Лучший педагог года

Мастер-класс для педагогов «Терапия изобразительным творчеством — метод коррекции тревожности и страхов у детей»

Распопова Людмила Васильевна
Мастер-класс для педагогов «Терапия изобразительным творчеством — метод коррекции тревожности и страхов у детей»

Мастер-класс для педагогов

Терапия изобразительным творчеством-метод коррекции тревожности и страхов у детей.

Название «арт-терапия» говорит само за себя, и, если выражаться простыми словами, означает лечение искусством. Но намного важнее понять, каким именно образом это лечение происходит, ведь здесь нет никаких медикаментов, уколов и даже массажа. Все это заменяют бумага и карандаши или краски, глина или песок, пластилин, нитки или фотографии. Причем это далеко не все, что, как оказывается, обладает целительным воздействием.

Публикация «Мастер-класс для педагогов „Терапия изобразительным творчеством — метод коррекции тревожности и страхов у детей“» размещена в разделах

Арт-терапию можно назвать одним из самых интересных, привлекательных и даже загадочных направлений практической психологии и психотерапии на сегодняшний день. Богатая на методики, она служит не только способом успокоения души и тела, но и снятия тревожности, страхов, а также устранения симптомов различных недугов. Для множества людей она является также и хобби, позволяющим с пользой провести время, снизить воздействие стресса и восстановить силы.

Арт-терапия рекомендована большому кругу детей и подростков различных возрастных категорий. Противопоказаний к ней нет, поэтому заниматься может любой желающий, такая терапия не способна нанести вред психике и здоровью маленького пациента.

Существуют разные разновидности арт-терапии для дошкольников :

Одна из них это Изотерапия

Во время изотерапии взрослый просит ребёнка создать рисунок на заданную или свободную тему. Специалист внимательно следит за за тем, что рисует ребёнок и какие эмоции он испытывает в этот момент. Изотерапия направлена на то, чтобы помочь ребёнку показать свои настоящие эмоции и чувства, побороть страх или познать что-то новое. После рисования ребёнок описывает, что он изобразил.

Нет на свете детей, которые не любили бы рисовать, а потому именно этот метод считается самым доступным и распространенным.

Одним из инструментов арт-терапии для оздоровления и исцеления психики, улучшения эмоционального состояния, снятия напряжения, выражения чувств, развития творчества, художественного и духовного самовыражения детей и взрослых является мандалатерапия.

Мандалатерапия – это разновидность изотерапии, которая заключается в создании циркулярных композиций. В переводе с санскритского слово «мандала» означает «магический круг». Мандала-терапия может быть полезна любому человеку, она абсолютно применима как к детям, так и к взрослым.

Существует множество вариантов создания мандал в работе с детьми: их рисуют на бумаге, на плоских камнях, лепят из глины, пластилина, плетут из проволоки, из ниток, вышивают, делают объемными, насыпными, делают из цветной бумаги, из природных материалов.

В буквальном переводе слово «мандала» переводится как «окружность», поэтому изображение чаще всего и имеет форму круга.

Мандала- это круг с выраженным центром. Рисунок ее симметричен: Внутри круга более или менее обозначены основные направления-ориентиры, число которых варьируется.

Этапы рисования:

Для того чтобы заняться мандалотерапией, не нужно никаких умений и навыков. Главное условие — рисовать по наитию: пусть рука выводит фигуры, а глаза выбирают нужный цвет. Не думайте, что бы вам хотелось нарисовать, и не критикуйте свой рисунок, даже если это будут простые каракули или непонятное пятно.

1. Сама техника очень проста в использовании. Для этого достаточно нарисовать круг.

2. Найдите центр своей мандалы. Проведите вертикальную линию сверху вниз и горизонтальную линию слева направо; центр будет там, где эти линии пересекутся.

3. Постарайтесь, чтобы мандала была симметричной; так она будет хорошо смотреться. Мы разделили круг на 4 части. Теперь каждый сектор делим пополам. В итоге у вас получится 8 секторов.

Чем больше кругов и секторов при создании мандалы будет использовано, тем более интересным и детализированным получится орнамент рисунка.

4. Карандашом нарисуйте небольшую фигуру в центре круга. Это может быть ромб, квадрат, круг или звезда. (Это ваши «мотивы».)

Рисовать мандалу нужно, начиная с серединки и уходя в край. Не стоит срисовывать мандалу, изображайте те узоры, которые чувствуете.

5. Нарисуйте другую фигуру, расположив ее вокруг первой. (Вы можете поменять цвета в любой момент.)

6. Продолжайте рисовать новые мотивы в постоянно расширяющихся кругах, по мере того как вы продвигаетесь к краю своей мандалы. К простым мотивам относятся все геометрические фигуры, цветы, конусы, спирали. Вы можете нарисовать и любые другие фигуры, которые вам нравятся, например, бабочек, птиц, дельфинов и т. д. Повторяйте некоторые из своих мотивов и по ходу добавляйте новые. Нарисуйте несколько фигур прямо на диагональных линиях и несколько фигур между этими линиями, чтобы получилась красивая композиция. Это особенно важно, когда вы движетесь к краю, потому что там больше места между линиями.

Постарайтесь, чтобы весь круг был заполнен образами. Вы можете выходить за границы круга, если это необходимо.

7. Попробуйте накладывать мотивы друг на друга; так у вас получатся новые и интересные фигуры, которые при этом будут гармонировать с тем, что вы уже нарисовали. По мере того как вы приближаетесь к краю, ваши мотивы могут становиться больше, так как появляется больше места. Потом вы можете начать располагать одну фигуру внутри другой, опять же создавая, таким образом, более интересные формы.

8. Возможно, вам захочется вернуться и что-то дорисовать. Это хорошо. Мандала готова только тогда, когда вы сами чувствуете что она готова.

После нарисованного каркаса мандалы приступаем к ее раскрашиванию.

Главное правило при раскрашивании мандал - это НИКАКИХ правил

Цвета должны подбираться только интуитивно или так сказать сердцем, а не потому что какие-то цвета хорошо сочетаются.

Отдайтесь творчеству. Не бойтесь экспериментировать и рисковать. Сядьте поудобнее, сделайте глубокий вдох, улыбнитесь и раскройте свою душу вселенной. Не думайте о внешнем мире и сосредоточьтесь только на удовольствии, которое приносит процесс рисования мандалы.

Когда рисунок полностью завершен, его нужно отодвинуть немного дальше от себя и хорошенько рассмотреть, чтобы найти какие-либо недочеты и исправить их.

Но есть категория детей и взрослых, которые рисовать не любят или не хотят. Для них специально созданы особые мандалы: раскраски-антистресс. Большое количество мелких деталей, которые нужно раскрасить, помогут успокоиться, сосредоточиться, расслабиться.

Раскрашивание готовых мандал (начиная от простых узоров, заканчивая более сложными). Одну и ту же мандалу можно раскрасить по-всякому, много раз, и выглядеть они будут совершенно по-разному.

Практическая часть:

Пальчиковая гимнастика с использованием крышек от фрутоняни.

Шапки пальцам раздадим

Вот так, вот-так.

И чуть-чуть пошевелим

Вот так, вот-так.

Если шапки не упали

Значит хорошо держали.

Снимем, сложим их в ладошки

Погремим слегка немножко.

Предложить коллегам нарисовать свою мандалу, или раскрасить готовую.

Арт-терапия идеально подходит и для детей с отклонениями в развитии, детей-инвалидов, ребят, страдающих проблемами со зрением и моторикой, аутизмом и ДЦП. Благотворно на их состоянии сказывается не только выполнение упражнений, но и сама атмосфера, в которой занимаются дети – игровая и интересная, веселая и дружественная, корректирующая и развивающая. Следующий метод который мы рассмотрим это- пластилинография – это тоже один из методов арт-терапии.

Пластилинография относится к нетрадиционным художественным техникам, она заключается в рисовании пластилином на картоне или любой другой плотной основе. Фон и персонажи изображаются не с помощью рисования, а с помощью вылепливания, при этом объекты могут быть более или менее выпуклыми, рельефными. Допускается включение дополнительных материалов – бисера, бусинок, природного и бросового материалов.

Лепка всегда привлекает детей. А пластилинография интересна вдвойне, ведь ребенок и не подозревает, что пластилином можно рисовать. Таким образом, при помощи взрослого ребёнок знакомится с новой техникой, развивает свои творческие способности и мелкую моторику.

Но рисовать можно не только на бумаге или картоне, но и на стекле. Такая техника называется обратная аппликация из пластилина или пластилиновый витраж. Наша цель сегодня – познакомиться с этой техникой. Простая и эффектная поделка, которая по силам ребенку — пластилиновая картина, нанесённая на стекло, а другой стороной придавленная картоном. Для изготовления подобной поделки можно взять любую фоторамку со стеклом. Удобней использовать рамку среднего размера. Делается такая оригинальная картина просто:

Практическая часть:

1. Из рамки вынимается стекло и протирается ваткой, смоченной спиртом.

2. Стекло нужно приложить к шаблону или какому-либо изображению.

3. Чёрным маркером обводится контур желаемой картинки. Для начала лучше выбирать изображение с небольшим количеством мелких деталей. Для этой цели удобно использовать детские раскраски.

4. Затем рисунок изнутри заполняется пластилином. Для этого используется техника размазывания пластилина. Начинать удобнее с мелких деталей, постепенно переходя к крупным. При сложном контуре удобно использовать стек для пластилина.

5. Фон можно заполнить пластилином, либо использовать лист цветного картона.

6. Стекло следует вставить в рамку таким образом, чтобы пластилин оказался внутри.

С подобной пластилиновой аппликацией могут самостоятельно справиться дети младшего школьного возраста, либо дошкольники с помощью воспитателя.

И смотрятся такие поделки ярко и красочно!

Последний метод Арт-терапии который мы рассмотрим сегодня это –ниткография

Ниткография – техника рисования для детей, где для воплощения художественного образа используются шерстяные нитки. Рисунок может быть выполнен несколькими способами: путем пропитывания ниток краской и скольжения по бумаге, выкладыванием аппликации по схеме, а также штампами.

Рисование для детей – это первая творческая деятельность. Художественные занятия способствуют формированию разносторонней, гармоничной личности. Они тренируют мелкую моторику и готовят руки к письму, учат внимательности к деталям и концентрации. Существует множество техник рисования, но особенно полезным для детей считаются нетрадиционные. Создавать рисунки ладошками, мыльными пузырями, штампами, нитками и другими оригинальными способами в детском возрасте гораздо проще и веселее, чем карандашом или кисточкой. Освоив разные техники, ребенок начинает мыслить шире и может точнее изобразить на бумаге

РИСОВАНИЕ НИТКАМИ Техника рисования «волшебная ниточка» полностью оправдывает свое название. Всего одним нехитрым движением руки на бумаге появляется картинка. Чем не волшебство? Суть метода заключается в использовании нити вместо кисточки. Она пропитывается краской, но рисунок не выводится, а получается несколько иным путем: Шерстяную нитку окунают в емкость с краской. Когда нить наберет цвет, ее помещают меж двух листов бумаги. Картинки будут интереснее, если уложить веревку зигзагом. Дальше, слегка придавив бумагу, нить вытягивают наружу. Она оставляет замысловатый след, который можно дополнить или вырезать и использовать в качестве аппликации.

Еще один вид ниткографии – ниточная аппликация. Чтобы получилась картинка, нитки разных цветов приклеиваются на плотную бумагу. Техника: Распечатать схему или нарисовать контур рисунка простым карандашом. Нанести кисточкой клей ПВА по линиям. Приклеить нитку нужного цвета. Излишек аккуратно обрезать ножницами. Когда контур готов, следует заполнить цветными нитками сердцевину. Для этого на бумагу снова наносится клей. В серединке нитка выкладывается по периметру от краев к центру.

Детские нетрадиционные техники рисования развивают воображение, творческое мышление и многие другие положительные качества. Занятия приносят массу позитивных эмоций и напоминают увлекательную игру. В будущем, даже если ребенок не стремится стать художником, приобретенные навыки обязательно пригодятся. Ниткография помогает мыслить нестандартно, результат работ всегда непредсказуемый и оригинальный!

Публикации по теме:

Консультация для педагогов и родителей «Логоритмика как средство коррекции речи» Логоритмика как средство коррекции речи Задержка речевого развития (ЗРР) у младшего возраста становится особенно актуальной проблемой.

Фотоотчет о проведении мастер-класса для педагогов «Радость общения с книгой. Метод «Сторисек»Фотоотчет о проведении мастер-класса для педагогов «Радость общения с книгой. Метод «Сторисек» Цель : Познакомить педагогов с методом " Сторисек ", как способом развития интереса к чтению художественной литературы. Задачи: - передать.

Консультация для педагогов «Музыкальные занятия как средство коррекции заикания»Консультация для педагогов «Музыкальные занятия как средство коррекции заикания» Консультация для педагогов «Музыкальные занятия как средство коррекции заикания» Заикание – комплексное нарушение речи, с трудом поддающееся.

Консультация для воспитателей «Игровая терапия для коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста»Консультация для воспитателей «Игровая терапия для коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста» Игровая терапия поможет детям лучше понять окружающий мир,прочувствовать отношения между взрослыми и сверстниками,увидеть мир совершенно.

Мандала-терапия как технология коррекции поведения (здоровьесбережение)Мандала-терапия как технология коррекции поведения (здоровьесбережение) В подготовительной группе я использую мандАла-терапию в качестве одной из здоровьесберегающих технологий-технология коррекции поведения.

Мастер класс для педагогов «Песочные сказки» Арт-терапия: рисование на песке старший дошкольный возраст.Мастер класс для педагогов «Песочные сказки» Арт-терапия: рисование на песке старший дошкольный возраст. Слайд № 1: Мастер класс для педагогов «Песочные сказки» Арт-терапия: рисование на песке. Выполнила работу Моисеева Л. М. МБДОУ г. Иркутска.

Мастер-класс для педагогов «Су-Джок терапия как средство здоровьесбережения дошкольников»Мастер-класс для педагогов «Су-Джок терапия как средство здоровьесбережения дошкольников» Мастер-класс для педагогов: «Су-Джок терапия, как средство здоровьесбережения дошкольников».Блог. Лариса Гацко. Сохранение и укрепление.

Памятка для педагогов и родителей. Игры для коррекции тревожности у дошкольников. МАДОУ ЦРР-детский сад№223. Памятка для педагогов и родителей. Игры для коррекции тревожности у дошкольников. Составитель: Е. Н. Гришина Воспитатель.

Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольниковПластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Рассматривая методы работы с детьми,.

Применение настольных психологических игр в коррекции страхов у детей и подростковПрименение настольных психологических игр в коррекции страхов у детей и подростков Ни для кого из нас не секрет, что страхи серьезно усложняют жизнь детей, мешают полноценно развиваться и просто радоваться жизни. При этом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Терапия изобразительным творчеством — метод коррекции тревожности и страхов у детей»
Опубликовано: 24 февраля 2021 в 20:59
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД