Приложение МААМ

Опыт работы «Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников» (1 фото)

Алла Гульченко
Опыт работы «Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Антонио Менегетти (итальянский психолог, философ, художник, основатель онтопсихологической школы, продолжающей гуманистическую ветвь психологии) писал:

«Дети очень любят сказки, потому что в них —

естественное пространство их безграничного потенциала,

потому что в них компенсируется недостаток

действия в реальной жизни,

потому что в них запрограммирована

их взрослая жизнь» (А. Менегетти).

Публикация «Опыт работы „Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников“» размещена в разделах

Сказкотерапия, как отдельная ветвь психотерапии, возникла в Санкт-Петербурге в 1997году и ее основателем стала Татьяна Зинкевич-Евстигнеева. Именно она превратила идею использовать фольклорных персонажей для психотерапии в целую ветвь науки. Затем многие отечественные психологи и психотерапевты использовали этот метод в своей практике.

Сказкотерапия является одним из прекраснейших и волшебных видов арт – терапии в работе логопеда.

Фантастический сказочный мир, наполненный чудесами, тайнами и волшебством, всегда привлекает детей. Ребенок с радостью погружается в воображаемый нереальный мир, активно действует в нем, творчески преобразует его. Но нереальным этот мир кажется только нам, взрослым. Ребенок же воспринимает все, происходящее в сказке,как реальность. Этого требует его внутренний мир. Перевоплощаясь в сказочных героев, в принцев и принцесс, в колдунов и фей, в птиц и животных, дети с гораздо большим энтузиазмом и удовольствием выполняют задания, чем будучи просто мальчиками и девочками.

Ознакомившись с методической литературой, изучив материалы по этой теме, я на протяжении этого года использую элементы сказкотерапии в работе с детьми. И это даёт замечательный результат.

Сказкотерапия помогает решать на занятиях следующие задачи:

Коррекционно - образовательные задачи: развивать фонематическое восприятие; работать над артикуляцией, автоматизацией, дифференциацией звуков, введением их в свободную речь; совершенствовать слоговую структуру слова; уточнить структуру предложения; учить строить распространённые предложения, совершенствовать связную речь.

Коррекционно - развивающие задачи : развивать мышление, память, фантазию и воображение, креативность и уникальность личности; развивать темпо-ритмические стороны речи, работать над правильным дыханием, голосом, дикцией, интонацией; развивать умения передавать образ через мимику, жест и движение; обучать приёмам вождения персонажей сказки в настольном театре, театре мягкой игрушки, пальчиковом театре.

Коррекционно - воспитательные задачи: воспитывать духовность, гуманность, скромность, доброту, внимание, ответственность, чувство патриотизма, любовь и бережное отношению к природе.

Целью сказкотерапии является использование эффективных приемов для коррекции речи, мотивации детей к процессу коррекции и связанных с ней психических процессов, развитие эмоционально-экспрессивной сферы дошкольников.

Сказкотерапия является сильным коррекционным средством для любого ребёнка дошкольного возраста. Во время использования игрового сказочного сюжета происходит позитивное воздействие на личность в целом, он чувствует себя раскованно, свободно. В этот момент плавно запускается процесс компенсации речевых и психических функций.

Одним из видов инноваций в логопедической практике являются логосказки.

Логосказки – это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения). Логосказки проводятся как целое занятие, дидактическая игра, театрализованное представление. Логопедическая сказка требует активного участия детей в ходе повествования.

Цель логосказки – это всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов путем использования элементов сказкотерапии.

Логопедические сказки по содержанию просты, небольшие по объему, чтобы ребенок мог понять их содержание и пересказать.

Я использую следующие виды логосказок :

1. Артикуляционные (развивают речевое дыхание, артикуляционную моторику).

2. Кинезиологические (развивают мелкую моторику, графические навыки, позволяют активизировать межполушарное взаимодействие).

3. Фонетические (уточняют артикуляцию заданного звука, автоматизируют, дифференцируют звуки).

4. Лексико-грамматические (обогащают словарный запас, закрепляют знания грамматических категорий).

Логопедам известно, как трудно выполнять, например, артикуляционную гимнастику с возбудимым, расторможенным ребенком.

Но если артикуляционную гимнастику разнообразить стихотворными текстами, загадками,картинками или сказками, такие занятия становятся особенно интересными. Ребёнок включает своё воображение и фантазию, и занятия превращаются в увлекательную и волшебную игру.

Посмотрите,пожалуйста, одну из таких сказок «Кто сказал «Гав»? Это артикуляционная гимнастика для свистящих звуков.

Видео: https://www.youtube.com/embed/CS7A12jSU2U
Роскомнадзор: youtube.com нарушает законодательство РФ

Такие логосказки я размещаю на персональном сайте в помощь родителям и дети с удовольствием делают такую артикуляционную гимнастику дома.

Кинезиологические сказки :

- стимулируют действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей;

- совершенствуют психические процессы: внимание и память, которые тесно связаны с речью;

- повышают интерес детей к русским народным сказкам, к малому фольклорному жанру.

На подгрупповых занятиях мы разучиваем основные кинезиологические упражнения, а затем придумываем и рассказываем кинезеологические сказки. Предлагаю вашему вниманию сказку "Про Ёжика"

Видео: https://www.youtube.com/embed/ZHukYhuFCOY
Роскомнадзор: youtube.com нарушает законодательство РФ

Фонетические сказки

Фонетические сказки предусматривают работу над нарушенным звуком или группой звуков. В них подобран речевой материал на автоматизируемый звук или на дифференциацию звуков.

В результате происходит ненавязчивое закрепление звуков (автоматизация изолированного звука, звука в прямых и обратных слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, чистоговорках, стихах и во фразовой речи). Предлагаю вашему вниманию занятие на автоматизацию звука Л по сказке «Теремок».

Видео: https://www.youtube.com/embed/FCb1u6ckLPs
Роскомнадзор: youtube.com нарушает законодательство РФ

Лексико-грамматические сказки

Лексико-грамматические сказки несут определенную лексическую или грамматическую нагрузку. Лексико-грамматические сказки Н. В. Нищевой помогают активизировать словарь, совершенствовать навык звукового анализа и синтеза, развивают внимание и творческое воображение детей.

Одна из таких сказок «Как Лебедь остался один» с использованием ИКТ.

Тема : перелетные птицы.

Опыт работы «Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников»

На занятии решались следующие задачи: актуализация словаря по теме «Перелетные птицы». Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с помощью суффиксов - АТ -, - ЯТ-). Развитие связной речи. Совершенствование навыков фонематического анализа и синтеза. Развитие координации движений и мелкой моторики. Развитие зрительного и слухового внимания. Воспитание бережного отношения к природе. Развитие творческого воображения.

После этого занятия детям было предложено сделать поделку или нарисовать лебедя, о котором они узнали в сказке. И дети с радостью откликнулись.

У нас получилась целая выставка лебедей. И наш лебедь уже был не один.

Проект «Погружение в сказку»

В течение этого учебного года мы реализуем проект «Погружение в сказку». Цель этого проекта- знакомить детей разных возрастных групп со сказками, не входящими в программу.

Проект по сказкотерапии — комбинированный и расширенный способ осуществления сказкотерапии, объединяющий несколько разнонаправленных художественно-эстетических и практических занятий (развитие речи, физические упражнения и гимнастика, театрализованная деятельность, музыка, рисование, и т. д., объединённых общей тематикой. Творческий проект реализуется в сотрудничестве воспитателя, логопеда, музыкального руководителя и инструктора по физкультуре.

Используются следующие формы :

• Познавательное развитие :

o Знакомство с новыми сказками;

o Викторины ;

o домашние творческие задания ;

o постановка спектаклей и инсценировок;

Развивающие игры (дидактические, литературные, театрализованные, ролевые).

• Художественная практическая деятельность (рисование, аппликация, музыка, лепка).

• Приёмы развития словесного творчества (составление сказок, знакомство с загадками и пословицами, сочинительство).

• Физическая культура — эстафеты, спортивные праздники.

Ежемесячно в каждой возрастной группе проходит либо развлечение, либо интегрированное занятие по прочитанной сказке. Проводим такие занятия мы совместно с музыкальным руководителем или инструктором по физкультуре.

Дети не только узнают новую сказку, но и погружаются в её атмосферу, становятся героями этой сказки, сопереживают или помогают персонажам. На таких занятиях используется звукоподражание, мимическая, артикуляционная и пальчиковая гимнастика, массаж мячиками Су-джок.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, чем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее он развивается психически. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.

Об эффективности сказкотерапии можно судить по тому, что дети с удовольствием идут на занятия с логопедом, на занятиях активны, усилен интерес к результатам собственного творчества, быстрее автоматизируются поставленные звуки, замкнутые и стеснительные дети преодолевают коммуникативные барьеры и становятся более общительными, домашние задания выполняются регулярно.

Многочисленные данные показывают, что дети нередко открывают в себе творческие возможности и после прекращения арт – терапии продолжают самостоятельно увлеченно заниматься разными видами творчества, навыки которых они приобрели в процессе занятий.

Публикации по теме:

Опыт работы «Индивидуально-образовательный проект как средство поддержки творческого потенциала дошкольников»Опыт работы «Индивидуально-образовательный проект как средство поддержки творческого потенциала дошкольников» Тема: «Индивидуально-образовательный проект, как средство поддержки творческого потенциала дошкольников». Из опыта работы с детьми подготовительной.

Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Наша группа называется «Колосок», в беседе с детьми что означает.

Опыт педагогической деятельности «Технология «Мнемотехника» как средство речевого развития дошкольников»Опыт педагогической деятельности «Технология «Мнемотехника» как средство речевого развития дошкольников» В рамках муниципальной Опорной площадке, входящей в инновационную структуру системы образования Октябрьского района (приказ № 858 – од,.

Опыт работы «Лэпбук как средство познавательного развития детей»Опыт работы «Лэпбук как средство познавательного развития детей» Лэпбук, для меня, самое удобное и любимое пособие для занятий с детьми. При всей своей компактности, оно включает в себя богатый развивающий.

Опыт работы «Театрализация как средство развития эмоционального интеллекта»Опыт работы «Театрализация как средство развития эмоционального интеллекта» Опыт работы на тему: «Театрализация как средство развития эмоционального интеллекта» Если обратиться к стандарту дошкольного образования,.

Опыт работы по теме «Проектная деятельность как средство речевого развития детей дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 комбинированного вида г. Вяземского Вяземского муниципального.

Опыт работы «Шахматы как эффективное средство интеллектуального развития дошкольников»Опыт работы «Шахматы как эффективное средство интеллектуального развития дошкольников» Введение «Шахматы не только способствуют росту интеллекта, они дисциплинируют ум человека» Макс Эйве. Что такое шахматы - спорт, игра,.

Отчет по самообразованию «Сказкотерапия как средство развития детей дошкольного возраста» Актуальностью данной темы является то, что сказка - это самый первый вид художественного творчества, с которым знакомится ребенок. Наверное,.

Передовой педагогический опыт «Проблемно-игровая технология как средство математического развития дошкольников» Передовой педагогический опыт «Проблемно-игровая технология как средство математического развития дошкольников» Автор: Аллахвердян Жанна.

Проект в средней группе «Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста»Проект в средней группе «Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста» «Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста». Вид проекта: ролево-игровой, образовательный,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников»
Опубликовано: 19 января 2022 в 20:28
+226Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Алла Гульченко (УИ 1148385) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД