Папки-передвижки

Мастер-класс для педагогов «Дидактические игры как средство формирования основ безопасности жизнедеятельности дошкольников»

Вера Ребрикова
Мастер-класс для педагогов «Дидактические игры как средство формирования основ безопасности жизнедеятельности дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 12 «ЖУРАВУШКА» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА ГОРОДА ОРСКА

Мастер – класс для педагогов

«Дидактические игры как средство формирования основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста»

Подготовил: воспитатель

первой квалификационной категории

Ребрикова В. Г.

«Игра - это огромное светлое окно,

Публикация «Мастер-класс для педагогов „Дидактические игры как средство формирования основ безопасности жизнедеятельности дошкольников“» размещена в разделах

через которое, в духовный мир ребёнка

вливается, живительны поток представлений,

понятий об окружающем мире.»

В. А. Сухомлинский

Цель: знакомство с практическим применением некоторых дидактических игр и упражнений для обучения дошкольников основам безопасности жизнедеятельности.

Задачи:

1. Дать понятие о роли дидактических игр в обучении дошкольников правилам безопасности;

2. Совершенствовать практические навыки, необходимые при формировании у дошкольников безопасного поведения;

3. Достижение взаимодействия педагогов в вопросах профилактики безопасности детей в образовательном процессе.

Безопасность жизни ребёнка и охрана его здоровья – одна из актуальных задач дошкольного образования. При этом важно не просто оберегать ребёнка от опасностей, а готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представления о наиболее опасных ситуациях, прививать ему навыки безопасного поведения. Не случайно, одним из компонентов содержания социально-коммуникативного развития дошкольников, определенного ФГОС дошкольного образования, является формирование основ безопасного поведения в быту и социуме.

Не проходит и дня, чтобы гaзеты, радио или телевидение не принесли сообщения об очередной аварии, катастрофе, стихийном бедствии, преступлении в том или ином городе, стране. Каждый из нас может оказаться в такой непредвиденной ситуации. Кто же может помочь человеку, оказавшемуся в опасности? Прежде всего, он сам! Понять это – значит сделать первый, самым важный шаг в изучении основ безопасности жизнедеятельности.

Задача взрослых научить предвидеть опасные ситуации, чтобы избежать их, а в крайних случаях – быть к ним максимально готовым.

Во-первых, детям нужно дать необходимые знания об общепринятых человеком нормах поведения; во-вторых, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь детям овладеть элементарными навыками поведения в быту и социуме; и главное развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность.

При этом важно научить ребёнка объяснять собственное поведение. Если он сможет объяснить, как он вёл себя, почему это случилось и что при этом он чувствует, тогда он лучше сможет понять, что он делает не так. Решение задач обеспечения безопасного, здорового образа жизни возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребё нком на равных: вместе ищем выход из трудного положения, вместе обсуждаем проблему, ведём диалог, вместе познаём, делаем открытия.

И совершенно очевидно: чем раньше дети получат сведения о том, как должен вести человек на улице, дома, во дворе, с другими людьми, тем меньше станет опасных для их жизни и здоровья ситуаций.

В связи с этим необходим поиск педагогических условий обеспечения социальной безопасности ребёнка.

Для решения этих задач необходимо:

• Выстраивать воспитывающее и обучающее взаимодействие с детьми во время образовательной и свободной деятельности;

• Организовывать проблемные и игровые ситуации, обеспечивающие развивающее взаимодействие детей между собой;

• Создавать развивающую предметно-игровую среду, побуждающую использовать знакомые правила в самостоятельной и совместной деятельности взрослых с детьми.

Особое место в своей работе я уделяю дидактическим играм. Главная особенность которых состоит в том, что задание предлагается детям в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определёнными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Очень важно подобрать игру соответственно детским возможностям, т. е такую, чтобы дети действительно увлеклись.

Дидактическая игра - явление многоплановое и сложное. Это и метод обучения, и самостоятельная деятельность дошкольников, и средство всестороннего развития личности. Она входит в целостный педагогический процесс, не изолирована от других форм и средств обучения и воспитания. Возможность обучать дошкольников посредством активной интересной для них деятельности - это отличительная особенность дидактических игр. Для успешной их реализации необходим индивидуальный подход в обучении и воспитании детей со стороны взрослого.

Роль дидактических игр в формировании культуры безопасного поведения :

через систему специальных заданий и упражнений организовать ситуацию, позволяющую знакомить детей с источниками опасности, научить различать потенциально опасные предметы;

сформировать представления о мерах предосторожности и способах безопасного поведения;

познакомить с необходимыми действиями в случае опасности.

Всю работу по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения в можно разделить на на 5 разделов:

I. Ребёнок в социуме.

II. Ребёнок и природа.

III. Ребёнок в быту.

IV. Ребенок и здоровье.

V. Ребёнок и улица.

«Ребенок в социуме».

Детям дается объяснение, что именно может быть опасным в общении с другими людьми; что не всегда приятная внешность совпадает с добрыми намерениями и какое поведение следует выбрать в сложной ситуации.

«Ребенок в быту»

Мы беседуем на темы: пожароопасные предметы, острые и режущие предметы, балкон, открытое окно и другие бытовые опасности. А также, умение пользоваться телефоном в экстремальных ситуациях. Предметы домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для детей, делятся на три группы:

• предметы, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовые плиты, розетки, включенные электроприборы);

• предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей нужно научиться правильно, обращаться (иголка, ножницы, нож, вилка);

• предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах (бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, режуще-колющие инструменты).

Так как игра– основной и ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, работу по формированию навыков безопасного поведения, по данным разделам, я провожу в игровой форме. Именно через игру дети познают мир, и осваиваются в нем. Особое место в своей работе я уделяю дидактическим играм. Главная особенность, которых, состоит в том, что задание предлагается детям в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определёнными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Очень важно подобрать игру сообразно детским возможностям, т. е. такие, чтобы дети действительно увлеклись. Чтобы во время занятий выявилась их творческая смекалка, сообразительность, самостоятельность в преодолении трудностей. Каждая дидактическая игра состоит из познавательного и воспитательного содержания, игрового задания, игровых действий, игровых и организационных отношений. В правилах игры заложен более глубокий смысл – познание мира и воспитание определё нных нравственных качеств: ответственность, уважение, порядочность и т. д. Результат игры для воспитателя является показателем уровня достижений детей или в усвоении знаний, или в их применении, в установлении взаимоотношений детей в игре. Детям же правила важны как способ решения игровой задачи.

В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида : игры с предметами, настольно-печатные и словесные.

Игры с предметами

В играх с предметами используются игрушки, реальные предметы. «Скорая помощь». Цель: учить детей безопасному поведению для предотвращения несчастных случаев, в случае необходимости звонить в экстренную медицинскую службу, уметь оказать экстренную медицинскую службу, уметь оказать первую помощь пострадавшему. Оборудование: аптечка, телефон.

Настольно-печатные игры

Настольно-печатные игрыони разнообразны по своим видам: парные картинки, лото, домино и т. д.

«Источники опасности»

Цель:Закрепить знания детей о предметах, которые могут быть источником опасности. Игровые правила:

Выбрать предметы, которые могут быть источником опасности.

«Знаешь ли ты?»

Цель:Закрепить знания о телефонах служб спасения.

Игровые правила:

Выполнять действия, соответствующие изображению.

«Четвёртый лишний»

Цель:Учить детей предотвращать опасность контактов с опасными предметами (иголки, ножницы, спички, лекарства и др.)

Игровые правила:

Найти лишний предмет на карточке. Доказать, почему.

«Пожар»

Цель:Закрепить знания детей о пожарной безопасности.

Игровые правила:

На вопрос воспитателя показать картинку-ответ.

«Соедини по точкам» Цель:Закреплять представления об источниках опасности в быту; развивать мелкую моторику, закреплять навыки пользования карандашом, умение вести линию по точкам; воспитывать умение доводить начатое дело до конца.

Игровые действия:

соединить точки, раскрасить и рассказать, чем опасен данный предмет.

«Как избежать неприятностей дома»

Цель: закрепить у детей представление об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту; предостеречь от несчастных случаев.

Ход игры : играть могут двоё и более детей. Ведущий раздаёт карточки с ситуациями игрокам поровну и зачитывает стихи. Игроки должны узнать по содержанию стихотворения свою картинку и объяснить, как выйти из опасной ситуации и не попасть в неё. За правильный ответ игрок получает карточку со стихотворением. Выигрывает тот, у кого больше карточек.

Словесные игры

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. Содержание игры заключается в том, что перед детьми ставиться задача и создаётся ситуация, требующая осмысления последующего действия.

«Загадай, мы отгадаем»,

Цель: учить описывать орган человека, его функцию, значение и находить по описанию. Научить ребёнка заботиться о своём здоровье и здоровье окружающих.

«Что делать?»

Цель: научить детей быстро и правильно принимать решения в различных ситуациях, связанных с насильственными действиями незнакомого человека.

Одной из разновидностей дидактической игры является Кубик Блума.

Работая в режиме данной технологии, воспитатель перестает быть главным источником информации, и, используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск. Слайд 2. Один из таких приемов разработал Бенджамин Блум. Он носит название Кубик Блума.

Основная часть

1. Как выглядит кубик.

Слайд 4. Кубик представляет собой объемную фигуру, на сторонах которой написаны слова (либо нарисованы пиктограммы (схемы, картинки, что для детей дошкольного возраста наиболее приемлемо). Они являются отправной точкой для ответа.

На шести гранях куба детям предлагаются шесть алгоритмов:

1. назови, предполагает простую репродукцию полученных знаний

2. почему, позволяет подробно описать процессы, явления или предмет, сформировать причинно-следственные связи

3. объясни, это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы

4. предложи, ребёнок должен предложить свою задачу, которая позволяет применить то или иное правило. Либо предложить свое видение проблемы, свои идеи. То есть, ребёнок должен объяснить, как использовать то или иное знание на практике, для решения конкретных ситуаций

5. придумай, подразумевают творческое задание, которое содержит в себе элементы предположения, вымысла

6. поделись, вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности детей, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений, акцентировать внимание на их оценке. Вопросам этого блока желательно добавлять эмоциональную окраску. То есть, сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах ребёнка, его эмоциях, которые вызваны названной темой.

2. Алгоритм работы с кубиком

Слайд 6 Работа с кубиком строится по определенному алгоритму:

1. Педагог формулирует тему, которая будет обсуждаться на занятии.

2. На первом этапе педагог бросает кубик сам, а ребенок отвечает на вопрос темы, который выпал на грани. Когда дети усвоили правила игры, то кубик бросают все дети по очереди.

3. Если при бросании кубика часто выпадает одна и та же грань, то вводится правило: кубик можно перебросить или найти грань, которая еще не выпадала. Если ответ даётся неполный, то другие дети могут его дополнить и исправить. Таким образом, ребенок сам ищет пути решения проблемы во время ответа, исходя из собственного опыта и познания.

4. В конце игры педагог подводит итог : что нового узнали, чей ответ был самым интересным, познавательным, что бы еще хотели узнать по данной теме.

5. Ответ на каждый вопрос кубика помогает педагогу не только выявить уровень познавательной активности воспитанников, но и прояснить аспекты темы, которые вызывают затруднения у детей.

4. Когда использовать кубик?

Слайд 7. Кубик Блума можно использовать во всех группах, начиная со второго полугодия младшей группы и по всем образовательным областям.

Я начала применять этот приём на обобщающих занятиях, когда у детей уже было представление о теме. Мы часто используем его на утреннем круге. На раннем этапе изучения материала работа носила групповой характер, когда ответы на вопросы дети формулировали вместе. Также данный прием очень эффективен в занимательной форме проводить диагностику образовательной работы с детьми. Этот способ помогает закрепить знания детей на заданную тему.

Я разработала тематические кубики: «Пожарная безопасность», «Правила дорожного движения», «Правила поведения в природе», «Правила поведения в быту», которые планирую использовать в свое работе.

Использование приёма «Кубик Блума» оказывает положительное влияние на различные стороны развития дошкольников, в том числе и на развитие речемыслительной деятельности. Практика показывает, что приём очень нравится детям, они быстро осваивают технику его использования. Однако, еще есть сложность, при составлении вопросов. Мне этот приём помогает в активной и занимательной форме проверять знания и умения детей.

Дидактическую игру следует использовать как звено между учебной и самостоятельной игровой деятельностью. Так как, возникая на основе организованного или стихийного обучения, дидактические игры фактически продолжают его в игровой форме. Но самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, когда дети проявляют интерес к игре, её правилам и действиям.

При знакомстве детей с правилами безопасного поведения мы делаем акцент на формировании у них определённой модели поведения, а именно: Предвидеть опасность; Уметь принять меры во избежание опасности; Уметь обращаться за помощью к другим; Уметь действовать так, чтобы обеспечить свою безопасность, защитить себя в опасных ситуациях.

Подводя итог всему вышесказанному, хотелось бы сказать, что работа по ОБЖ и привитию детям ценностей здорового образа жизни в нашем детском саду направлена на формирование опыта безопасного поведения дошкольников, развитие способности адекватно реагировать в случае опасности и обучение способам самосохранения.

И в таком необходимом и непростом деле наиболее эффективным является дидактическая игра, которая помогает повысить эмоциональный тонус, активизировать внимание и развивать творческие способности детей.

Публикации по теме:

Дидактические игры как средство формирования сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возрастаДидактические игры как средство формирования сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. Как известно,с восприятия предметов.

«Уголок безопасности» как форма взаимодействия с семьей по формированию у детей основ безопасности жизнедеятельности«Уголок безопасности» как форма взаимодействия с семьей по формированию у детей основ безопасности жизнедеятельности Здравствуйте, друзья и гости странички. Спешу поделиться с Вами очередной публикацией из опыта работы. Недавно у нас в группе прошла «Неделя.

Дидактические игры для формирования представлений о здоровье и ЗОЖ у дошкольников ЗДОРОВЬЕ – ОДНО ИЗ ГЛАВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЖИЗНИ. Педагогическая стратегия формировании ЗОЖ должна способствовать самостоятельной выработке убеждений.

Дидактические игры для формирования у дошкольников основ финансово экономической грамотностиДидактические игры для формирования у дошкольников основ финансово экономической грамотности Лишь на первый взгляд, слова "дошкольник" и "финансы" кажутся очень далеки друг от друга. Но уже в дошкольном возрасте ребенку можно и нужно.

Использование информационно-коммуникативных технологий в процессе формирования у детей основ безопасности жизнедеятельностиИспользование информационно-коммуникативных технологий в процессе формирования у детей основ безопасности жизнедеятельности Слайд 2 Безопасность – актуальный вопрос. Количество несчастных случаев с детьми возрастает. Такие особенности дошкольника, как доверчивость,.

Мастер-класс «Дидактическая игра по формированию основ безопасности жизнедеятельности»Мастер-класс «Дидактическая игра по формированию основ безопасности жизнедеятельности» Мастер-класс дидактическая игра по Основы безопасности жизнедеятельности Для работы нам понадобиться: картон, фетр, ножницы, нитки, иголка.

Отчет о проделанной работе в рамках проекта «Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности»Отчет о проделанной работе в рамках проекта «Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности» Дошкольный возраст - важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа.

Перспективный план работы с детьми по формированию основ безопасности жизнедеятельности. Старший дошкольный возраст Основной целью, главной задачей любого цивилизованного общества, является обеспечение здоровья и сохранение жизни детей. В практику дошкольных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Дидактические игры как средство формирования основ безопасности жизнедеятельности дошкольников»
Опубликовано: 18 апреля 2024 в 07:25
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для педагогов «Дидактические игры как средство формирования основ безопасности жизнедеятельности дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Вера Ребрикова (УИ 408091) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД