Приложение МААМ

Мастер-класс для педагогов и психологов «Самоопределение учащихся» (1 фото)

Пашкевич Светлана (Каптюхина)
Мастер-класс для педагогов и психологов «Самоопределение учащихся»
▼ Скачать + Заказать документы

В рамках межрайонного фестиваля «Наши общие возможности – наши общие результаты» я решила провести мастер-класс «Самоопределение учащихся» для учителей и психологов, работающих с учащимися 6-9 классов.

Цели:

- дать представление о личностных характеристиках и их особенностях,

-диагностика личностных особенностей учащихся,

- отработать навык работы в команде,

- самопрезентация.

В своем мастер-классе я использовала несколько проективных методик. Одна из них - Тест «КРУГИ и ЛИНИИ. Ваше отношение к карьере».

Публикация «Мастер-класс для педагогов и психологов „Самоопределение учащихся“» размещена в разделах

Источник: книга «Познай себя: 100 графических тестов», автор - Злата Королева.

Дети с удовольствием принимали участие, задавали множество вопросов. Для каждого ребенка было необходимо индивидуально интерпретировать результат. Этим и ценен тест. Нет шаблонов, каждый результат уникален.

Еще одна не менее интересная методика - "Психогеометрический тест" (вариация). Автор: С. Деллингер (адаптация А. А. Алексеева, Л. А. Громовой)

Тут помимо индивидуальной диагностики идет мощная проработка в группе по типу «Мозгового штурма».

Дети в итоге должны были выбрать команду лидеров. Но в нашем случае случилась «ничья». Дети остались довольны результатом.

В завершение мастер-класса все участники получили распечатку с характеристиками типов личности.

Это занятие могут использовать в своей работе в рамках профориентации не только психологи, но и педагоги.

Всем удачи. smile

Приложение №1.

Тест «КРУГИ и ЛИНИИ. Ваше отношение к карьере»

Источник: книга «Познай себя : 100 графических тестов», автор - Злата Королева.

Перед вами круги и линии. Ваша задача предельно проста — закрасьте сплошным цветом тот из кругов, который вам больше всего нравится. И еще один круг заштрихуйте или выделите любым другим, удобным вам способом.

Ключ к тесту

Этот тест очень простой. Полностью ЗАКРАШЕННЫЙ КРУГ — это вы сами, то, что вы из себя представляете в деловом разрезе. А ЗАШТРИХОВАННЫЙ КРУГ - это ваши мечты о карьере, ваши планы, надежды.

Особое значение имеет РАСПОЛОЖЕНИЕ КРУГА. ПЕРВАЯ ЛИНИЯ — это карьерный рост, иерарархия, продвижение по службе, деловое поприще, стремление к лидерству. ВТОРАЯ ЛИНИЯ — это работа в коллективе, трудолюбие, исполнительность. ТРЕТЬЯ ЛИНИЯ — это пассивность, лень или усталость, боязнь самостоятельности, неумение действовать решительно. И последняя, ЧЕТВЕРТАЯ ЛИНИЯ - склонность к индивидуальной работе, независимость, творческая жилка, отстраненность.

Если ваш ЗАКРАШЕННЫЙ КРУГ находится НА ПЕРВОЙ ЛИНИИ, то это говорит о том, что вы строите планы насчет своей карьеры, вы честолюбивы и амбициозны. И чем ВЫШЕ ВАШ КРУГ, тем грандиознее ваши планы и желания. КРУГ, РАСПОЛОЖЕННЫЙ ВЫШЕ ВСЕХ, - это высшая ступенька на карьерной лестнице, и если вы закрасили именно этот круг, то можно смело сказать, что вы хотели бы достичь высокого положения на службе. Ролью простого клерка вы не удовольствуетесь. Карьера для вас значит очень многое. Если же ВАШ КРУГ НАХОДИТСЯ В НИЖНЕЙ ТОЧКЕ ПЕРВОЙ ЛИНИИ, то это говорит либо о достаточной скромности ваших запросов, либо о том, что вы пока не успели осмотреться и предпочитаете некоторое время переждать, прежде чем строить какие-то определенные планы в карьере.

ЗАКРАШЕННЫЙ КРУГ НА ВТОРОЙ ЛИНИИ говорит о том, что вы с удовольствием работаете в коллективе и ничего иного не желаете. Причем КРУГ, РАСПОЛОЖЕННЫЙ НА КОНЦЕ ВТОРОЙ ЛИНИИ, говорит о том, что в принципе вы могли бы взять на себя руководящую роль, если бы захотели.

ЗАКРАШЕННЫЙ КРУГ НА ТРЕТЬЕЙ ЛИНИИ говорит о том, что вы либо очень устали и в настоящий момент нуждаетесь в отдыхе, либо же о том, что вы не любите работать и делаете все от вас зависящее, чтобы увильнуть от работы.

ЗАКРАШЕННЫЙ КРУГ НА ЧЕТВЕРТОЙ ЛИНИИ - вы ярко выраженный индивидуалист, вы не любите и не умеете работать в коллективе, вы привыкли отвечать только за себя.

ЗАШТРИХОВАННЫЙ КРУГ ПОКАЖЕТ ВАМ, о чем вы мечтаете. Возможно, втайне вы не желаете больше быть карьеристом и хотели бы стать одиночкой, забыть обо всем и снять с себя ответственность.

Приложение №2.

Психогеометрический тест (вариация)

Автор: С. Деллингер (адаптация А. А. Алексеева, Л. А. Громовой)

Цель: дать учащимся представление о личностных характеристиках, которые могут учитываться как при самостоятельном выборе профессии, так и повлиять на дальнейшую профессиональную деятельность.

Инструкция: взгляните на следующие фигуры:

Выберите из них ту, в отношении которой можете сказать: "Это — я!" Постарайтесь почувствовать свою форму. Если вы испытываете сильное затруднение, выберите из фигур ту, которая первой привлекла вас.

Запишите ее название под номером 1.

Теперь проранжируйте оставшиеся четыре фигуры в порядке вашего предпочтения (запишите их названия под соответствующими номерами).

Итак, самый трудный этап закончен.

Какую бы фигуру вы ни поместили на первое место — это ваша основная фигура, или субъективная форма. Она дает возможность определить ваши главные, доминирующие черты характера и особенности поведения.

Остальные четыре фигуры — это своеобразные модуляторы, которые могут окрашивать ведущую мелодию вашего поведения.

Последняя фигура указывает на форму человека, взаимодействие с которой будет представлять для вас наибольшие трудности.

Однако может оказаться, что ни одна фигура вам полностью не подходит. Тогда вас можно описать комбинацией из двух или даже трех форм.

Далее участникам предлагается создать группы, основываясь на выборе первой фигуры. Класс размещается вокруг листов бумаги, на которых изображена их фигура.

Инструкция: «Теперь вы видите, что у вас есть нечто общее. Вас всех объединяет сделанный выбор. Участники по команде – это отдельная партия. Участники другой команды – конкурирующая партия. Сейчас мы проведём небольшие выборы, в которых должна одержать победу только одна команда. Для этого Вам необходимо разрекламировать свою партию, чтобы за неё проголосовали другие команды. Чтобы это сделать, нужно придумать название партии, лозунг, герб. Но этого недостаточно. Сейчас вы видите, что выбранная вами фигура – это некий символ. У каждой фигуры есть значение. Сейчас вам необходимо прочитать, что обозначает именно Ваша фигура, а затем рассказать о ней».

Участникам предлагается построить своё выступление так (пример):

Партия квадратов

- название партии,

- лозунг,

- герб,

- сильные (положительные стороны,

- слабые (или отрицательные стороны,

- какие профессии подходят людям, которые выбрали именно эту фигуру.

После того, как выступят все команды, необходимо устроить голосование. Так как численность (наполняемость) каждой команды может быть разной, необходимо, чтобы все партии выбрали (путём голосования) только одну из конкурирующих партий.

Может получиться так, что какая-то фигура останется без внимания. Ведущие должны будут зачитать по выбранной схеме все особенности другой этой фигуры для того, чтобы проинформировать класс.

Предложенное задание с одной стороны является диагностическим, с другой стороны – информационным для самих участников тренинга. Класс в игровой форме узнаёт об особенностях выбранных фигур, прикладывая это на себя. Помимо этого, узнавая о выборе своих одноклассников, они могут иметь возможность сравнить полученные результаты диагностики и тем, что они сами знают об этих людях.

Приложение №3.

