Галина Ульянова
Мастер-класс для педагогов «Дидактические игры по сенсорному развитию для детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер - класс для педагогов
«Дидактические игры по сенсорному развитию для детей младшего
дошкольного возраста».
Подготовила: Ульянова Г. В.
Уважаемые коллеги, что такое сенсорное развитие? Сенсорное
развитие ребёнка - это развитие его восприятия и формирование
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Дидактические игры по сенсорному развитию для детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорные игры
- Средняя группа
- Темочки
представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, о запахе, вкусе и др.
Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для
совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир. Какие? Назовите их. (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус).
Для развития сенсорики существуют множество различных
игр и упражнений. Сегодня я предлагаю вашему вниманию мастер – класс с играми, которые не требуют максимальных затрат времени и сил, и полезны для развития сенсорики и мелкой моторики детских рук этого возраста.
Дидактические игры своими руками по сенсорному развитию для детей младшего дошкольного возраста.
Дети 3-4лет становятся более самостоятельными, растё т стремление самоутвердиться: «Я сам!». Для этого нужно использовать игры, повышающие интерес ребёнка к знаниям, создавая игрушки, которые могут привлечь ребёнка своим содержанием и яркостью.
Развитие сенсорики и мелкой моторики в таких играх неразрывно связаны друг с другом. А если мы будем тренировать ребёнка в играх, то мелкая моторика вашего малыша будет развиваться гораздо быстрее.
Игра с прищепками «Ёжик»
Ёжик, ёжик, где гулял? Где колючки потерял?
Ты беги скорей к нам ёжик. Мы сейчас тебе поможем.
-Называть слова со звуком «ж» и прицеплять прищепки – колючки.
Игра с прищепками «Солнышко». Возьмём круг из картона, прицепим к нему прищепки. Что получилось? – Солнышко! А Солнышко какое? – Круглое! Какого оно цвета? – Жёлтого! И вновь в доступной форме для ребёнка мы закрепили понятие основных сенсорных эталонов.
Игра «Порисуем на крупе»
Возьмём плоское блюдо. Тонким ровным слоем насыпем на него, например, манную крупу. Проведём пальчиком по крупе.
Получается яркая контрастная линия. Давайте попробуем нарисовать любые предметы (дождик, тучки, солнышко, волны, заборчик). Наряду с развитием мелкой моторики рук ребёнок получает ещё и массаж пальчиков. Вашему малышу будут приятны тактильные контакты с необычными и интересными веществами. И плюс ко всему развитие фантазии и воображения.
«Найди такой же»
Возьмите 5 больших и 5 маленьких кружков. Смешайте круги и покажите их малышу со словами: «Вот кружочки. Они разные». Покажите сначала большие, потом маленькие кружки по одному («Это кружки большие, а это маленькие»). Большие круги складывайте в одну сторону, а маленькие - в другую. Поясняйте свои действия. Приложите два маленьких круга друг к другу, подчеркните, что они одинаковые.
При сортировке третьей пары кругов спросите, куда нужно положить большой, а куда - маленький кружок. Малыш раскладывает круги.
(Можно использовать квадрат и треугольник, круг и квадрат и т. д.)
«Найди предметы такого же цвета».
Дайте в руки ребёнку 3 фигурки разного цвета (круги, квадраты, треугольники). Предложите ему в группе (либо на столе, на ковре) найти предметы таких же цветов. Ребёнок может положить свои кружки (квадраты, треугольники) на предметы нужного цвета.
«Бусы»
Возьмите 4 длинных трубочки и 4 коротких трубочки от коктейля разного цвета, толстую пряжу или тонкий шнурочек. Объясните ребёнку, что трубочки от коктейля разного цвета и нанизывать их нужно по очереди - длинный, затем короткий и т. д. Можно (как вариант) нанизывать по очереди трубочки одинакового цвета, но разного размера.
«Разложи палочки по коробочкам».
Коробочки разных цветов, палочки тоже разных цветов. Раскладывать палочки в коробочки соответствующего цвета. Можно взять круглые контейнеры с крышками, на крышку наклеить круги разных цветов, проделать канцелярским ножом отверстия в каждой крышке. Раскладывать палочки в отверстия контейнеров соответствующего цвета.
- формировать умение различать цвета;
- учить совмещать палочки с коробочкой;
действовать целенаправленно, последовательно:
слева направо; развивать мелкую моторику пальцев рук.
«Чудесный мешочек»
Положить в красивый мешочек с ярким шнурочком знакомые малышу игрушки (киндер-сюрпризы) и предложить ему нащупать игрушку; не доставая её из мешочка, угадать на ощупь, что это, потом достать эту игрушку и посмотреть, правильно ли отгадал.
«Волшебная коробочка»
По типу «Чудесного мешочка», только вместо мешочка использовать коробочку, обклеенную красивой яркой термоплёнкой, с вырезанным отверстием в одной из сторон.
«Сухой бассейн»
Сухой бассейн - используется для одновременного активного воздействия на различные точки кистей, пальцев, ладоней; сенсомоторное развитие,
формирование основных сенсорных эталонов : форма, величина, материал, вес, звук; воспитание усидчивости и терпеливости в работе; снятие эмоционального напряжения. Сделать его очень просто: капсулы от киндер- сюрприза обклеить термоплёнкой, складывать их в небольшой глубокий пластиковый контейнер, на дно спрятать игрушки от киндер-сюрприза.
Просить малыша искать в «сухом бассейне» различные предметы или игрушки. Погружаясь как можно глубже в наполнитель, ручки ребёнка массируются, пальцы становятся более чувствительными, их движения - координированными.
«Золушка»
В контейнер или коробочку положить: горох, фасоль, косточки от урюка, пуговицы, камешки. Поставить 5 мелких пластиковых коробочек или пластиковых баночек. Предложить малышу раскладывать разные предметы по отдельным коробочкам (баночкам). На коробочках (баночках) должны быть наклеены по одному предмету (горох, фасоль, косточка от урюка, пуговица, камешек, чтобы малыш мог ориентироваться, куда, что положить.
Дидактические игры и упражнения
на закрепления понятия величины.
«Дальше – ближе»
Предложить малышу по рисунку определить положение предметов: какие нарисованы ближе, а какие – дальше.
«Сравни предметы по высоте».
Расставить Матрёшек от самой высокой до самой низкой, либо наоборот.
«Самая длинная, самая короткая»
Малышу предлагается разложить разноцветные ленты по длине, от самой короткой до самой длинной, либо сравнить ленты по нескольким признакам)
«В какую коробку?»
Распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти разным коробкам в зависимости от размера.
«Разноцветные кружки (квадраты, овалы, треугольники)»
Предложить ребёнку разложить кружки (квадраты, овалы, треугольники) начиная от самого большого до самого маленького, либо наоборот: от самого маленького до самого большого.
Детям дошкольного возраста
для развития мелкой моторики необходимо предлагать:
Упражнения с массажными шариками, грецкими орехами, карандашами, ручками, фломастерами.
Организуйте игры с пластилином, тестом.
Попробуйте технику рисования пальцами. Можно добавить в краски соль, манку или песок для эффекта массажа.
Используйте цветные клубочки ниток для перематывания, веревочки
различной толщины и длины для завязывания и развязывания.
Включите в игры разнообразный природный материал (палочки, веточки, шишки, скорлупки, початки и т. д.).
«Танцевать» пальцами и хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе.
Предлагайте детям перебирать и отдельно складывать в баночки горох и фасоль.
Используйте с детьми различные виды мозаики, конструкторы
(железные, деревянные, пластмассовые, игры с мелкими деталями, счётными палочками.
Занимайтесь с детьми нанизыванием бусин, бисера, учите расстегивать и застегивать пуговицы, кнопки, крючки, молнии.
Запускайте пальцами мелкие волчки.
Складывайте матрёшку, играйте с различными вкладышами.
Уважаемые коллеги!
Вызывайте положительные эмоции у малыша!
Употребляйте слова и фразы, несущие оптимистическую
окрашенность, например: «Волшебно!», «Как интересно!», «Вот, здорово!», «Давай помогу!», «Красота!» и т. д.
Помните, чтобы вы не создавали вместе с ребёнком, главное – желание
продолжать заниматься подобной деятельностью и дальше, поэтому
завершайте свои занятия нужно в хорошем настроении и малыша, и воспитателя! Успехов Вам в работе с детьми! Спасибо за внимание!
Литература:
1. Ветрова В. В. «Во что играть с ребёнком до 3 лет». ТЦ М. 2011.
2. Громова О. Н. Прокопенко Т. А. «Игры-забавы по развитию мелкой
моторики у детей младшего дошкольного возраста».
3. Пилюгина Э. Г. «Сенсорные способности малыша. Игры на развитие
восприятия цвета, формы и величины у детей раннего возраста». М., 1996.
4. Янушко Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста – Москва,
Мозаика – Синтез, 2011.