МААМ-картинки

Мастер-класс для музыкальных руководителей. Тема «Русский народный танец. Кадриль»

Наталья Эльяшевич
Мастер-класс для музыкальных руководителей. Тема «Русский народный танец. Кадриль»

(Слайд 1) Танец это один из самых древнейших видов искусства. Он родился постепенно, из разнообразных движений и жестов, связанных с эмоциональными впечатлениями. С возникновением у человека определенного мировосприятия, любовных отношений, верований - обожествления земли, воды, деревьев, птиц, животных, неба, небесных светил-т. е. всего того, что окружало человека,- стал развиваться и видоизменяться и его танец. Постепенно танец стал принимать определенные композиционные построения. Движения изменились, подверглись художественному обобщению, в результате чего сформировалось искусство танца, одно из самых первых проявлений народного творчества.

Публикация «Мастер-класс для музыкальных руководителей, Тема „Русский народный танец, Кадриль“» размещена в разделах

Все танцы делятся на несколько видов (Слайд2)

Народный (фольклорный) танец - обрядовые танцы "Ярмарка", "Коляда маляда", "Масленица", "Здравица новорожденного". (сл. 3)

Народно-сценический танец - сочиненный хореографом на основе фольклорного танца или на основе традиций того или иного народа для исполнения на сцене. (сл. 4)

Характерный (народно-классический)- танец построенный на материале классического танца, окрашенный движениями рук, ног, корпуса того или иного народа и одетый в стилизованный народный костюм (Балет «Щелкунчик») (сл. 5)

Классический танец - система выразительных средств хореографического искусства, на строго установленных позициях рук, корпуса, головы и ног, где движения ног строятся на выворотности. (сл. 6)

Бальный (историко-бытовой) - танцы которые служат для массового развлечения и исполняется парой или большим количеством участников на танцевальных вечерах и балах. (сл. 7)

Спортивный бальный - танец построенный на основе бального танца, но переведенный в спорт, где главное - соревнование. (сл. 8)

Эстрадный - танец или небольшая хореографическая сценка, предназначенная для исполнения на эстраде. Эстрадный танец может быть создан на материале народного, классического, бального, чечетке, гимнастики и т. д. Основные черты эстрадного танца-четкая драматургия, яркость. (сл. 9)

Современный-модерн, понятие, охватывающее многие направления в сценической хореографии ХХ века. (сл. 10)

Сегодня мы с вами разберем такой вид танца, как народно-сценический, и точнее - Русский народный танец. (сл. 11)

Русский танец имеет три ФОРМЫ. Это ХОРОВОД, ПЛЯСКА и КАДРИЛЬ. В свою очередь формы делятся на типы. (сл. 12, 13)

Хоровод имеет два типа, орнаментальный и игровой. Орнаментальный хоровод не имеет чётко выраженный сюжет, он строится на красивых рисунках танца. Игровой хоровод- это хоровод с сюжетом. (сл. 14)

Пляска - одиночная, парная, перепляс, массовая, групповая. (сл. 15)

Сегодня мы остановимся на такой форме русского танца как КАДРИЛЬ. (сл. 16)

Новое рождается старым, несет в себе его черты, продолжает его! Так и Кадриль пришла к нам из Старой Европы, это танец английских крестьян XVII века, назывался он Контрданс, что с английского языка так и переводится – «сельский танец». (сл. 17) В нем принимало участие любое чётное количество пар, а танцевальные куплеты (фразы) последовательно повторялись то одной, то другой линией танцующих. Очень большую популярность Котрданс получил во Франции – Французская кадриль исполнялась четырьмя или восьмью парами и состояла из 5 фигур. (сл. 18, 19,20)

С появлением Кадрили в России (в начале XVIII века, она приобрела характер, душу и пластику русского народа. Который сделал её более богатой и разнообразной по рисунку, ввёл в неё многие фигуры из плясок, переплясов, хороводов. Число фигур - от пяти салонных - увеличилось до десяти, пятнадцати, двадцати и более. (сл. 21)

Кадрили имели разные названия, которые происходили:

-от названия сел, деревень, городов (Клинская, Саратовская, Останковская)

-от количества фигур (шестизарядная, пятизарядная и т. д.)

-от содержания («с поцелуями», «с переплясом», «с фантиками», «импровизационная» и т. д.)

Фигуры кадрилей так же имели разные названия:

-от названия песен под которые исполнялись («Барыня», «Я на горку шла», и т. д)

-от композиционного построения рисунка («звездочка», «воротца», «круговая», «уголок», «ручеек» и т. д.)

-от содержания («познакомимся», «продолжим», «гуляем», «поцелуйчики», «прощальная»)

-от характера исполнения («задорная», «бешенная», «крутея», «вертея», «дробушечки», «проходочка» и т. д.)

