Приложение МААМ

Мастер-класс для педагогов «Использование мнемотехник для развития речи детей»

Дерябина
Мастер-класс для педагогов «Использование мнемотехник для развития речи детей»
▼ Скачать + Заказать документы

«Мастер-класс для педагогов

"Использование мнемотехник для развития речи детей

Уважаемые коллеги, современный образовательный процесс требует от педагогов ДОУ нового подхода к собственной деятельности,использование новейших форм,методов и технологий воспитания,развития и обучения детей. В центре воспитательного процесса находится ребёнок. Дошкольный возраст самый благоприятный для закладывания основ грамотной,чёткой,красивой речи,что является важным условием развития ребёнка. Чтобы помочь детям в овладении грамотной речью и облегчить этот процесс,используется приём мнемотехники. Мнемотехника-очень древняя наука,которая имеет свою историю. Термин был введён Пифагором ещё в 6 веке до нашей эры. А феноменальная память,которой владел Юлий Цезарь-это результат применения мнемотехники. А вот использование мнемотехники для развития речи это новое направление.

Публикация «Мастер-класс для педагогов „Использование мнемотехник для развития речи детей“» размещена в разделах

У дошкольников память носит непроизвольный характер,т. е. лучше запоминаются предметы,события,явления. Этому-то и способствует мнемотехника. Как любая работа,мнемотехника строится от простого к сложному. Работу необходимо начинать с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам и мнемотаблицам.

Суть мнемотехники заключается в следующем : на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать : связность,последовательность,лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Работа по мнемотаблице состоит из следующих этапов :

1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2. Преобразование из абстрактных символов в образы.

3. Пересказ с опорой на символы (образы).

Мнемотаблицы-это дидактический материал. Их можно использовать для :

- обогащения словарного запаса ;

- обучения составлению рассказов ;

- пересказов художественной литературы ;

- отгадывания и загадывания загадок ;

- заучивания стихотворений.

А сейчас вашему вниманию я представлю мнемотаблицу для заучивания стихотворения. На каждую строчку стихотворения создан свой мнемоквадрат,и,дети,имея перед глазами такую карточку-символ,бычтро запоминают стихотворения и любые тексты. (Педагоги читают стихотворение по мнемотаблице «У лисы в лесу глухом»).

А сейчас попробуйте сами составить мнемотаблицу для разучивания стихотворения «Ёлочка» Н. Нищевой.

Перед нами ё лочка :

Шишечки,иголочки.

Шарики,фонарики,

Зайчики и свечки,

Звёзды,человечки.

У лисы

В лесу глухом

Есть нора-надёжный дом

Под кустами

Ёж колючий

Нагребает

Листьев кучу

Спит

В берлоге косолапый

До весны сосёт там лапу

Есть у каждого свой дом

Всем тепло,уютно в нём.

Перед вами листы бумаги и карандаши. Рисуем схематично. Итак, перед нами ёлочка. Что можно нарисовать к этой строчке? Следующая строка и т. д. Наше стихотворение «нарисовано» ,мнемотаблица готова. А теперь,гляля на свои мнемотаблицы,прочтите стихотворение без опоры на текст. Вам понравилось? Так можно нарисовать любое стихотворение от простого до сложного. Уверена,что вы согласитесь со мной,если скажу,что нарисованное запечатляется в памяти лучше,потому что закрепляется не только слово,но и образ.

Ещё мнемотаблицы можно использовать при составлении описательных рассказов. Глядя на схему, можно описать всё что угодно. На примере этой схемы я предлагаю вам поиграть. Вы загадываете любой овощ или фрукт и опираясь на схему нам про него рассказываете. А мы попробуем его отгадать. Итак. (Педагоги по мнемотаблице описывают и отгадывают фрукты и овощи).

Что это?

Цвет

Форма

Вкус

Где растёт

Каков на ощупь

Что можно приготовить

Также эффективно можно использовать мнемотаблицы при составлении и отгадывании загадок. Мнемозагадки-это загадки не простые. При отгадывании этих загадок дети учатся по признакам,описанных при помощи знаков,определять объект. Вашему вниманию представлена мнемотаблица загадки :

100

Сидит дед во сто шуб одет.

Кто его раздевает,тот слёзы проливает.

(Лук)

Отгадали? Догадались о чём речь? Молодцы! А теперь попробуйте самостоятельно составить мнемотаблицу загадки :

Красная девица

Сидит в темнице,

А коса на улице.

(Морковь).

А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Волшебный лепесток». На лепестках цветка зашифрованы пословицы. Их необходимо расшифровать :

«Семь раз отмерь, один раз отрежь»

7

1

«Под лежачий камень вода не течёт»

Под

«Любишь кататься,люби и саночки возить»

«Яблоко от яблони недалеко катится»

«Кто не работает,тот не ест»

А теперь наоборот, попробуйте зашифровать пословицу «Семеро одного не ждут», «Лучше синица в руках,чем журавль в небе».

Получилось? Молодцы!.

При пересказе с помощью мнемотаблиц,когда дети видят всех действующих лиц, то своё внимание уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений. Итак, перед вами, уважаемые коллеги, мнемотаблица к русской народной сказке «Репка». Попробуем пересказать текст. (Педагоги пересказывают сказку).

Итак, мнемотехника :

- сокращает время запоминания;

- развивает основные психические процессы;

- развивает умение перекодировать информацию;

- устанавливает причинно-следственные связи;

- помогает делать выводы и схематизировать материал.

В заключение мастер-класса я предлагаю вам продолжить фразы :

- Сегодня я узнала.

- Было интересно.

- Было трудно,но.

- Я поняла,что.

- Теперь я могу.

- Я почувствовала,что.

- Я приобрела.

- Я научилась.

- У меня получилось.

- Я смогла.

- Меня удивило.

- Мне захотелось.

Желаю вам успехов и творчества в работе с детьми!

Цель:

- ознакомление педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников,обеспечивающего эффективное запоминание,сохранение и воспроизведение информации ;

- повышение профессиональной компетенции педагогов в развитии речи детей дошкольного возраста ;

- поиск новых рациональных средств,форм и методов речевого развития дошкольников ;

- создание условий для плодотворного общения участников мастер-класса с целью развития творческого мышления,воображения педагогов.

Задачи :

- дать понятие мнемотехники,раскрыть актуальность,познакомить с особенностями,принципами технологии,этапами работы ;

- дать рекомендации педагогам по использованию мнемотаблиц для развития речи дошкольников.

Оборудование :

Листы бумаги,цветные карандаши,мнемотаблица для заучивания стихотворения, мнемотаблица для отгадывания загадки, мнемотаблица для составления описательного рассказа, 5 лепестков-мнемодорожек для отгадывания пословиц, мнемотаблица для пересказа сказки.

Практическая значимость :

данный мастер-класс может быть интересен педагогам работающим с детьми дошкольного возраста.

Ожидаемые результаты :

- получение педагогами представления о мнемотехнике ;

- внедрение в образовательный процесс методику работы с мнемотаблицами для развития речи детей-дошкольников.

Форма проведения :

Педагоги,без участия детей.

Сообщение и практическая работа.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Загадка как средство развития речи дошкольников» Мастер-класс для педагогов ФКДОУ Детский сад «Росинка» «Загадка как средство развития речи дошкольников» Составила воспитатель логопедической.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Сказка как средство эмоционального развития детей»Мастер-класс для педагогов ДОУ «Сказка как средство эмоционального развития детей» Пономаренко Елена Владимировна Воспитатель МКДОУ д/с № 7 Мастер-класс по теме: «Сказка, как средство развития эмоциональной сферы детей.

Мастер-класс для педагогов «Использование технологии В. В. Воскобовича в интеллектуальном развитии детей» Цель: Повышение профессиональной компетенции педагогов. Задачи: 1. Расширить представления о развивающих игровых технологиях Воскобовича;.

Мастер-класс для педагогов «Использование технологической карты для организации сюжетно-ролевой игры»Мастер-класс для педагогов «Использование технологической карты для организации сюжетно-ролевой игры» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 6 «Аленка» ст. Келермесской Мастер –.

Мастер-класс для родителей «Сенсорные игры для развития речи детей младшего дошкольного возраста» Мастер – класс для родителей «Сенсорные игры для развития речи детей младшего дошкольного возраста». Цели: 1. Повысить педагогическую грамотность.

Мастер-класс для воспитателей «Использование прищепок для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста» Мастер-класс для воспитателей на тему: Использование прищепок для развития мелкой моторики рук детей» Цель: познакомить воспитателей с.

Мастер-класс для воспитателей «Использование математического планшета «Геометрик» для познавательного развития детей» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 «Сказка» г. Приволжска Мастер-класс для воспитателей. Тема:.

Мастер-класс для педагогов «Использование вариативных техник изодеятельности как условие развития мелкой моторики рук» МАСТЕР – КЛАСС для педагогов. Воспитатель: Гусева Н. В. «Использование вариативных техник изобразительной деятельности, как условие развития.

Мастер-класс для педагогов «Палочки Кюизенера как полифункциональное дидактическое средство интеллектуального развития детей» Мастер-класс Тема: «Палочки Кюизенера как полифункциональное дидактическое средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста».

Мастер-класс для педагогов «Волшебные колечки» как метод развития связной речи». Методика запоминания текстовМастер-класс для педагогов «Волшебные колечки» как метод развития связной речи». Методика запоминания текстов Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад «Белочка» №62, п. Октябрьский, Красноярского края, Богучанского.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Использование мнемотехник для развития речи детей»
Опубликовано: 11 февраля 2018 в 22:09
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для педагогов «Использование мнемотехник для развития речи детей»» (включая файлы) размещена пользователем Дерябина (УИ 1305260) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД