Вероника Нефедова
Мастер-класс для педагогов детских садов «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повышение профессионального мастерства педагогов — участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения.
Задачи:
1. Повысить компетентность педагогов в области адаптации дошкольников к ДОУ.
2. Познакомить коллег с играми, способствующими быстрой адаптации детей к условиям дошкольного учреждения.
Публикация «Мастер-класс для педагогов детских садов „Игры в период адаптации ребенка к детскому саду“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Игры в период адаптации
- Игры для детей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
3. Сформировать у участников мастер-класса желания самостоятельно проводить и организовывать с детьми игры в период адаптации ребенка к детскому саду
Актуальность. Адаптационный период - серьезное испытание для малыша. Из знакомой семейной обстановки он попадает в новые для него условия. Привыкание детей к новым условиям иногда приводит к таким негативным последствиям, как частые простудные заболевания, тяжёлое прощание с родителями, долгое страдание ребёнка после того, как родители ушли, слёзы, капризы, страхи и т. д.
Насколько быстро и менее болезненно пройдет процесс адаптации, настолько благополучным будет состояние ребенка и его здоровья. Поэтому необходима такая организация жизни детей в ДОУ, которая позволила бы сформировать положительное отношение ребенка к детскому саду, а также навыки общения, прежде всего со сверстниками.
Практическая значимость. Данный мастер класс предназначен для педагогов детских садов
Вступительная часть. Вступая на первую ступеньку своего развития, Поступая в детский сад, малыш испытывает стресс. Ему очень сложно пережить расставание с родителями, освоить непривычную обстановку, влиться в коллектив незнакомых детей и взрослых. В этот период очень важно помочь ребенку снизить напряжение, переключать внимание малыша на деятельность, которая приносит ему удовольствие.
Сгладить адаптационный период помогут игры, которые можно проводить по несколько раз в день. Разнообразные игры с речевым сопровождением объединяют детей, задают положительный эмоциональный настрой. В таких играх даже стеснительные, замкнутые дети постепенно преодолевают внутренний барьер и идут на контакт.
Так какие же игры можно использовать в период адаптации ребенка к детскому саду?
Игры на снятие эмоционального и мышечного напряжения
Игра «Разговор с игрушкой»
Цель: обучение способу выражения своего эмоционального состояния, переживаний, развитие навыков речевого общения.
Оборудование: игрушки «бибабо», перчаточные игрушки.
Ход игры:
Давайте попробуем надеть на руку перчаточную игрушку. На руке ребенка тоже игрушка. Вы прикасаетесь к ней, можете погладить и пощекотать, при этом спрашиваете, «почему мой… грустный, у него мокрые глазки; с кем он подружился в детском саду, как зовут его друзей, в какие игры они играли» и т. д. Побеседуйте друг с другом, поздоровайтесь пальчиками. Используя образ игрушки, перенося на него свои переживания и настроения, ребенок расскажет вам, что же его тревожит, поделится тем, что трудно высказать без специальной поддержки. Таким образом, общаясь с ребенком, мы как бы говорим ему: «Я тебя люблю, мне хорошо рядом с тобой».
Игра "Колючий ежик"
Цель: развитие мелкой моторики и координации движений, стимуляция речевой активности.
Оборудование: массажный мяч.
Ход игры:
На вашей ладони появляется необычный шарик. Вместе вы внимательно рассматриваете его. Оказывается, что он похож на ежика. Аккуратно кладете шарик на ладонь ребенка, прокатываете «ежика» по каждому пальчику, начиная с большого пальца ведущей руки, и чуть дольше задерживаетесь на подушечке каждого пальчика. Массирующие движения следует выполнять в направлении от периферии к центру. Действия сопровождайте стихами:
«Дай ладошечку, моя крошечка,
Я поглажу тебя по ладошечке.
Ходит-бродит вдоль дорожек
Весь в колючках серый ежик,
Ищет ягодки-грибочки
Для сыночка и для дочки»
Игра «Кленовые листочки».
Педагог включает спокойную музыку и каждому ребенку раздает кленовые листочки. Говорятся такие слова: Представьте, что вы - кленовые листочки. Пришла осень, ветер сорвал листочки с деревьев и они закружились в воздухе. Покажите, как танцуют листочки на ветру.
Листопад, листопад (кружатся, изображая листочки),
листья желтые летят (подбрасывают листочки вверх).
Под ногой шуршат, шуршат (ходят по листочкам,
скоро станет голым сад (ложатся на пол и слушают музыку).
Игры на создание положительного эмоционального климата в группе;
снятие эмоционального напряжения; знакомство детей друг с другом.
Игра «Давайте познакомимся!»
Дети с педагогом становятся в круг. Ведущий держит мяч (для этой игры лучше использовать надувной мяч, так как, он легкий и обычно яркий, красочный).Ребенок называет свое имя и имя того, кому бросает мяч. Названный ребенок ловит мяч, называет имя и имя следующего участника игры. Обычно малыши с удовольствием играют в эту игру, но ее можно разнообразить: вместо мяча передавать игрушку (самую красивую) или предложить детям приветствовать друг друга по имени.
Игра «Раздувайся, пузырь!».
Дети с педагогом создают тесный кружок – это «сдутый» пузырь. Все начинают его «надувать»: наклонив головы вниз, дуют в кулачки, составленные один под другим, как в дудочку.
При каждом «вдувании» делают шаг назад, будто пузырь немного увеличился. Затем все берутся за руки, идут по кругу со словами: Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, Оставайся такой, да не лопайся! Получается большой растянутый круг. Затем ведущий (сначала педагог, а позже – кто-то из детей) говорит: «Хлоп!» — пузырь лопнул. Все должны разбежаться по комнате (разлетелись пузырьки).
Практическая часть.
Уважаемые коллеги, я порошу вас побыть в роли детей дошкольного возраста и поиграть.
Игра «Поезд»: «Я – паровоз, а вы – вагончики». Встаем в колонну друг за другом, держась за одежду впереди стоящего.
«Поехали», - говорит взрослый, и все начинают двигаться, приговаривая: «Чу-чу-чу». Воспитатель ведет поезд в одном направлении, затем в другом, потом замедляет ход, останавливается и говорит: «Остановка». На остановках мы встречаем разных животных и имитируем их.
Игра «Медвежата».
Играющие, становятся в круг, на таком расстоянии друг от друга, чтобы при движении не задевать соседей. Взрослый сначала один, а потом вместе с детьми произносит текст медленно, с расстановкой, давая им возможность сделать то, о чем говорится в стихотворении и показывает, как это делать:
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы руки подаем.
(Дети берутся за руки, образуя круг.)
Потом садимся в поезд и отправляемся дальше в путь «Поехали»…
Игра «Веселые зайча».
Поиграем с зайчиком (игрушка). Повторяйте за мной
Как у наших зайчиков (гладят одну руку другой)
Мягонькие лапочки.
Как у наших у зайчат
(Гладят по голове и по ушкам)
Ушки длинные торчат.
Как у наших зайчиков
(обнимают друг друга)
Ласковые мамочки.
Как у наших у зайчат
(берутся за руки и улыбаются друг другу)
Глазки весело блестят.
Садимся в поезд и отправляемся дальше в путь «Поехали»…
«Стоп остановка Игровая»
Давайте мы с вами представим что мы мыльные пузыри.
Пузыри надуваются (руки прямые вытянуты перед собой и в стороны, вот какие большие пузыри надулись)
Из пузырей выходит воздух (присели),
Пузыри опять надуваются (встали),
И пузыри полетели по площадке (бег по кругу)
Пузыри сели (плавно присели).
А дальше садимся в поезд и отправляемся в детский сад.
Вывод: Основная задача игр с детьми в адаптационный период – наладить доверительные отношения с каждым ребенком, подарить ему минуты радости, попытаться вызвать положительное отношение к детскому саду.
Благодарю за сотрудничество! Творческих успехов!
Список использованной литературы:
1. Адаптация детей дошкольного возраста: проблемы и поиск решений. Современные формы работы с детьми и родителями, коммуникативные игры, игры на освоение окружающей среды, современные игры/ авт. -сост. Е. А. Долженко, А. А. Долженко,О. В. Богаткина и другие; под общ. ред. Е. А. Долженко. - Волгоград: Учитель, 2015. – 124с.
2. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М., 1991.
3. Калинина Р. «Ребенок пошел в детский сад. К проблеме адаптации детей к условиям жизни в дошкольном учреждении // Дошкольное воспитание, 1998, №4.
4. Лялина И. В. «Адаптация детей при поступлении в детский сад.». – Волгоград: Учитель, 2001
5. Сертакова Н. М. «Игра как средство социальной адаптации дошкольников: Методическое пособие для педагогов ДОУ. – СПб. : ООО «Изд-во «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009