ТРЕУГОЛЬНИК

Эта форма символизирует лидерство, и многие Треугольники ощущают в этом свое предназначение. Самая характерная особенность истинного Треугольника — способность концентрироваться на главной цели. Они — энергичные, сильные личности. В тесте Люшера они часто предпочитают зеленый цвет и рисуют елку, когда их просят нарисовать дерево. Треугольники, как и их родственники Квадраты, относятся к линейным формам и в тенденции также являются «левополушарными» мыслителями, способными глубоко и быстро анализировать ситуации. Однако в противоположность Квадратам, ориентированным на детали, Треугольники сосредоточиваются на главном, на сути проблемы. Их сильная прагматическая ориентация направляет мыслительный анализ и ограничивает его поиском эффективного в данных условиях решения проблемы.

Треугольник — это очень уверенный человек, который хочет быть правым во всем! Потребность быть правым и потребность управлять положением дел, решать не только за себя, но и, по возможности, за других делает Треугольника личностью, постоянно соперничающей, конкурирующей с другими. Треугольники с большим трудом признают свои ошибки! Можно сказать, что они видят то, что хотят видеть, не любят менять свои решения, часто бывают категоричны, не признают возражений. К счастью (для них и окружающих, Треугольники быстро и успешно учатся (впитывают полезную информацию как губка, правда, только тому, что соответствует их прагматической ориентации, способствует (с их точки зрения) достижению главной цели. Треугольники честолюбивы. Если делом чести для Квадрата является достижение высшего качества выполняемой работы, то Треугольник стремится достичь высокого положения, приобрести высокий статус, иначе говоря — сделать карьеру. Из Треугольников получаются отличные менеджеры. Главное отрицательное качество Треугольников: сильный эгоцентризм, направленность на себя. На пути к вершинам власти они не проявляют особой щепетильности в отношении моральных норм. Треугольники заставляют все и всех вращаться вокруг себя. Может быть, без них жизнь потеряла бы свою остроту.

Приложение №4.

ЗИГЗАГ

Эта фигура символизирует креативность, творчество, хотя бы потому, что она самая уникальная из пяти фигур и единственная разомкнутая фигура. Если вы твердо выбрали зигзаг в качестве основной формы, то вы скорее всего истинный «правополушарный» мыслитель, инакомыслящий. Вам, как и вашему ближайшему родственнику Кругу, только еще в большей степени, свойственны образность, интуитивность, интегративность, мозаичность. Строгая, последовательная дедукция — это не ваш стиль. Мысль Зигзага делает отчаянные прыжки от «а» к «я», поэтому многим «левополушарным» трудно понять Зигзагов.

«Правополушарное» мышление не фиксируется на деталях, поэтому оно, упрощая в чем-то картину мира, позволяет строить целостные, гармоничные концепции и образы, видеть красоту. Зигзаги обычно имеют развитое эстетическое чувство. Доминирующим стилем мышления Зигзага чаще всего является синтетический стиль. В отличие от Кругов, Зигзаги вовсе не заинтересованы в консенсусе и добиваются синтеза не путем уступок, а наоборот — заострением конфликта идей и построением новой концепции, в которой этот конфликт получает свое разрешение, «снимается». Причем, используя свое природное остроумие, они могут быть весьма язвительными, «открывая глаза» другим.

Зигзаги просто не могут трудиться в хорошо структурированных ситуациях. Их раздражают четкие вертикальные и горизонтальные связи, строго фиксированные обязанности и постоянные способы работы. В работе им требуется независимость от других и высокий уровень стимуляции на рабочем месте. Тогда Зигзаг «оживает» и начинает выполнять свое основное назначение — генерировать новые идеи и методы работы. Зигзаги — идеалисты, отсюда берут начало такие их черты, как непрактичность, наивность. Зигзаг — самый возбудимый из пяти фигур. Они несдержанны, очень экспрессивны, что, наряду с их эксцентричностью, часто мешает им проводить свои идеи в жизнь. К тому же они не сильны в проработке конкретных деталей и не слишком настойчивы в доведении дела до конца (так как с утратой новизны теряется и интерес к идее).

Приложение №5.

КВАДРАТ

Если вашей основной фигурой оказался квадрат, то вы — неутомимый труженик. Трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца, упорство, позволяющее добиваться завершения работы, — вот основные качества истинных Квадратов. Выносливость, терпение и методичность обычно делают Квадрата высококлассным специалистом в своей области. Этому способствует и неутолимая потребность в информации. Все сведения, которыми они располагают, систематизированы и разложены по полочкам. Квадрат способен выдать необходимую информацию моментально. Поэтому Квадраты заслуженно слывут эрудитами, по крайней мере, в своей области.

Если вы выбрали для себя квадрат — фигуру линейную, то, вероятнее всего, вы относитесь к «левополушарным» мыслителям, т. е. к тем, кто перерабатывает данные в последовательном формате: а-б-в-г. Они скорее «вычисляют результат», чем догадываются о нем. Они чрезвычайно внимательны к деталям, подробностям, любят раз и навсегда заведенный порядок. Их идеал — распланированная, предсказуемая жизнь, и им не по душе изменение привычного хода событий. Они постоянно «упорядочивают», организуют людей и вещи вокруг себя.

Все эти качества способствуют тому, что Квадраты могут стать хорошими специалистами — техниками, отличными администраторами, но редко бывают хорошими менеджерами. Чрезмерное пристрастие к деталям, потребность в уточняющей информации для принятия решений лишает Квадрата оперативности. Аккуратность, соблюдение правил и т. п. могут развиться до парализующей крайности. Кроме того, рациональность, эмоциональная сухость, консерватизм в оценках мешают Квадратам быстро устанавливать контакты с разными лицами. Квадраты неэффективно действуют в аморфной ситуации.

Приложение №6.

КРУГ

Круг — это мифологический символ гармонии. Тот, кто уверенно выбирает его, искренне заинтересован прежде всего в хороших межличностных отношениях. Высшая ценность для Круга — люди. Круг — самая доброжелательная из пяти форм. Он чаще всего служит тем «клеем», который скрепляет и рабочий коллектив, и семью, т. е. стабилизирует группу. Круги — лучшие коммуникаторы прежде всего потому, что они лучшие слушатели. Они обладают высокой чувствительностью, развитой эмпатией — способностью сопереживать. Круги великолепно «читают» людей и в одну минуту способны распознать притворщика, обманщика.

Круги «болеют» за свой коллектив и популярны среди коллег по работе. Однако они, как правило, слабые менеджеры и руководители в сфере бизнеса. Во-первых, Круги направлены скорее на людей, чем на дело. Пытаясь сохранить мир, они иногда избегают занимать «твердую» позицию и принимать непопулярные решения. Для Круга нет ничего более тяжкого, чем вступать в межличностный конфликт. Они любой ценой стремятся его избежать. Иногда — в ущерб делу. Во-вторых, Круги вообще не отличаются решительностью, часто не могут подать себя должным образом. Треугольники, как правило, легко берут над ними верх. Однако Круги не слишком беспокоятся, в чьих руках находятся власть. В одном Круги проявляют завидную твердость — если дело касается вопросов морали или нарушения справедливости. Круг — нелинейная форма, и те, кто уверенно идентифицирует себя с кругом, скорее относятся к «правополушарным» мыслителям.

«Правополушарное» мышление — более образное, интуитивное, эмоционально окрашенное, скорее интегративное, чем анализирующее. Поэтому переработка информации у Кругов осуществляется не в последовательном формате, а скорее мозаично, прорывами с пропусками отдельных звеньев. Это не означает, что Круги не в ладах с логикой. Просто формализм у них не получает приоритета в решении жизненных проблем. Главные черты в их мышлении — ориентация на субъективные факторы проблемы (ценности, оценки, чувства и т. д.) и стремление найти общее даже в противоположных точках зрения.

Можно сказать, что Круг — прирожденный психолог. Однако часто он слабый организатор — ему не хватает «левополушарных» навыков своих «линейных братьев» — Треугольника и Квадрата.

Приложение №7.

ПРЯМОУГОЛЬНИК

Эта фигура символизирует состояние перехода и изменения. Это временная форма личности, которую могут «носить» остальные четыре сравнительно устойчивые фигуры в определенные периоды жизни. Это люди, не удовлетворенные тем образом жизни, который они ведут сейчас, и поэтому занятые поисками лучшего положения. Причины «прямоугольного» состояния могут быть самыми различными, но объединяет их одно — значимость изменений для определенного человека.

Основным психическим состоянием Прямоугольников является более или менее осознаваемое состояние замешательства, запутанность в проблемах и неопределенность в отношении себя на данный момент времени. Наиболее характерные черты — непоследовательность и непредсказуемость поступков в течение переходного периода. Они имеют, как правило, низкую самооценку. Стремятся стать лучше в чем-то, ищут новые методы работы, стили жизни. Быстрые, крутые и непредсказуемые изменения в поведении Прямоугольника обычно смущают и настораживают других людей, и они сознательно могут уклоняться от контактов с «человеком без стержня».

Прямоугольникам же общение с другими людьми просто необходимо, и в этом заключается еще одна сложность переходного периода. Однако у Прямоугольника обнаруживаются и позитивные качества, привлекающие к нему окружающих: любознательность, пытливость, живой интерес ко всему происходящему и. смелость! В данный период они открыты для новых идей, ценностей, способов мышления и жизни, легко усваивают все новое. Правда, оборотной стороной этого является чрезмерная доверчивость, внушаемость. Поэтому Прямоугольниками легко манипулировать. «Прямоугольность» — всего лишь стадия. Она пройдет!

http://sch1272.mskobr.ru/novosti/v_shkole_1272_prohodit_festival_mezhrajona_nashi_obwie_vozmozhnosti___nashi_obwie_rezul_taty/

http://sch1272.mskobr.ru/main_galleries/photo/festival_nashi_obwie_vozmozhnosti___nashi_obwie_rezul_taty_2_dekabrya_2017_goda/

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Цитрусик». Мастер-класс по созданию закладки из фетра для учащихся 3 класса«Цитрусик». Мастер-класс по созданию закладки из фетра для учащихся 3 класса Лето машет нам на прощанье яркими красками воспоминаний. Сегодня в пасмурный денек мы создадим себе "апельсиновое" настроение. Мы изготовим.

Мастер-класс для педагогов «Повышение экологической компетенции педагогов» Мастер класс для педагогов по теме: Повышение экологической компетенции педагогов. Програмное содержание: Расширять и систематизировать.

Мастер-класс для педагогов «Повышение экологической компетенции педагогов» Програмное содержание: Расширять и систематизировать экологические знания педагогов. Активизировать и развивать умственную и эмоциональную.

Мастер-класс для педагогов-психологов «Разноцветные песчинки» МАДОУ Детский сад №1 г. Лысково Мастер-класс для педагогов – психологов по нетрадиционным приемам работы с песком «РАЗНОЦВЕТНЫЕ ПЕСЧИНКИ».

Мастер-класс для педагогов «Применение артикуляционной гимнастики в работе педагогов ДОУ» Мастер-класс для педагогов: Тема: «Применение артикуляционной гимнастики в работе педагогов ДОУ»Формирование правильного звукопроизношения.

Мастер-класс для педагогов и психологов «Использование элементов арт-терапии в работе ДОУ» (Слайд 1) Мастер-класс "Использование элементов арт-терапии в работе ДОУ" Брень В. А., педагог-психолог МБДОУ Уктурского сельского поселения.

Методическое объединение педагогов-психологов ДОУ Методическое объединение педагогов-психологов создаёт возможность взаимодействия психологов в профессиональной деятельности, повышает качество.

Полезные советы педагогов и психологов для развития ребенка ирина письмак Полезные советы для развития ребенка Полезные советы педагогов и психологов. I. Сегодняшний рынок изобилует разнообразием.

Тренинг для педагогов-психологов ДОУ «Коррекция синдрома профессионального выгорания среди педагогов — путь к гармонии» Цель:создать условия для профилактики синдрома эмоционального выгорания и поддержки психического здоровья. Задачи: -снижение психической.

Тренинг для педагогов-психологов «Ох уж эти сказки, ох уж эти сказочники» Педагог-тренер: Мишура Ольга Владимировна. Продолжительность мастер-класса: 30 минут. Цель тренинга: Знакомство педагогов-психологов с методом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов и психологов «Самоопределение учащихся»
Опубликовано: 15 февраля 2018 в 16:29
+74Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для педагогов и психологов «Самоопределение учащихся»» (включая файлы) размещена пользователем Пашкевич Светлана (Каптюхина) (УИ 1270790) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 16.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД