Папки-передвижки

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности организации деятельности — детское экспериментирование»

Арина Наниева
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности организации деятельности — детское экспериментирование»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: Особенности организации деятельности – детское экспериментирование.

Слайд 2

Цель:

Распространение опыта по организации детского экспериментирования среди педагогов – дошкольников.

Задачи:

Познакомить с определением понятия – детское экспериментирование;

Раскрыть особенности проведения детского экспериментирования.

Материалы и оборудования.

Публикация «Мастер-класс для педагогов ДОУ „Особенности организации деятельности — детское экспериментирование“» размещена в разделах

Стаканчики 5 шт, тазики 5 шт, картонки чуть больше горловины стаканчика 5 шт, салфетки 5 шт, одноразовые тарелки 5 шт, цветы из бумаги 5 шт, сахар-рафинад, красители, 3-хлитровые банки, пищевая пленка, насекомые игрушки 5 шт, мыльные пузыри – тазик с водой, молоко 5 стаканов красители гель для посуды, ватные палочки, пипетки 5 шт, листы бумаги - секретное письмо, свечки 5 шт. Персонаж: Степашка – ИКТ.

Участники мастер – класса педагоги ДОУ 5 человек.

Содержание:

1. Определение понятия - детское экспериментирование.

2. Совместное проведение экспериментирования.

3. Выводы.

4. Рефлексия.

Ход мастер-класса.

Слайд 3

Ведущий пускает мыльные пузыри.

Я пускаю пузыри, как салют летят они,

Что за чудо пузыри, откуда вдруг взялись они,

А на вопрос найти ответ,

Поможет нам – эксперимент!

Слайд 4

И свое выступление мне бы хотелось начать с китайской пословицы:

Расскажи и я забуду,

покажи и я запомню,

дай мне попробовать и я пойму…

Ведущий.

А вам хотелось бы разобраться в том, что такое эксперимент, и детское экспериментирование?

Ну что ж, уважаемые коллеги, сегодня мы с вами постараемся понять, в чем особенности организации деятельности детского экспериментирования в соответствии с развивающей парадигмой образования.

Слайд 5

Эксперимент – это метод исследования некоторого явления в управляемых условиях с активным взаимодействием с изучаемым объектом.

Эксперимент служит для проверки гипотезы, установления причинных связей между феноменами.

По мнению ряда ученых – экспериментирование является одним из методов познавательного развития дошкольников и деятельность, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и знаний.

Слайд 6

Другими словами детское экспериментирование – это детская деятельность, в результате которой ребенок самостоятельно, под незаметным руководством взрослого делает для себя открытие.

И важно чтобы в процессе экспериментирования воспитатель выступал не как учитель, а как равноправный партнер, незаметно направляющий детскую

деятельность в нужное русло. Знания, не рассказанные воспитателем, а добытые самостоятельно, всегда являются более осознанными и прочными.

Тему для экспериментирования я выбираю с учетом интересов детей и в соответствии с темой проекта или событийностью.

Слайд 7.

В процессе организации детского экспериментирования я придерживаюсь определенной структуры.

Поскольку источником познавательной активности является наличие проблемы, особое внимание я уделяю созданию проблемного поля (мотивации).

Слайд 8

Например: «Нужно напоить чистой водой котенка, а вода грязная». Как быть?

В некоторых случаях представляю детям поле пробности, например – «Чтобы определить из какого материала Капитану можно построить корабль, дети пробуют, какие материалы тонут, а какие нет».

Важно чтобы ребенку был понятен личностный смысл деятельности, чтобы он мог ответить на вопрос «Зачем это я делаю? Кому это нужно?».

Наличие проблемы, создание интереса способствует созданию положительной мотивации у детей к деятельности. В процессе проведения эксперимента мы с детьми обсуждаем, рассуждаем, а некоторым необходима помощь советами. Далее проверяем наши предположения. По окончании эксперимента делаем выводы. В случае затруднения выводы делает воспитатель или совместно с детьми.

Создать мотивацию мне помогают сказочные герои.

Слайд 13

И сегодня приглашаю вас в сказку. А чтобы узнать как она называется вы должны отгадать загадку.

Она красива и мила,

Имя ее от слова «Зола».

Правильно, это сказка Ш. Перро «Золушка».

***

Слайд 14

Итак, в очередной раз злая мачеха и ее дочери собрались на королевский бал, оставив Золушку дома, но чтобы она без работы не сидела, приготовила для нее много заданий.

Слайд 16

Сначала она отправилась за водой на речку и увидела на тропинке маленького муравья, она захотела его рассмотреть поближе, но не смогла, потому что он такой маленький.

Да, муравей маленький и его трудно разглядеть, но если чего - то захотеть можно что-нибудь придумать. А вы не знаете, как можно это сделать? (выслушать ответы). Надо взять лупу. Но у нас нет лупы. Как же быть?

Я вспомнила. Говорят, что в воде все предметы кажутся большими. Давайте это проверим.

Опыт № 1- «Естественная лупа»

Для этого мы посадим муравья в трехлитровую банку. Сверху затянем горлышко пищевой пленкой, но не натянем ее, а наоборот, продавим ее так, чтобы

образовалась небольшая емкость. Теперь завяжем пленку резинкой, а в углубление нальем воды. Давайте посмотрим, что у нас получилось? Что вы видите? Муравей увеличился в размерах. Почему это произошло?

Вывод: вода и пищевая пленка, дают эффект увеличительного стекла. Получилась чудесная лупа.

Это интересно и удивительно, а удивление это первая ступенька к исследовательской деятельности и познанию окружающего мира.

***

Слайд 18

А когда Золушка пришла с речки, то увидела что любимые цветы мачехи засохли. Их надо было срочно спасать.

Опыт № 2. «Засохшие цветы».

Что будем делать? Как будем спасать цветы? (ответы). Вот они, перед нами цветы и емкость с водой. Как вы думаете, получится у нас оживить их? Проверим? Мы опустим цветы в воду и понаблюдаем что же произойдет. Оживут наши цветы или нет? (в воде цветы распускаются). Почему это происходит?

Вывод: это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются. Все гениальное просто.

***

Слайд 20

Золушка устала и присела отдохнуть. Вдруг она услышала громкие звуки и поняла, что это королевский салют. Ей очень захотелось увидеть салют, но дворец был далеко и тогда она решила устроить сама маленький разноцветный салют.

Опыт № 3. «Салют».

Давайте мы тоже попробуем. Для это у нас есть все материалы.

1. Цветной раствор мыла.

2. Сода пищевая.

3. Лимонная кислота.

В цветной раствор мыла (моющего средства) добавим соду и лимонную кислоту и понаблюдаем что произойдет. Что у нас получилось? (ответы). Получился пенный салют.

Вывод. Когда сода смешивается с лимонной кислотой появляются пузырики, происходит химическая реакция.

***

Слайд 21

Золушке так понравился салют и она решила его нарисовать.

Опыт № 4. «Цветные узоры на молоке».

А вы хотите нарисовать такой салют?

Для этого нальем молоко в тарелку, пипеткой наберем цветной краситель разных цветов и капнем в молоко. После этого возьмем ватные палочки, опустим в моющее

средство и коснемся каждой цветной капельки. И понаблюдаем. Что происходит. (ответы) Какие красивые узоры получились. Кто знает, почему узоры появляются?

Вывод: Молоко состоит из молекул жира. моющее средство разрушает жир в молоке и тем самым заставляет «танцевать» краски в молоке. Приводит к их быстрому движению.

***

Слайд 22

Потом Золушка вспомнила что мачеха поручила ей приготовить сладкую вату, а дочки мачехи из вредности захотели красную вату. А для красной ваты нужен красный сахар. Золушка переживает, она не нашла нигде красный сахар, а вы знаете где продается красный сахар? Что же делать, как помочь Золушке? (ответы). А я знаю как покрасить белый сахар в красный цвет. Попробуем?

Опыт № 5. «Красный сахар».

Для этого нужно в блюдце поставить кубики сахара, теперь нальем окрашенную воду в тарелочку и посмотрим, что получится?

Вывод. Как это получилось? Вода является хорошим растворителем. Молекулы воды проникают в сахар и смешиваются с молекулами сахара. И далее вода поднимается по кубикам снизу - вверх.

***

Слайд 24

Когда Золушка справилась со всеми заданиями мачехи она решила отдохнуть и присела у аквариума, где плавали разные рыбки. Они были красивыми и Золушка любовалась рыбками и отдыхала. А у нас тоже есть аквариум и рыбки. Может они у нас тоже плавают, попробуем их опустить в аквариум и посмотреть, что произойдет.

Опыт № 6 «Живая рыбка».

Опустить рыбку из картона в воду. Капнуть жидкого моющего средства в точку «А» и рыбка поплывет? Рыбка должна плыть! Почему это происходит?

ПОЧЕМУ РЫБКА ПЛЫВЕТ?

ВЫВОД. Рыбка плывет, потому что средство для мытья посуды распространяется по поверхности воды. Растекаться ему мешает рыбка, поэтому жидкость двигается назад по вырезанной полоске, создавая давление на стенки прорези. Это давление и заставляет рыбку плыть.

Слайд 25

В мастер-классе я постаралась представить примерную совместную исследовательскую деятельность.

В форме помощи персонажу – Золушке мы учились экспериментировать. Также сегодня мы узнали, что при организации детского экспериментирования следует выбрать тему и объект исследования с учетом интересов и жизненного опыта детей, а также необходимо создание мотивации у детей к деятельности. Использовать проблемные ситуации, вести диалог с детьми, поощрять, осуществлять по мере возможности проверку всех гипотез и формулировать выводы.

Уважаемые коллеги большое спасибо,

Золушка вам очень благодарна за помощь.

Я пускаю пузыри, в воздухе кружат они,

Открылся нам сейчас секрет,

Как детский организовать эксперимент.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Детское экспериментирование (фотоотчёт)Детское экспериментирование (фотоотчёт) Детское экспериментирование должно основываться на собственных наблюдениях, выводах, установленных закономерностях. Дети учатся решать "возникшие.

Детское экспериментирование — основа познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста «Детское экспериментирование - основа познавательно - исследовательской деятельности детей дошкольного возраста». Из опыта своей работы.

Детское экспериментирование в ДОУ для младшего дошкольного возрастаДетское экспериментирование в ДОУ для младшего дошкольного возраста Добрый день, уважаемые коллеги. Мой опыт педагогической работы показывает, что дети очень любят экспериментировать и играть. Интерес к.

Детское экспериментирование как основа поисково-исследовательской деятельности старших дошкольниковДетское экспериментирование как основа поисково-исследовательской деятельности старших дошкольников Детское экспериментирование - основа поисково - исследовательской деятельности старших дошкольников. Тема «Мы юные исследователи» Цель:.

Консультация для педагогов «Основные ошибки при организации проектной деятельности» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Основные ошибки при организации проектной деятельности с детьми дошкольного возраста автор воспитатель высшей.

Консультация для педагогов «Особенности организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе»Консультация для педагогов «Особенности организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе» Никому не секрет, что количество детей в сельских детских садах сильно отличается от городских садов. К большому сожалению, молодёжь уезжает.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста»Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста» Каждое занятие по театрализованной деятельности мы с ребятами начинаем с артикуляционной гимнастики, так как при выполнении артикуляционной.

Мастер-класс для педагогов по организации и оформлению мини-огорода на подоконникеМастер-класс для педагогов по организации и оформлению мини-огорода на подоконнике Уважаемые педагоги сегодня мне хотелось бы поделиться с вами вариантами оформления "Мини-огорода на подоконнике". Для этого вам нужно всего.

Мастер-класс на родительском собрании «Детское экспериментирование»Мастер-класс на родительском собрании «Детское экспериментирование» .

Детское экспериментирование в процессе изобразительной деятельностиДетское экспериментирование в процессе изобразительной деятельности Экспериментирование в процессе изобразительной деятельности проявляется как в познании и использовании в творчестве свойств и качеств предметов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности организации деятельности — детское экспериментирование»
Опубликовано: 27 октября 2021 в 14:31
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности организации деятельности — детское экспериментирование»» (включая файлы) размещена пользователем Арина Наниева (УИ 2498139) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД