АФАНАСЬЕВА ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА
Мастер-класс для педагогов «Развитие речи детей раннего возраста посредством пальчиковых игр»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для родителей :
«Развитие речи детей
раннего возраста
посредством пальчиковых игр»
Воспитатель:
Афанасьева Т. Н.
Истоки способностей и дарований детей –
на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие
нити – ручейки, которые питают ум ребенка.
Другими словами, чем больше мастерства
в детской руке, тем умнее ребенок.
В. Сухомлинский
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Развитие речи детей раннего возраста посредством пальчиковых игр“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Цель: познакомить педагогов с пальчиковыми играми, и их влиянием на развитие речи детей раннего возраста.
Задачи:
1. Повысить компетентность педагогов ДОУ города в использовании пальчиковых игр в работе с детьми.
2. Апробировать с педагогами несколько пальчиковых игр по развитию мелкой моторики.
Здравствуйте уважаемые педагоги! Сегодня мы с вами поговорим о развитии речи посредством использования различных пальчиковых игр.
В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, различными инфекциями. Проблема исправления речи в наше время является актуальной. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте их необходимо своевременно выявлять и исправлять.
Учёным и педагогам хорошо известно, что если ребёнок плохо говорит, то у него плохо сформирована мелкая моторика. И, наоборот, от уровня развития мелкой моторики зависит уровень развития речи.
Существует много различных способов развития мелкой моторики пальцев рук у дошкольников.
На мой взгляд, один из самых доступных и интересных способов развития мелкой моторики пальцев рук, это – пальчиковые игры.
Почему же так важны для детей игры, тренирующие мелкую моторику движения пальцев и кистей рук? Почему именно «пальчиковая» гимнастика стимулирует речь, воспитывает быстроту реакции эмоциональную выразительность?
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребенок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается более выразительной. Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми.
Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». «Рука – это своего рода внешний мозг», — писал Кант. Эти выводы не случайны.
На кистях рук расположено большое количество точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы.
Так, массаж большого пальца повышает активность головного мозга. Указательный палец связан с желудком, средний — с кишечником. Массаж безымянного пальца положительно сказывается на работе печени и почек, а мизинца — на работе сердца.
Малышу необходимо всё потрогать, так он учится различать тепло и холод, твёрдость и мягкость, тяжесть, размер и форму предметов. Рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – я пойму!»
Действительно, пальчиковая гимнастика полностью отвечают этим трем принципам: «Слышу. Вижу. Делаю». Дети слышат объяснение воспитателя, видят последовательность выполнения различных действий и затем выполняют задание сами.
В развитии ребенка существуют периоды, когда он наиболее обучаем.
Для развития речи этот период – возраст от полутора лет до трех лет. Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей. Нужно вовлекать в движение все пальчики.
Эти игры растут вместе с малышом. Начинается все с потешек, во время которых ребенок пассивен, воспитатель сам играет с его рукой, сгибая и разгибая пальчики, щекоча ладошку. Затем роль ребенка понемногу становится активной: воспитатель лишь произносит слова потешки, а пальцы ребенка двигаются уже самостоятельно. Еще позже ребенок становится вершителем игры, и слова, и движения — все ему подвластно.
Рекомендации по выполнению пальчиковой гимнастики.
• Во время пальчиковых игр следует садиться друг против друга, так, чтобы лица взрослого и ребенка были на одной высоте и оба хорошо видели друг друга.
• Все пальчиковые игры проводятся тремя способами:
1) взрослый сам выполняет движения – ребенок смотрит;
2) взрослый выполняет движения руками ребенка;
3) ребенок выполняет движения своими руками.
• При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки.
• Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили радость.
• Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, чётко, без лишних слов. При необходимости отдельным детям оказывается помощь.
• Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяют их новыми.
Я предлагаю вашему вниманию некоторые пальчиковые игры, которые я использую в своей работе с детьми:
«Пальчик-зайчик»
Ловко с пальчика на пальчик
Скачет зайчик, скачет зайчик.
(пальцы одной ладони широко расставлены; указательным пальцем другой ладони дотрагиваться до каждого пальца; поменять ладони)
«Ладушки – ладушки»
(хлопаем в ладоши, сопровождая действия стихотворным текстом)
Ладушки – ладушки!
Пекла бабка оладушки.
Маслом поливала,
Детушкам давала.
Хороши оладушки
У нашей милой бабушки!
«Сорока – сорока»
(указательным пальцем правой руки выполняются движения по ладони левой, руки. Действия сопровождаются словами, загибаем пальчики : мизинец, безымянный, средний, указательный, большой).
Сорока – сорока
Кашу варила
Деток кормила
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала
Этому дала,
Этому дала.
«Семья»
(загибаем и разгибаем пальчики попеременно на правой и левой руке сопровождая движения словами)
Этот пальчик – бабушка
Этот пальчик – дедушка
Этот пальчик – папочка
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья!
«Ладошки»
(дети выполняют движения сопровождая их стихотворным текстом)
Ладошки вверх
Ладошки вниз,
Ладошки на бочок –
И сжали в кулачок.
«Пальчики»
(Поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке).
Раз – два – три – четыре – пять –
Вышли пальчики гулять.
Раз – два – три – четыре – пять –
В домик спрятались опять.
«Здравствуй, солнце золотое!»
(пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая по кончикам).
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живём в одном краю –
Всех я вас приветствую!
«Мы капусту рубим»
Мы капусту рубим, рубим! (2 раза)
(изображаем рубящие движения топора, двигая прямыми ладошками рук вверх и вниз по столу)
Мы капусту режем, режем! (2 раза)
(водим ребром ладошки по столу вперед и назад)
Мы капусту солим, солим! (2 раза)
(пальчики собираются в щепотку и «солят» капусту)
Мы капусту жмем, жмем! (2 раза)
(кулачки энергично сжимаются и разжимаются)
Мы морковку трем, трем! (2 раза)
(правая ручка сжимается в кулачок и двигается вверх-вниз вдоль левой прямой ладошки, имитируя терку)
«Печем пироги»
Тесто мнем, мнем, мнем!
(нужно поочередно «давить» кулачками воображаемое тесто)
Тесто жмем, жмем, жмем!
(нужно резко сжимать пальчики в кулаки и разжимать их, вначале одновременно, а после поочередно)
Пироги мы испечем!
(нужно руками «лепить» пироги, «перекладывая» их из одной ладошки руки в другую)
Прилетели птички
Прилетели птички-
Воробьи, синички.
Зерна ели,
(Постукиваем «клювиками» по любой поверхности)
Песни пели.
(Смыкаем, размыкаем пальцы «клювики»)
Крыльями махали,
(Легко покачиваем кистями рук).
Весело скакали.
(Быстро касаемся кончиками пальцев любой поверхности).
Заключение.
Очень надеюсь, что я смогла Вас убедить в значимости развития руки для ребенка раннего возраста и в том, что совместными усилиями мы поможем нашим детям тренировать руку, способствовать развитию высших психических функций, развитию пространственных ориентировок.
Такими играми можно занять ребенка на длительное время. То, что для нас, взрослых, кажется таким простым, увлекает ребенка и развивает его! Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которое оказывает благоприятное влияние на развитие речи, и подготавливает ребенка к рисованию и письму.