Мастер-класс для педагогов «Развитие логического мышления дошкольников с помощью игровых технологий интенсивного развития»

Рита Колесникова
Мастер-класс для педагогов «Развитие логического мышления дошкольников с помощью игровых технологий интенсивного развития»

Мастер – класс для педагогов:

«Развитие логического мышления дошкольников

с помощью игровых технологий интенсивного развития

(Блоки Дьенеша и палочки Кюизенера).

План проведения мастер – класса

1. Теоретическое обоснование актуальности, эффективности применения логических блоков З. Дьенеша и цветных палочек Д. Кюизенера по развитию логического мышления дошкольников.

2. Практическая часть. Деловая игра с участниками мастер – класса с блоками З. Дьенеша и палочками Д. Кюизенера.

3. Рефлексия, выводы.

1 слайд. Еще раз добрый день, уважаемые коллеги, меня зовут Рита Николаевна, я приглашаю вас принять участие в мастер-классе, на котором мы поработаем с такими интересными развивающими играми, как Блоки Дьенеша и Палочки Кюизенера.

2 слайд. Живя в современном мире, мире информационных технологий, когда происходит преобразование характера человеческого труда и взаимоотношений, и наиболее актуальной сейчас становится проблема воспитания и развития человека мыслящего, творчески думающего, ищущего, умеющего решать нетрадиционные задачи, основываясь на логике мысли.

3 слайд. ФГОС ДО предусматривает реализацию одного из важных принципов - принцип поддержки разнообразия детства, исключающий единообразие.

Дошкольное детство – это период интеллектуального развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребенку возможность ознакомления с окружающей действительностью. Одним из наиболее значимых компонентов интеллекта является способность логически мыслить.

4 слайд. Логические блоки Золтона Дьенеша и палочки Джорджа Кюизенера в деятельности педагогов нашего детского сада являются одновременно и орудием профессионального труда педагога, и инструментом учебно-познавательной деятельности ребёнка. Занимательность этого дидактического материала оживляет ту математику, которую многие считают сухой, неинтересной и далекой от жизни детей.

5 слайд. Логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера применяются в различных видах деятельности: игровой, организованной учебной, совместной и самостоятельной. Эти развивающие пособия обеспечивают наглядность, системность и доступность, а также смену деятельности с помощью их дети оперируют сенсорными эталонами (геометрическими понятиями); узнают, что такое множество, подмножество; знакомятся с величинами, составом числа, арифметическими действиями сложением и вычитанием.

6 слайд. Давайте познакомимся поближе с этими интересными игровыми пособиями.

(Предлагаю участникам мастер-класса занять свои места)

Блоки Дьенеша

Логические блоки Золтана Дьенеша - это набор из 48 геометрических фигур, причем в наборе нет ни одной одинаковой, все они различаются свойствами: формой (круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные, цветом (красные, желтые, синие, размером (большие и маленькие) и толщиной (толстые и тонкие). Сам по себе набор – потрясающее поле для деятельности, десятки игр разной степени сложности, которые объединят ребенка и взрослого.

Начиная работать с блоками Дьенеша необходимо познакомить детей с самими блоками, раскройте и посмотрите что в коробочках. Сначала ребенку дают наиграться с детальками: потрогать, перебрать, подержать в руках. А позже можно предложить следующие задания:

1. выполняем задания:

- Найди все фигуры такого же цвета, как эта (показ фигуры)

- Покажите все блоки треугольной формы.

- Разделите фигуры по цвету

2. "Домино"

В этой игре одновременно может участвовать не более четырех детей, фигуры делятся поровну между участниками. Каждый игрок поочередно делает свой ход. При отсутствии фигуры ход пропускается. Выигрывает тот, кто первым выложит все фигуры. Ходить можно по-разному. Например:

а) фигурами другого цвета (формы, размера);

б) фигурами того же цвета, но другого размера или такого же размера, ко другой формы;

в) фигурами другого цвета и формы (цвета и размера, размера и толщины);

г) такими же фигурами по цвету и форме, но другого размера (такими же по размеру и форме, но другими по цвету);

д) ход фигурами другого цвета, формы, размера, толщины.

7 слайд. Для усложнения заданий, можно использовать карточки-символы. Давайте рассмотрим такие карточки для определения свойств фигур.

8 слайд. В работе с блоками Дьенеша, педагоги часто применяют карточки- схемы с условными обозначениями, давайте рассмотрим. А теперь поработаем с такими схемами. (Работа с карточками-схемами).

9 слайд. “Палочки Кюизенера”

(Предлагаю участникам поменяться местами)

Удовлетворять естественные потребности ребят в познании и изучении окружающего мира, их неуемную любознательность помогут игры-исследования, предлагаемые бельгийским учителем начальной школы Джорджом Кюизинером Он разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей.

Палочки Кюизенера – это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками.

Использование палочек Кюизенера способствуют:

- Формированию понятия числовой последовательности, состава числа.

- Подводят к осознанию отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и мн. др.

- Учат детей делить целое на части и измерять объекты условными мерками.

- Подойти вплотную к сложению, умножению, вычитанию и делению чисел.

- Развиваются психические процессы: восприятие, мышление (анализ, синтез, классификация, сравнение, логические действия, кодирование и декодирование, зрительную и слуховую память, внимание, воображение, речь.

- Развивается детское творчество, фантазия и воображение, познавательная активность.

- Развивается умение работать в коллективе.

Комплект состоит из пластмассовых прямоугольников 10 различных цветов и форм. Наименьший прямоугольник имеет длину 1см и является кубиком. Каждая палочка - это число, выраженное цветом и величиной.

1. Давайте проведем исследование, выберите по одной палочке каждого цвета и положите их на стол.

2. Разложите выбранные палочки по длине, начиная с самой короткой, что бы получились ступеньки (первая ступенька – это белый кубик)

3. Возьмите все палочки одинакового цвета, что мы можем про них сказать? (Они одинаковой длины).

10 слайд. А вы знаете, что у палочек есть семьи. Это красная семейка, в неё входят розовая палочка, красная, фиолетовая, бордовая и оранжевая, давайте соберем красную семейку, начиная с розовой палочки. В этой семейке все палочки кратны 2.

- В синей семейке живет голубая, фиолетовая и синяя палочки (выкладываем с голубой) В этой семейке все палочки кратны 3.

- В желтой семейке живут желтая и оранжевая палочки (собираем семью с желтой) в этой семейке палочки кратны 5

- А вот белая палочка живет одна (белая семейка) и черная тоже одна (черная семейка)

На первом этапе палочки используются просто как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками и палочками, создают различные конфигурации. Их привлекают конкретные образы, а также качественные характеристики материала — цвет, размер, форма (возраст 3-5 лет, но обязательно под присмотром взрослого, так как имеются мелкие детали.

- Отберите палочки одинакового цвета и постройте из них забор, дом для куклы, гараж и т. д.

- Возьми синюю и красную палочки и сложи их концами друг к другу. Получился поезд.

На втором этапе палочки уже выступают как пособие для маленьких математиков. И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий (возраст 5-7 лет)

А теперь послушайте волшебную сказку.

Жили-были разноцветные палочки. Их было очень много, а жили они в небольшой коробке. Тесно палочкам в коробке, а играть так и вовсе неудобно.

И вот однажды решили палочки поиграть с вами в игру, которая называется «Назови число – найди палочку»:

Перед Вами числовая и цветовая лесенка. Самая маленькая палочка – ступенька –означает число один, самая большая- число десять. Найдите палочку, которая соответствует числу 4, 6, 8, 3. А теперь усложним игру – назовите число по цвету палочки – белая – один, розовая – два, голубая – три, красная – четыре и т. д. (сначала показ по порядку, потом вразброс)

11 слайд. Поиграли палочки и решили отправиться в путешествие.

Чтобы узнать на чем наши палочки собрались путешествовать, надо посмотреть на схему и собрать рисунок.

Что у нас получилось? Правильно, грузовик! А пока мы с Вами путешествуем, чтоб не скучно было, предлагаю поиграть, сейчас мы будем составлять числа из цветных палочек.

- из каких палочек можно составить число 7? (Ответы).

- составьте число 6 из одинаковых палочек;

- составьте число 6 из разных палочек;

- составьте число 6 из палочек розового цвета.

Вам нравится наше путешествие? И мне понравилось путешествовать с палочками Но пришло время возвращаться домой.

12 слайд. А чтоб быстрее добраться, собрали наши палочки новую схему, давайте и мы соберем. Что у них получилось? Правильно! Ракета! И довольные отправились домой.

13 слайд. Вот и сказке конец! Кто играл, тот молодец! Но это не все сказки об играх интенсивного развития. А вы, как творческие педагоги, можете рассказать нам новую сказку, но это будет в другой раз. До свидания, до новых встреч!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Детский мастер-класс по ручному труду. Мастерим дидактическое пособие на развитие логического мышления «Так бывает или нет?»Детский мастер-класс по ручному труду. Мастерим дидактическое пособие на развитие логического мышления «Так бывает или нет?» Материал для выполнения мастер – класса: распечатки с изображением деревьев различных пород, с изображением фруктов и ягод, ножницы,.

Дидактические и словесные игры для дошкольников на развитие логического мышления Дидактическая игра "Разложи картинки в нужный конверт" У каждого ребёнка конверты с наклеенными на них геометрическими фигурами,которые.

Игры для развития логического мышления старших дошкольниковИгры для развития логического мышления старших дошкольников Развитое логическое мышление это не только успешное обучение в школе, но и способность быстро ориентироваться в течении всей своей жизни,.

Использование игры-головоломки «Монгольская игра» для развития логического мышления у дошкольниковИспользование игры-головоломки «Монгольская игра» для развития логического мышления у дошкольников Именно с логического мышления начинается формирование мировоззрения ребенка. В процессе развития логического мышления у ребенка формируются.

Библиотека изображений:
  • Математика
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Цифры
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Развитие логического мышления дошкольников с помощью игровых технологий интенсивного развития»
Опубликовано: 6 декабря 2020 в 04:37
+52Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 26.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 января. Всемирный день снега

Инициатором и основателем проведения праздника является Международная федерация лыжного спорта (FIS), учредив его под жизнеутверждающим девизом «Насладиться, ознакомиться и испытать!» По замыслу...

19 января. День сравнения на МААМ

Что, как и с чем сравнивать — этому вопросу посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы научить детей сравнению или закрепить у них это умение.

Дидактическая игра по ФЭМП «Составить число из двух меньших чисел с помощью ломаных...
Цель: формировать у детей подготовительной к школе группы умение составлять числа из двух меньших чисел, используя ломаные линии. Задачи: - учить детей...
Фотоотчет творческих работ по ИЗО с элементами аппликации «Снежинок хоровод» (1 и 2...
С неба звёзды падают, Лягут на поля. Пусть под ними скроется Чёрная земля. Много-много звёздочек Тонких, как стекло; Звёздочки холодные, А земле...
Конспект интегрированного НОД по познавательному развитию в младшей группе...
Программное содержание: Формировать представление о внешнем виде коровы ( большая, есть туловище, голова, на голове глаза, уши, рот, рога; четыре ноги с...