Ольга Серёгина
Мастер-класс для педагогов и родителей «Криотерапия или увлекательные игры со льдом»
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня я представляю вашему вниманию мастер – класс на тему: «Криотерапия или увлекательные игры со льдом».
Как показывает практика, в последние годы отмечается существенное увеличение количества детей, имеющих нарушения речи той или иной степени тяжести. При обследовании речи детей 4-5 лет крайне редко (15 %) встречается норма речевого развития.
Публикация «Мастер-класс для педагогов и родителей „Криотерапия или увлекательные игры со льдом“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Криотерапия для детей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2021
При наличии речевой дисфункции у ребенка наблюдается ряд сопутствующих отклонений в развитии нервно-психической, двигательной сфер.
В связи с этим актуальность использования элементов здоровьесберегающих технологий принимает глобальный характер.
В своей работе учителя-логопеды и педагог-психолог нашего учреждения используют такие здоровьесберегающие технологии как дыхательная, артикуляционная и пальчиковая гимнастика, су-джок терапия, биоэнергопластика, кинезиологические упражнения, игры с прищепками, психогимнастика и др.
Одной из наиболее современных технологий является криотерапия, используемая для развития мелкой моторики, влияющей на развитие речи. Заключается в использовании игр со льдом.
Криотерапия (от латинского «крио» - холод и «терапия» - лечение, воздействие). Проводится с целью развития тактильной чувствительности и возбуждения иннервации мышц тонкой моторики.
На начальном этапе воздействия в коже и тканях сужаются сосуды. По прошествии времени стенки сосудистого русла расширяются, что повышает местный кровоток. Увеличение кровотока способствует стимуляции мелкой моторики (если контакт льда был с руками ребенка).
Развивающаяся мелкая моторная деятельность кистей ребенка способствует стимуляции областей мозга, отвечающих за речевые функции. В речевом центре начинают образовываться новые нейронные связи, а также усиливается скорость проведения нервных импульсов. Такие процессы приводят к повышению качества произношения, совершенствованию артикуляционной моторики, и в целом к улучшению состояния самостоятельного высказывания.
У ребенка помимо речевой функции при использовании криотерапии развиваются и такие познавательные психические процессы как ощущение, восприятие, память, внимание. Криотерапия способствует не только стимуляции работы головного мозга, но и помогает снизить агрессивность детей, купировать частые смены настроения, неврастенические состояния, симптомы вегетативной дисфункции. То есть криотерапия может являться эффективным методом коррекционного воздействия как в работе учителей-логопедов, так и педагогов-психологов.
При использовании приемов криотерапии необходимо помнить и о противопоказаниях. Нельзя проводить криотерапию с детьми с эписиндромом, миопатией, длительно и часто болеющими; гипервозбудимыми детьми, при лихорадочном состоянии, повышенной температуре тела, острых респираторных заболеваниях. Противопоказана она при повышенной индивидуальной чувствительности к процедуре (непереносимость холода). Осторожно применять с гиперактивными детьми.
В классическом своем исполнении, криотерапия предполагает простые манипуляции с ледяными кубиками с постепенным увеличением времени воздействия от 5 до 60 секунд. Чтобы детей заинтересовать, а также, чтобы работая со льдом, осуществлялась обучающая функция, я применяю игры по развитию всех компонентов речи.
Мною разработаны логопедические игры, которые я сочетаю с криотерапией и использую в работе со старшими дошкольниками. Предлагаю сейчас в них поиграть.
1. Предлагаю в соответствии с нашей темой вспомнить сказки или мультфильмы, в которых присутствует снег, лед, мороз. Команды называют сказки по очереди.
2. «Слова-родственники»
У вас на столах пособия со словами (лед, снег). Предлагаю помочь Снегурочке и придумать родственные слова, положить льдинку на каждое придуманное слово. (Педагоги пишут маркерами родственные слова и кладут льдинки.)
3. «Найди ошибки художника»
Найти элементы картины, которых не бывает зимой, закрыть их льдинками.
4. Игра «Весенние ручейки» 2 комплекта
Оборудование: лист ватмана, картинки с изображением признаков разных времен года. Предлагаю с помощью голубых льдинок провести ручейки-дорожки, затем положить на мокрые дорожки все весенние картинки. Рассказать о признаках весны.
5. «Шифровка в квадрате»
На столах – пособия «Шифровка в квадрате» (4 шт.). Предлагаю найти одинаковые буквы и положить на них льдинки. Из оставшихся букв сложить слово. (лужи, март, плащ, капель). Придумать с ними предложения.
6. Сейчас в продаже много различных «Водных раскрасок». Изображение становится цветным и ярким от воздействия воды. Предлагаю намочить рисунки с помощью льдинок, придумать предложения по картинкам.
Такие разнообразные игры со льдом очень интересны детям, вызывают положительные эмоции, мотивацию к совместной деятельности. Кроме стимуляции мелкой моторики, с помощью криотерапии осуществляется активизация речевых функций. Отмечена положительная динамика в коррекционной работе. Хорошие результаты отмечены в развитии мелкой, артикуляционной моторики и по всем компонентам речевой системы.
Сейчас вашему вниманию будут представлены видеофрагменты индивидуальных логопедических занятий с использованием игр со льдом (1 фрагмент – работа над дифференциацией звуков С-Ш, 2 - артикуляционная гимнастика).
Таким образом, игры со льдом вызывают у детей радостное настроение, поднимают жизненный тонус, дают детям много эмоционально ярких впечатлений и способствуют положительной динамике в коррекционной работе.