Получи документы

Мастер-класс для педагогов «Гжель»

Марина Черенцева - Сайдаматова
Мастер-класс для педагогов «Гжель»

Мастер-класс для педагогов «Основы Гжельской росписи»

Сайдаматова Марина Васильевна

Мастер-класс для педагогов «Основы Гжельской росписи»

Мастер-класс для воспитателей (изобразительное творчество) по теме «Гжель-синяя сказка».

Место проведения: МБДОУ д/с № 44 «Журавушка»

Целевая аудитория: Воспитатели всех групп МБДОУ д/с №44

Цели: повышение профессионального уровня педагогов.

Публикация «Мастер-класс для педагогов „Гжель“» размещена в разделах

Задачи: - знакомство воспитателей с историей промысла Гжель;

- ознакомление с инструментами и особенностями нанесения краски при росписи Гжель;

- повышение профессионального уровня педагогов;

- формирование положительного эмоционального фона, психологический отдых.

Оборудование: белые альбомные листы, кисти разного диаметра и назначения (толстая круглая, средняя заостренная) тонкая контурная, синяя и белая гуашь на палитре, стаканчики с водой, тарелка для показа образца рисования, образцы рисунков и тарелка для каждого педагога (для росписи).

Ход мастер-класса:

Коллеги вы любите путешествовать? Сегодня мы с вами совершим путешествие в мир красоты, добра, в мир удивительных творений народных умельцев.

Гжель - село, название которого стало узнаваемым символом неповторимого искусства и народного мастерства. Также гжелью называют выпускаемые в этих местах высокохудожественные фарфоровые изделия, расписанные кобальтом по белому фону.

В селе ведется добыча глин, которые используются для производства посуды. Изначально, из гжельской глины создавали аптекарские сосуды, по указу 1663 года царя Алексея Михайловича «во гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов прислать глины, которая годится к аптекарским сосудам».

История промысла начинается с XVIII века. Мастера Гжели делали обычную посуду, кирпич, изразцы для печей, детские игрушки. Все это пользовалось спросом в Москве (везти было недалеко и качество было очень хорошее). Умельцы делали из глины все, что необходимо в быту хозяйке — кувшины, миски, тарелки, квасники и т. д. Расписывалось все это великолепие в стиле Майолика

Работа требовала большого терпения и мастерства - роспись не допускала поправок и переделок, так как велась по мягкому, не обожжённому черепку, покрытому белой эмалью. Гжельцы выпускали отдельно и мелкую майоликовую пластику, которая часто отражала типичные сценки их жизни, наполненные юмором композиции, солдат, крестьянок, модниц и франтов, занятых теми или иными делами. Сюжеты были выразительны и доходчивы, покоряли ясностью замыслов, наивностью их создателей - простых народных умельцев. Многие образцы хранятся теперь в коллекциях Эрмитажа, Государственном объединенном Владимиро-Суздальском историко-архитектурном и художественном музее, Останкинском дворце-музее творчества крепостных, Саратовском Государственном художественном музее им. А. Н. Радищева и многих других.

Роспись сосудов дополняли скульптурные фигурки людей, птиц, животных. Такой метод открывал широкий путь фантазии мастеров. Кувшины, кумганы (сосуды, чайники превращались в подобие скульптуры. Их ручки приобретали форму веток, а носики заканчивались головкой птицы. Каждый элемент не был копией реального мотива. Он остроумно перерабатывался в декоративную форму. Все эти мотивы мастера выполняли с хорошим пониманием декоративного характера рисунков, смело вводили синий, желтый, зеленый цвета в коричневые контуры.

Кстати, Здесь изготовлялись и изделия промышленно-хозяйственного назначения, как, например, канализационные трубы для московских улиц.

Около 1800 года в селе Володино Бронницкого уезда был открыта гончарня Петра Куликова, где впервые стали создавать фарфор. Дабы не рассекретить производство чуда чудного фарфора. Куликов работал на гончарне сам и в помощь ему были два работника. Этот заводик славен тем, что от него пошла Гжель фарфоровая, а не глиняная.

К 1812 году в истории гжельского промысла уже насчитывается 25 заводов, выпускающих посуду. Среди них самыми популярными были заводы Иванова и Лаптевых в деревне Кузяево. По подписям на оставшихся изделиях известны мастера Н. Гусятников, И. Срослей, И. Кокун. Кроме посуды, делали игрушки в виде птиц и зверей и декоративные статуэтки на темы из русского быта. Блестящие белые лошадки, всадники, птички, куклы, миниатюрная посуда расписывались лиловой, жёлтой, синей и коричневой красками в своеобразном народном стиле. Мотивами росписи являлись декоративные цветы, листья, травы. роспись сложна тем, что краска моментально впитывается в черепок и исправить ничего уже нельзя.

История синей, кобальтовой гжели началась только в 40-х годах XX века. Гжельское искусство пришло в упадок и, казалось было забыто навсегда. Но, после ВОВ одна из мастериц гжельского производства представила на Всесоюзной выставке свои работы, расписанные в знакомой нам сине-белой гамме, используя серый кобальт, который при обжиге становится щемяще-синим. На заводе работы были приняты без восторга, но на выставке они получили высшее признание — премию Ильи Репина. С этого момента началась история знакомой всем Гжели — синей сказки.

Просмотр фильма. «Гжель в наше время.»

Я вас приглашаю в творческую мастерскую, и попробовать расписать посуду в гжельской росписи.

Начинать следует с простых элементов — капелек, точек, штрихов и линий. Соединяя эти элементы, можно получить узнаваемые гжельские узоры. Для начала проведите по бумаге несколько параллельных синих линий, они могут идти как горизонтально друг под другом, так и под углом. Старайтесь, чтобы линии получались не очень толстыми (можно взять тонкую кисть) и были на небольшом расстоянии друг от друга. Если поверх получившихся линий вы перпендикулярно проведете такие же линии, то получите штриховку — частый элемент заполнения областей. К линиям можно добавить точки. Для этого легким движением стоит касаться бумаги кончиком кисти. Если вы сделаете точку с усилием, то получите синий круг. Вокруг него можно нарисовать точки поменьше, и у вас получится цветок.

1. Прямые линии

Чтобы сделать капельку, стоит легко прижать кисть к бумаге от основания до кончика. Получится вытянутая капелька, которую потом можно использовать в качестве лепестка или листика.

2. Капелька

Дальше переходим к линиям. Линии в гжели обычно закругленные, плавные, в виде волны или завитков. Можно потренироваться делать заворачивающиеся линии, словно это усики растений. Нужно вести по бумаге кисть, постепенно ее приподнимая, тогда у основания линия будет толстой, а к концу — тонкой.

3. Завитки

Теперь можно освоить технику мазка. Для этого лучше взять кисти потолще. Гжель отличается градиентом — от насыщенного синего к белому. Использовать две краски для создания такого эффекта не нужно, достаточно одной синей. Для того чтобы получился переход от синего к белому, необходимо смыть чуть-чуть краски с одной стороны кисти, например, с кончика, и провести всей шириной кисти по бумаге. Также можно убрать излишки краски, повозив кистью по бумаге.

4. Мазок с тенью

Гжель уже столько веков не выходит из моды: подарки с гжельской росписью всегда смотрятся свежо, красиво и изящно. Это вдохновляющая тонкая роспись, совершенствоваться в которой можно годами, причем не только в технике, но и в сюжете — от простых цветов к сценам из жизни.

Сейчас предлагаю Вам расписать тарелку.

Ну, вот мы и закончили наш мастер-класс, давайте посмотрим на работы, оценим их, что получилось лучше, что хуже, какие элементы давались труднее?

Рефлексия:

- Все вы сегодня хорошо потрудились в роли гжельских мастеров. Ваши работы получились яркими, красочными, выразительными. Теперь очевидно, что научиться рисовать элементы гжельской росписи не так уж и трудно, важны годы и годы упорного труда, тысячи повторов для того, чтобы умение переросло в мастерство. Вы, как педагоги, сможете научить детей сине-белой росписи, прекрасной гжельской сказке.

Благодарю вас за творчество

За свет души,

За пониманье,

Пусть проступают

Сквозь мгновенья

Цветные волны вдохновенья!

Всем спасибо! Приглашаю на чаепитие!

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Мастер-класс как форма повышения квалификации педагогов ДОУ» Цель: повышение компетенций педагогов в условиях использования в своей работе мастер-класса. Задачи: 1. Уточнить знания педагогов о назначении,.

Мастер-класс для педагогов «Рукотворное чудо» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 205» Мастер – класс для педагогов.

Мастер-класс для педагогов «Будьте здоровы!» Тема: «Будьте здоровы!» Цель: формирование у педагогов представления о дыхательной гимнастики как о средстве укрепления и сохранения здоровья.

Мастер-класс для педагогов.Мастер-класс для педагогов. Мастер-класс для педагогов на тему «Психогимнастика в дошкольном учреждении как эффективный метод коррекции и развития детей дошкольного.

Мастер-класс для педагогов по здоровьесбережению Цель: применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе. Задачи: познакомить педагогов с разнообразными.

Мастер-класс для педагогов «Экспериментирование по сказке» МДОУ Батаминский детский сад «Улыбка» Мастер- класс для педагогов Экспериментирование по сказке Воспитатель: Ильина Л. Н..

Мастер-класс «Изготовление костюма «Гжель»Мастер-класс «Изготовление костюма «Гжель» Мастер-класс «Изготовление Гжельского костюма" Для изготовления костюма «Гжель» нам понадобились следующие материалы: 1. Креп-сатин голубой.

Мастер-класс по художественно-эстетическому развитию. Техника декупаж «Сказочная гжель» Для повышения интереса к аппликации, желанию экспериментировать с художественными материалами и для развития художественного восприятия,.

Мастер-класс по тестопластике для педагогов Мастер - класс по тестопластике Мастер - класс по тестопластике Подготовила воспитатель: Аушева Радимхан Османовна.

Мастер-класс по вокалу для педагогов МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Мастер класс по вокалу Автор – составитель: Музыкальный руководитель Хавова Ольга Николаевна.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Гжель»
Опубликовано: 22 января 2019 в 19:26
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД