Алла Гульченко
Опыт работы «Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Антонио Менегетти (итальянский психолог, философ, художник, основатель онтопсихологической школы, продолжающей гуманистическую ветвь психологии) писал:
«Дети очень любят сказки, потому что в них —
естественное пространство их безграничного потенциала,
потому что в них компенсируется недостаток
действия в реальной жизни,
потому что в них запрограммирована
их взрослая жизнь» (А. Менегетти).
Публикация «Опыт работы „Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
Сказкотерапия, как отдельная ветвь психотерапии, возникла в Санкт-Петербурге в 1997году и ее основателем стала Татьяна Зинкевич-Евстигнеева. Именно она превратила идею использовать фольклорных персонажей для психотерапии в целую ветвь науки. Затем многие отечественные психологи и психотерапевты использовали этот метод в своей практике.
Сказкотерапия является одним из прекраснейших и волшебных видов арт – терапии в работе логопеда.
Фантастический сказочный мир, наполненный чудесами, тайнами и волшебством, всегда привлекает детей. Ребенок с радостью погружается в воображаемый нереальный мир, активно действует в нем, творчески преобразует его. Но нереальным этот мир кажется только нам, взрослым. Ребенок же воспринимает все, происходящее в сказке,как реальность. Этого требует его внутренний мир. Перевоплощаясь в сказочных героев, в принцев и принцесс, в колдунов и фей, в птиц и животных, дети с гораздо большим энтузиазмом и удовольствием выполняют задания, чем будучи просто мальчиками и девочками.
Ознакомившись с методической литературой, изучив материалы по этой теме, я на протяжении этого года использую элементы сказкотерапии в работе с детьми. И это даёт замечательный результат.
Сказкотерапия помогает решать на занятиях следующие задачи:
Коррекционно - образовательные задачи: развивать фонематическое восприятие; работать над артикуляцией, автоматизацией, дифференциацией звуков, введением их в свободную речь; совершенствовать слоговую структуру слова; уточнить структуру предложения; учить строить распространённые предложения, совершенствовать связную речь.
Коррекционно - развивающие задачи : развивать мышление, память, фантазию и воображение, креативность и уникальность личности; развивать темпо-ритмические стороны речи, работать над правильным дыханием, голосом, дикцией, интонацией; развивать умения передавать образ через мимику, жест и движение; обучать приёмам вождения персонажей сказки в настольном театре, театре мягкой игрушки, пальчиковом театре.
Коррекционно - воспитательные задачи: воспитывать духовность, гуманность, скромность, доброту, внимание, ответственность, чувство патриотизма, любовь и бережное отношению к природе.
Целью сказкотерапии является использование эффективных приемов для коррекции речи, мотивации детей к процессу коррекции и связанных с ней психических процессов, развитие эмоционально-экспрессивной сферы дошкольников.
Сказкотерапия является сильным коррекционным средством для любого ребёнка дошкольного возраста. Во время использования игрового сказочного сюжета происходит позитивное воздействие на личность в целом, он чувствует себя раскованно, свободно. В этот момент плавно запускается процесс компенсации речевых и психических функций.
Одним из видов инноваций в логопедической практике являются логосказки.
Логосказки – это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения). Логосказки проводятся как целое занятие, дидактическая игра, театрализованное представление. Логопедическая сказка требует активного участия детей в ходе повествования.
Цель логосказки – это всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов путем использования элементов сказкотерапии.
Логопедические сказки по содержанию просты, небольшие по объему, чтобы ребенок мог понять их содержание и пересказать.
Я использую следующие виды логосказок :
1. Артикуляционные (развивают речевое дыхание, артикуляционную моторику).
2. Кинезиологические (развивают мелкую моторику, графические навыки, позволяют активизировать межполушарное взаимодействие).
3. Фонетические (уточняют артикуляцию заданного звука, автоматизируют, дифференцируют звуки).
4. Лексико-грамматические (обогащают словарный запас, закрепляют знания грамматических категорий).
Логопедам известно, как трудно выполнять, например, артикуляционную гимнастику с возбудимым, расторможенным ребенком.
Но если артикуляционную гимнастику разнообразить стихотворными текстами, загадками,картинками или сказками, такие занятия становятся особенно интересными. Ребёнок включает своё воображение и фантазию, и занятия превращаются в увлекательную и волшебную игру.
Посмотрите,пожалуйста, одну из таких сказок «Кто сказал «Гав»? Это артикуляционная гимнастика для свистящих звуков.
Видео: https://www.youtube.com/embed/CS7A12jSU2UТакие логосказки я размещаю на персональном сайте в помощь родителям и дети с удовольствием делают такую артикуляционную гимнастику дома.
Кинезиологические сказки :
- стимулируют действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей;
- совершенствуют психические процессы: внимание и память, которые тесно связаны с речью;
- повышают интерес детей к русским народным сказкам, к малому фольклорному жанру.
На подгрупповых занятиях мы разучиваем основные кинезиологические упражнения, а затем придумываем и рассказываем кинезеологические сказки. Предлагаю вашему вниманию сказку "Про Ёжика"
Видео: https://www.youtube.com/embed/ZHukYhuFCOYФонетические сказки
Фонетические сказки предусматривают работу над нарушенным звуком или группой звуков. В них подобран речевой материал на автоматизируемый звук или на дифференциацию звуков.
В результате происходит ненавязчивое закрепление звуков (автоматизация изолированного звука, звука в прямых и обратных слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, чистоговорках, стихах и во фразовой речи). Предлагаю вашему вниманию занятие на автоматизацию звука Л по сказке «Теремок».
Видео: https://www.youtube.com/embed/FCb1u6ckLPsЛексико-грамматические сказки
Лексико-грамматические сказки несут определенную лексическую или грамматическую нагрузку. Лексико-грамматические сказки Н. В. Нищевой помогают активизировать словарь, совершенствовать навык звукового анализа и синтеза, развивают внимание и творческое воображение детей.
Одна из таких сказок «Как Лебедь остался один» с использованием ИКТ.
Тема : перелетные птицы.
На занятии решались следующие задачи: актуализация словаря по теме «Перелетные птицы». Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с помощью суффиксов - АТ -, - ЯТ-). Развитие связной речи. Совершенствование навыков фонематического анализа и синтеза. Развитие координации движений и мелкой моторики. Развитие зрительного и слухового внимания. Воспитание бережного отношения к природе. Развитие творческого воображения.
После этого занятия детям было предложено сделать поделку или нарисовать лебедя, о котором они узнали в сказке. И дети с радостью откликнулись.
У нас получилась целая выставка лебедей. И наш лебедь уже был не один.
Проект «Погружение в сказку»
В течение этого учебного года мы реализуем проект «Погружение в сказку». Цель этого проекта- знакомить детей разных возрастных групп со сказками, не входящими в программу.
Проект по сказкотерапии — комбинированный и расширенный способ осуществления сказкотерапии, объединяющий несколько разнонаправленных художественно-эстетических и практических занятий (развитие речи, физические упражнения и гимнастика, театрализованная деятельность, музыка, рисование, и т. д., объединённых общей тематикой. Творческий проект реализуется в сотрудничестве воспитателя, логопеда, музыкального руководителя и инструктора по физкультуре.
Используются следующие формы :
• Познавательное развитие :
o Знакомство с новыми сказками;
o Викторины ;
o домашние творческие задания ;
o постановка спектаклей и инсценировок;
• Развивающие игры (дидактические, литературные, театрализованные, ролевые).
• Художественная практическая деятельность (рисование, аппликация, музыка, лепка).
• Приёмы развития словесного творчества (составление сказок, знакомство с загадками и пословицами, сочинительство).
• Физическая культура — эстафеты, спортивные праздники.
Ежемесячно в каждой возрастной группе проходит либо развлечение, либо интегрированное занятие по прочитанной сказке. Проводим такие занятия мы совместно с музыкальным руководителем или инструктором по физкультуре.
Дети не только узнают новую сказку, но и погружаются в её атмосферу, становятся героями этой сказки, сопереживают или помогают персонажам. На таких занятиях используется звукоподражание, мимическая, артикуляционная и пальчиковая гимнастика, массаж мячиками Су-джок.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, чем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее он развивается психически. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.
Об эффективности сказкотерапии можно судить по тому, что дети с удовольствием идут на занятия с логопедом, на занятиях активны, усилен интерес к результатам собственного творчества, быстрее автоматизируются поставленные звуки, замкнутые и стеснительные дети преодолевают коммуникативные барьеры и становятся более общительными, домашние задания выполняются регулярно.
Многочисленные данные показывают, что дети нередко открывают в себе творческие возможности и после прекращения арт – терапии продолжают самостоятельно увлеченно заниматься разными видами творчества, навыки которых они приобрели в процессе занятий.