчивая массируемый пальчик. После интенсивного растирания массаж заканчивается поглаживанием пальчика, его растягиванием.
Особое внимание следует уделить массажу большого пальца и
выдающихся частей ладони у основания этого пальца. Кисти рук
массируются по очереди : сначала правая ладошка, а затем левая, сначала мизинец на правой руке, а затем на левой, безымянный на правой - на левой и т. д.
Общий массаж кисти заканчивается растиранием запястий, что улучшает лимфоток. Считается, что улучшение лимфотока способствует повышению иммунитета. Кисти рук можно массировать в течение дня многократно!
Работа мелких мышц кистей рук хороша для самодиагностики. Чем тоньше, дифференцированнее работа этих мышц, тем лучше будет развиваться речь. Обращайте внимание на ведущую руку ребенка. У людей с доминантным (ведущим) левым полушарием лучше работает правая рука (их большинство, с доминантным правым полушарием - левая. Сейчас таких детей становится больше. Встречаются дети, которые одинаково хорошо работают и правой и левой рукой - это так называемые амбилскстры. Нет выполнения узора “завязать бантик”. Эти занятия развивают зрительную память, учат концентрировать внимание.
Дайте в руки ребенку тонкие счетные палочки. Их надо удержать
пальчиках, суметь выложить ту или другую комбинацию, незатейливый узор, который со временем может усложниться. Старшим детям можно предложить выложить из палочек “колодец”. Сначала размеры колодца будут произвольными, а потом заданными. Если ребенок сможет выполнить такое упражнение, предложите ему выстроить такой же “колодец” при следующем условии: палочки можно брать только одно пальцами обеих рук: сначала выстроить колодец мизинцами, татем только безымянными, средними, указательными и наконец большими пальцами.
Задания эти трудные, но выполнимые при приобретении определенной сноровки. Если же одновременно и взрослые будут старательно выполнять это задание, внося в игру соревновательный элемент, у ребенка будут формироваться только положительные эмоции, он потянется не только к играм, но и к самим родителям, потребует играть с ним еще и еще и будет при этом развиваться. Чтобы ребенок не скучал, а одновременно и развивался, покупайте ему мозаику, пластилин, чаще предлагайте краски с кисточками, карандаши и раскраски или просто лист бумаги и ножницы. Хороши и любые игры с пальчиками, изображение фигурок пальчиками.
Хорошо бы научить ребенка играть на воображаемом пианино, Кисть при этом надо держать округлой, пальцы немного согнутыми. Ударить сильно, уверенно о твердую поверхность, например о стол, только подушечками пальцев, начиная с большого и заканчивая мизинцем. Когда опускается на поверхность большой палец, все остальные подняты. Большой палец отрывается от поверхности только тогда, когда следующий палец уверенно ударяется о стол, и т. д.
Во время этик игр-занятий ребенок получает определенные знания и первую очередь речевые, с того самого момента, когда происходит первое общение родителей со своим ребенком. Не ждите, когда ребенок заговорит. Разговаривайте с ним как можно больше с первых дней его жизни. Молча реагируя на речь взрослого, он, тем не менее, накапливает пассивный запас знаний, который ему будет просто необходим уже в более осознанные
периоды его развития.