Ксения Гордынская
Развитие речи детей младшего возраста посредством игровых технологий
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы
в группе младшего возраста
"Развитие речи детей младшего возраста посредством игровых технологий. "
Составила: Гордынская К. И.
Современные дети живут в мощном потоке информации. Ушли в прошлое фильмоскопы. На смену пришли телевизоры, компьютеры, планшеты, вместо живой бабушкиной сказки – аудио-сказка с магнитофона или диски с видеофильмами. Огромный речевой поток омывает пытливые головы детей : одни с этим справляются, у других непомерный груз информации тормозит не только речевое, но и общее развитие. Эта негативная тенденция, к сожалению, постоянно растет. Увеличивается количество детей с нарушениями речи, с задержкой речевого развития. А речь, как мы знаем, один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом.
Публикация «Развитие речи детей младшего возраста посредством игровых технологий» размещена в разделах
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день особенно актуальна, так как процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Дети испытывают трудности в звукопроизношении, в овладении лексико-грамматическими формами, имеют скудный словарный запас и не умеют строить связные высказывания. В речи детей нет образных выражений, мало прилагательных, слова однозначны, язык невыразителен.
Игровая деятельность – это ведущий вид деятельности дошкольников, и по ФГОС мы, воспитатели, должны воспитывать, обучать, развивать детей именно в игре, то эта тема будет важна и актуальна всегда.
Цель работы: развитие всех сторон речи дошкольников с использованием игровых технологий.
В игре дети естественным образом учатся связно, последовательно и логично излагать свои мысли, развиваются все компоненты речи.
Для достижения поставленной целей были определены следующие задачи:
Организовать ситуации вступления в коммуникацию (общение) детей со сверстниками и взрослыми.
Создать предметно-развивающею речевую среду в группе ДОУ.
Реализовать систему игр, направленную на развитие речи детей дошкольного возраста.
Развивать и совершенствовать все стороны речи каждого ребёнка (звукопроизношение, словарный запас, грамматический строй, связная речь) средствами разнообразных игровых технологий.
Развивать мелкую моторику рук.
Игры:
Дидактические:
Дидактической игре всегда уделяют особое внимание. Благодаря использованию дидактических игр, процесс развития проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме : «Чудесный мешочек», «Скажи как я», «Кто как кричит?», "Угадай, кто позвал?", "Угадай, что я сказала?", "Эхо" и т. д.
Например, дидактическая игра «Светофор» :
Цель: закрепить представления детей о назначении светофора, о его сигналах, развивать внимание, зрительное восприятие; воспитывать самостоятельность, быстроту реакции, смекалку
Материал: круги красного, желтого, зеленого цвета, светофор
Ход игры: Ведущий, раздав детям кружки зеленого, желтого, красного цветов, последовательно переключает светофор, а дети показывают соответствующие кружки и объясняют, что означает каждый из них.
Сюжетные игры.
Организуя с детьми сюжетные, сюжетно-ролевые игры педагог решает важную задачу совершенствования всех компонентов устной речи ребенка.
Например, традиционная игра «Дочки-матери» : кукла Катя проснулась, плачет. Надо ее убаюкать. Предлагаю ребенку покачать ее, приговаривая «а-а-а». Укачивая куклу, малыш неосознанно закрепляет в речи звук [а].
Подвижные игры.
Подвижные игры хороши тем, что позволяют удовлетворить потребность ребенка в движении. Подвижные игры способствуют развитию мелкой моторики, быстроты реакции, координации движений, способствуют ускорению развития речи.
Например, игра «Птички в гнездышках».
Цель: Учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; приучать их быстро действовать по сигналу воспитателя, помогать друг другу.
Виды игр:
-шнуровки;
-игры с водой;
-игры с пересыпанием (крупа, песок);
-игры с прищепками, бусами;
- мозаика;
-вкладыши;
-пазлы;
- пальчиковые игры;
-лабиринты и мн. др.
Дети очень подвижные, любят активные игры, поэтому и в свободной деятельности и во время НОД мы много играем в подвижные и хороводные игры. Среди таких игр, много игр с речевым сопровождением. Дети быстро запоминают потешки, стихи, учатся координировать движения со словами.
Игры-драматизации, сюжетные, театрализованные игры также в полной мере помогают обогатить словарь детей. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли.
-различные виды театров;
-инсценирование сказок.
Интересной развивающей игрой для детей является театрализованная игра. Самые простые сказки «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок» они обыгрывают сами или принимают участие (помогают колобку спеть песенку, проговаривают последовательность кто за кем пришел к теремку или помогать деду вытаскивать репку).
Подводя итог, хочется сказать следующее: о тех игровых технологиях, которые, исходя из опыта, показали большую результативность. Но все это индивидуально, и порою для каждого ребенка в отдельности приходится подбирать такую игру, которая его заинтересует, в которую он будет играть с удовольствием.