Каждая фигура объявлялась:

-по назваванию (см. выше)

-по номеру фигуры (фигура первая, колено второе)

Итак, очень важно знать, что Кадриль имеет чёткие правила! (сл. 22)

Всегда танцуется четным количеством пар.

Состоит из фигур, где каждая фигура является абсолютно самостоятельной, законченной частью танца («Кадриль» не имеющая ФИГУР не Кадриль, такой танец называется «Кадрильной ПЛЯСКОЙ»)

Каждая фигура исполняется под свою музыку.

Каждая фигура объявляется.

ПРИНЦИП повтора является главным принципом построения фигур кадрили любого типа.

Каждая фигура кадрили начиналась исполнителями со своих мест и заканчивалась там же.

Типы кадрили – квадратная (угловая, круговая, линейная (двухрядная, смешанная, импровизационная (главная роль у распорядителя-участника называющего фигуры).

Рассмотрим более пристально СМЕШАННУЮ КАДРИЛЬ.

В смешанной кадрили каждая фигура имеет своё композиционное построение или каждая фигура имеет смешение композиционного построения внутри себя (линейное, квадратное, диагональное, круговое и т. д.)

ДМИТРИЕВСКАЯ КАДРИЛЬ (Московская область) (сл.

23)[/b]

Смешанная, состоит из пяти фигур, танцуют две пары. Один мальчик-распорядитель, который выкрикивает названия фигур и различные движения в кадрили. Основной ход-шаркающий шаг. Кадриль исполняется бодро, жизнерадостно, весело. М. р. 2\4

ОПИСАНИЕ ТАНЦА.

Перед началом танца (без музыки) выходят на сцену две пары по заднему плану с разных сторон. Мальчик держит правой рукой левую руку девочки, опущенную вниз. Свободные руки опущены вниз. Идут навстречу друг другу, кланяются, поворачиваются лицом к зрителям. Расходятся в разные стороны по диагонали и разворачиваются лицом др. к др.

1-ая фигура Музыка «Чижик»

Распорядитель: «Знакомимся»

• пары (дв. №1) переходят на место друг друга.

• дойдя до мест, мальчики и девочки меняются местами и разворачиваются на 180*Д-через левое, М- через правое плечо.

• пары возвращаются тем же движением назад

• кружатся на месте вправо, останавливаются на местах.

• два удара ногами поочерёдно (правая нога, левая ног)

• пары идут к центру на встречу друг другу

• "здороваемся" за руку, сначала с противоположным участником, затем по диагонали- крест на крест

• разворачиваемся м-вправо, д-влево, снова беремся за руки, идем парами на свои места и кружимся до конца муз. фразы.

2-ая фигура Муз. «Ах, вы сени, мои сени»

Распорядитель : «Прогулочка»

• м. идут др. к др., с правой стороны с левой ноги.

• выполняют боковое "до-за-до"

• идут к чужим девочкам (Д. стоят произвольно)

• верчение в парах (правые руки- "под ручку" и кисти в "замок")

• поворот друг от друга вправо на 180*

• с небольшим поклоном делают три притопа вместе.

• повтор тактов, М. возвращаются к своим Д.

• девочки выполняют то же что и М.

3-я фигура. Муз. «Из по дуба»

Распорядитель: «Задорная»

• выполняет первая пара - М. берет левой рукой правую руку Д. и ведет её по полному кругу, возвращаясь на свое место основным ходом (вторая пара стоит или кружится)

• повтор, начинает вторая пара

• все идем к центру

• выполняем "Притоп"(Дв. №2)

• все идем по кругу, взявшись за руки, проходим полный круг и возвращаемся на свои места, до конца фразы кружимся.

4 фигура Муз. «Во саду ли в огороде»

Распорядитель: «Меняемся»

• первая пара идет ко второй (пр. рука М. держит правую руку Д., левая левую-крестообразное положение)

• не отпуская рук, разворачиваются и идут на место

• вторая пара идет к первой (пр. рука М. держит правую руку Д., левая левую-крестообразное положение)

• не отпуская рук, разворачиваются и идут на место

• обе пары идут друг к другу в центр

• меняются девочками и идут на места: мальчики спиной, держа за вытянутые руки «чужих» девочек

• кружимся

• идем в центр, меняемся девочками, идем назад, кружимся

• повторяем с момента смены девочками

5 фигура Муз. «Как у наших у ворот»

Распорядитель: «По кружочку»

• обе пары идут по кругу, дойдя до места чужой пары кружатся

• продолжают идти по кругу, кружатся на своих местах

• мальчики идут к «чужим» девочкам, кружатся

• идем по кругу до противоположных мест

• девочки идут к своим мальчикам, кружатся

• идем по кругу до своих мест.

Кадриль закончить громким хлопком всех участников.

Движение №1.

«Шаркающий шаг» (ноги в первой прямой (шестая) позиции)

Раз – шаг левой ногой вперед

И – правая нога шаркает об пол, задев пол пяткой

Два – шаг правой ногой вперед

И – левая нога шаркает об пол, задев пол пяткой

Движение №2.

«Притоп» (начинается из затакта)

И – правая нога, чуть согнутая в колене, поднимается вверх

Раз – с лёгким ударом ставится на пол, левая нога одновременно поднимается

И – левая нога с лёгким ударом ставится на пол рядом с правой ногой. Правая одновременно поднимается вверх.

Два – правая нога ставится на пол сильным акцентирующим ударом.

Методические советы по изучению основных элементов русского народного танца.

Принцип ОТ ПРОСТОГО К СЛОЖНОМУ!

Каждый освоенный элемент необходимо развивать и усложнять, не соединяя его с другими элементами: постепенно увеличивая темп музыкального сопровождения, усложнять координацию рук, корпуса, головы, видоизменять характер и манеру исполнения, усложнять и разнообразить ритмический рисунок. Основной муз. разм. 2\4 (счёт "раз -и, два-и")

Используемая литература:

Борзов А. А. «Народно-сценический танец». – М., 2008.

Ивановский Н. П. «Бальный танец XVI-XIX веков». – Калининград, 2004.

Климов А. А. "Основы русского танца". – М. ,1994.

Мурашко М. П. "Классификация русского танца". – М., 2012.

Мурашко М. П. «Русская кадриль». – М., 2013.

Уральская В. И. «Природа танца». – М., 1981.

Прикреплённые файлы:

ruskii-tanec_jrnj7.pptx | 4442,16 Кб
 
Публикации по теме:

Дидактическая игра-раскраска по номерам «Русский народный костюм»Дидактическая игра-раскраска по номерам «Русский народный костюм» Перед вами - черно-белые раскраски, но по мотивам русского народного костюма! Можно их просто раскрасить, а можно, придерживаясь определенных.

Конспект занятия в подготовительной группе «Русский народный костюм» КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ» ВОСПИТАТЕЛЬ: БЕЛАНОВА Л. С. – высшая квалификационная.

Лэпбук «Русский народный костюм»Лэпбук «Русский народный костюм» В рамках программы мы проходили модуль «Народная культура и традиции». В ходе педагогического наблюдения было выявлено, что многие ребята.

Конспект занятия «Русский народный праздник встречи весны «Сороки» для детей младшего школьного возрастаКонспект занятия «Русский народный праздник встречи весны «Сороки» для детей младшего школьного возраста Конспект занятия по теме: «Русский народный праздник - встреча весны «Сороки» для детей младшего школьного возраста. История праздника.

Консультация для воспитателей и музыкальных руководителей «Утренняя гимнастика под музыку» Консультация на тему: «Утренняя гимнастика под музыку» В детском саду закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребёнка.

Масленица. Русский народный праздник. Материал для средней группыМасленица. Русский народный праздник. Материал для средней группы Масленица. Русский народный праздник В этом году Масленицу будут праздновать с 20 по 26 февраля. Масленица - это озорное и веселое прощание.

Мастер-класс для педагогов и специалистов «Народный танец» в логопедической группе детей с ФФНР Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад комбинированного вида № 10»Казачок» г. Новокубанск Муниципального.

Отчет о работе музыкальных руководителейОтчет о работе музыкальных руководителей В 2016-2017 учебном году вели музыкальные занятия в 10 группах. Занятия проводились 2 раза в неделю по утвержденному режиму занятий. В течение.

Отчёт о неделе музыкальных руководителейОтчёт о неделе музыкальных руководителей Аналитический отчёт О неделе музыкальных руководителей в МБДОУ «Детский сад №11 «Радуга» С 16 по 20 января 2017 года в МБДОУ «Детский.

Разработка «Праздник гончара» для воспитателей старших групп и музыкальных руководителей ДОУ Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «ЦРР- Детский сад №8 «Солнышко» Разработка «ПРАЗДНИК ГОНЧАРА» Для воспитателей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для музыкальных руководителей. Тема «Русский народный танец. Кадриль»
Опубликовано: 1 октября 2017 в 14:16
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для музыкальных руководителей. Тема «Русский народный танец. Кадриль»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Эльяшевич в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 июня. День Святой Троицы. Передвижка «Береза - символ России»

Приход Троицы знаменует собой конец весны и начало лета. Праздник отмечается на 50-й день после Пасхи. Главный символ праздника - береза. Ее наряжают, украшают листвой храмы, а ее веточки освящают и...

22 июня. День памяти и скорби. Передвижка «День памяти и скорби»

22 июня мы чтим память о трагическом дне начала Великой Отечественной войны. Расскажем детям, как это было.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД