МААМ-картинки

Мастер-класс для педагогов «Использование методов и приёмов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста»

Надежда Потапова
Мастер-класс для педагогов «Использование методов и приёмов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста»

Мастер- класс для педагогов «Использование методов и приёмов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста».

Подготовила воспитатель: Потапова Н. Г.

Цель: познакомить участников мастер – класса с методами и приёмами ТРИЗ.

Задачи:

• Познакомить педагогов с методами и приёмами ТРИЗ;

• Обучить педагогов играм, которые способствуют развитию у детей творческого стиля мышления;

Публикация «Мастер-класс для педагогов „Использование методов и приёмов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах

• Содействовать возникновению у педагогов желания использовать данные методы и приёмы ТРИЗ в своей деятельности.

Ход: Уважаемые коллеги, в своём выступлении я хотела бы познакомить вас с опытом моей работы по использованию методов и приёмов ТРИЗ в работе с детьми.

Прежде мне хотелось бы настроить Вас на нешаблонное мышление. Послушайте задачу.

В давние времена, когда человека, за денежные долги, могли отправить в тюрьму, жил купец, задолжавший большую сумму денег ростовщику. Последний — старый и уродливый — влюбился в юную дочь купца и предложил сделку: он простит долг, если купец отдаст за него свою дочь.

Отец пришел в ужас от подобного предложения. Тогда коварный ростовщик предложил бросить жребии: положить в пустую сумку два камешка, черный и белый, и пусть девушка вытащит один из них. Если она вытащит черный камень, то станет его женой, если же белый, то останется с отцом. В обоих случаях долг будет считаться погашенным. Если же девушка откажется тянуть жребий, то ее отца бросят в тюрьму, а сама она станет нищей.

Купец и его дочь согласились на это предложение. В то время, когда ростовщик наклонился за камешками для жребия, дочь купца заметила, что тот положил в сумку два черных камня. Затем он попросил девушку вытащить один из них, чтобы решить таким образом ее участь и участь ее отца.

Теперь представьте себе, что это вам надо тянуть жребий. Что бы вы стали делать, оказавшись на месте этой несчастной девушки? Или же что бы вы ей посоветовали?

Каждый из вас высказал свое предположение, но пришли вы к этому через тщательный логический анализ, что представляет собой шаблонное мышление. Но есть другой вид мышления — нешаблонный. И я предлагаю Вам с ним познакомиться.

Слайд 2. Как нам всем известно - одним из основных целевых ориентиров Федерального Государственного стандарта дошкольного образования является – Развитие творческих способностей ребёнка. Сегодня обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения.

Жизнь постоянно ставит перед нами задачи, и от их решения зависит наша судьба. Как воспитать личность, умеющую легко разрешать возникающие проблемы?

Слайд 3. Здесь на помощь педагогам приходит технология ТРИЗ – теория решения изобретательских задач.

Её придумал и разработал бакинский учёный, писатель-фантаст Генрих Саулович Альтшуллер в 50-е годы 20 века.

Изначально ТРИЗ создавалась для помощи в нахождении решений технических задач. В детские сады технология пришла в конце 80-х прошлого века и в последнее время становится очень популярной и набирает обороты. Использование ТРИЗ – это один из лучших способов развить творческую личность!

Слайд 4. Цель ТРИЗ — не просто развить фантазию детей, а научить ребёнка думать нестандартно и находить собственные решения.

Слайд 5. В рамках данной технологии ставятся такие познавательные задачи:

*развитие коммуникативных способностей (ведение дискуссий, тактичная оценка точек зрений товарищей, взаимодействие с воспитателем, умение строить аргументированное высказывание и придерживаться принципов доброжелательного отстаивания собственного мнения и пр.);

* стимулирование творческой активности при решении проблемы;

* формирование желания и готовности не сидеть и молчать, а, не стесняясь, выдавать множество мыслей на заданную тему.

Слайд 6. -Что же такое ТРИЗ для дошкольников?

ТРИЗ для дошкольников :

- это система коллективных игр, занятий, призванных не изменять основную программу, а максимально увеличить её эффективность.

Девиз тризовцев – «Можно говорить все!», «Творчество во всём!»

Самое главное — обращать внимание ребенка на интересные вещи, не пытаться все на свете объяснить и дать в готовом виде, почаще смотреть на ситуацию с разных сторон, находить хорошее в «плохом» и плохое в «хорошем», размышлять вместе, проводить опыты, но не пытаться полностью объяснить результаты — в общем, воспитывать любознательность у дошкольников во всех проявлениях.

Слайд 7. Существует около 70 различных методов и приёмов ТРИЗ : н-р, метод противоречий, метод синектики, метод фокальных объектов. У них очень серьёзные, взрослые названия, однако на практике эти методы реализуются в очень простых, доступных играх и заданиях.

Для более полного представления о приемах ТРИЗ я предлагаю вам поиграть.

Слайд 8. Начало мысли, начало интеллекта всегда там, где ребёнок видит противоречие. С помощью МЕТОДА ПРОТИВОРЕЧИЙ мы учимся с детьми видеть в любом объекте и положительные и отрицательные моменты.

Например, игру «Хорошо- плохо» можно играть уже с детьми 4-го года жизни.

Можно использовать смайлики, герои наших игр - гномы Хороша и Плоша.

Слайд 9. В эту игру лучше играть в команде. Предлагаю ситуацию «Сегодня на улице дождь. Дождь –это хорошо. Почему? Дождь – это плохо. Почему?»; «Летний день. Ярко светит солнце. Солнце – это хорошо. Почему? Солнце – это плохо. Почему?».

Обсудите это в команде и назовите положительные и отрицательные моменты.

Слайд 10. Метод МОЗГОВОГА ШТУРМА.

Мозговой штурм предполагает постановку изобретательской задачи и нахождения способов ее решения с помощью перебора ресурсов, выбор идеального решения.

Как уже было сказано, девиз тризовцев : «можно говорить всё». Выслушивать нужно каждого, давая при этом только положительную оценку «интересно», «необычно».

Главное в том, чтобы ребёнок мог сам выдвигать разные, даже самые невероятные идеи. Все идеи разбираем с детьми, что в них хорошо, а что не очень. Из всех решений выбираем самое оптимальное.

Результаты мозгового штурма можно отразить в продуктивной деятельности.

Темы могут быть самые разные.

Изобретательские задачи должны быть доступными детям по возрасту. Я использую как групповое, так и индивидуальное обсуждение разнообразных проблемных ситуаций.

Метод мозгового штурма развивает коммуникативные способности детей: умение вести спор, слышать друг друга, повышает самооценку.

Слайд 11. Например, тема «Помоги Золушке». Ставится изобретательская задача – Золушка замесила тесто. Когда надо было раскатать его, то обнаружила, что скалки нет. А мачеха велела к обеду испечь пироги. Чем Золушке раскатать тесто? Предложите варианты.

Для помощи Золушке дети предложили такие варианты:

• Надо пойти к соседям, попросить у них;

• Можно пустой бутылкой;

• Найти круглое полено, помыть его и им раскатать.

• Сходить в магазин, купить новую;

Слайд 12. Вам я предлагаю две изобретательские задачи «Пропали все пуговицы», «Надо достать из колодца ведро, но верёвки нет».

Слайд 13. МЕТОД СИНЕКТИКА. «Синектика» обозначает «объединение разнородных предметов», этот метод построен на поисках аналогий, похожестей. Используя приёмы этого метода, учу детей сравнивать, находить в предметах и явлениях общие и отличительные признаки.

Слайд 14. Игра «Теремок». Эту игру можно использовать как словесную, но, в силу психологических особенностей дошкольников, лучше использовать картинки или предметы. Игроки выбирают для себя картинку. Выбирается ведущий, он – хозяин теремка. Остальные по очереди «стучатся» к нему в гости (можно постучать по столу или просто проговаривать) и просят пустить в теремок, т. к. они чем- то похожи на основной объект.

Слайд 15. Перед вами изображение 4-х предметов. Знакомая игра «Четвёртый лишний». Но у нас «лишним» будет каждый предмет по очереди, чтобы никому не было обидно.

- Вот помидор. Он будет лишним среди банана, апельсина и яблока. Почему?

А теперь лишний – банан. Почему? (продолговатый, а остальные - круглые).

Лишний – апельсин. Почему? (его можно разделить на дольки без ножа).

Лишнее – яблоко. Почему? (яблоко хрустит, когда его откусывают).

Сравнивать можно по цвету, вкусу, весу, размеру, частям, где растёт и т. д.

Слайд 16. Очень любят дети игры-перевоплощения, в основе которых лежит приём личностной аналогии – эмпатии. В ходе игры предлагаю ребёнку представить себя в качестве какого-нибудь предмета или явления.

Н-р, представь, что ты превратился в цветок. О чём ты думаешь? Кого любишь? Кого боишься?

Игра развивает аналитические способности детей, а также его эмоциональную сферу, умение сопереживать объекту, поставить себя на место другого.

Представьте себя, что вы «Стул», а вы «Карандаши». Что они чувствуют вечером, когда дети ушли домой?

Слайд 17. Есть такая игра в ТРИЗ-педагогике «Да-Нет», она имеет множество разновидностей. Суть игры заключается в разгадке некоторой тайны. Один человек загадывает – другой или другие отгадывают. Загадать можно любой предмет, явление, ситуацию и т. д. Отгадку надо найти при помощи вопросов, ответами на которые могут быть слова «да» и «нет».

На первый взгляд все чрезвычайно просто, однако, играя в такую игру, оказывается, даже мы не всегда можем сообразить, какой вопрос существенно сузит перечень выбираемых вариантов.

Есть такой важный навык – отбрасывание лишних параметров, или сужение поля поиска. Именно этому учит игра «Да-Нет».

Играть в нее можно уже с 3 лет. Именно с этого возраста хорошо начинать формировать системное мышление у ребенка.

«Да-Нетка» на основе ориентировки в пространстве самая простая, с нее и следует начинать обучение.

Правила пространственной «Да-Нетки»

Объекты (цифры, числа, картинки, игрушки) должны быть выстроены линейно, расставлены на плоскости или распределены в объемном пространстве.

Ведущий дает задание: найти загаданный объект.

Отгадывающий игрок должен задавать вопросы по его поиску, не перечисляя названия объектов, а сужая поле поиска, отсекая часть пространства.

Переводя на простой язык, правило игры звучит: «Найди серединку, убери половинку»

Чем меньше вопросов будет задано до отгадки – тем больше игроки молодцы.

Нам надо отгадать загаданную картинку за наименьшее количество вопросов. Помня правило «найди серединку, убери половинку»,

Благодаря этой игре без напрягов и нервов можно:

* научить ориентироваться в пространстве,

* расширить словарь,

*научить задавать вопросы

Слайд 18. Цель ТРИЗ – не просто развивать фантазию ребёнка, а научить его мыслить системно, видеть мир как совокупность связанных между собой элементов.

Любой объект, предмет, природное или общественное явление можно и нужно рассматривать с детьми как единое целое, т. е. как систему.

Эта система состоит из частей, которые называются подсистемой.

В свою очередь рассматриваемый объект, или система, сама является частью чего-то более крупного, т. е. надсистемы.

Все системы существуют во времени: у них есть прошлая жизнь и будущая.

Рассмотреть объект как систему позволяет метод ТРИЗ «Системный оператор». В детском саду этот приём получил название «Волшебный экран».

Метод «Системный оператор».

С детьми знакомим в форме игры «Системный лифт», на котором можно ездить во всех направлениях: если поехать вниз – узнаешь части, из которых состоишь; поедешь вверх – узнаешь места, где можешь быть, поедешь назад – узнаешь прошлое, вперёд – будущее.

Работа с «Волшебным экраном» только на первый взгляд кажется сложной и непонятной. На самом деле она вовсе не требует какой-то специальной подготовки. Главное, чтобы системное видение было в голове у взрослого.

Н-р, используя системный оператор, мы с детьми составляли рассказ о лягушонке.

Слайд 19. В нашем случае система – это лягушонок. Жил-был лягушонок. Он был каким (маленьким, прыгучим, зелёным, большеглазым,весёлым, квакающим). Лягушонок считал себя очень красивым. Ему в себе нравилось всё. А что именно? Что есть у лягушонка? А где живёт лягушонок? (в водоёме, в пруду). А кто ещё там живёт, рядом с лягушонком? По ночам лягушонок в самых интересных снах видел своё детство. И был он тогда кем? (маленькой икринкой, потом головастиком). Лягушонку даже не верилось, что когда-нибудь он вырастет и станет каким? (большим). И его уже будут называть не лягушонком, а лягушкой.

Таким образом, используя «Волшебный экран», можно с ребёнком изучить «жизнь» любого предмета, процесса, явления. В результате дети приходят к пониманию, что всё в мире устроено системно.

Слайд 20. Игра «Паравозик времени». В этой игре формируем у детей представление объекта во времени. В зависимости от возраста увеличиваем длину цепочки. Для демонстрации можно использовать,н-р паравозик с вагонами. В окошко вагонов вставляем картинки или схематично рисуем постепенное изменение объекта во времени. Н-р, развитие бабочки.

Это могут быть картинки изображающие времена года – ветка дерева

Картинки с историей предмета – автомобиль.

Я постаралась подобрать вам игры, в которые вы можете играть с детьми. ТРИЗ дает вам и детям методы и инструменты творчества, которые осваивает человек независимо от своего возраста. Владея единым инструментом, дети и взрослые могут легче найти общий язык, понять друг друга.

Воспитывая и обучая своего ребенка, руководствуйтесь девизом: «Творчество во всём!»

Рефлексия

Перед вами дерево. Если вам понравилось и мастер-класс прошёл плодотворно, прикрепите яблоко, если чего-тот не хватило- цветок, а если вам было не интересно-листок.

Спасибо!

Публикации по теме:

Использование методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста Журавская Е. Г. (Консультация для педагогов) Арт-терапию, применяемую в работе с детьми, можно правомерно представить, как здоровьесберегающую.

Использование приёмов ТРИЗ в развитии связной речи у детей дошкольного возраста Подготовила: Кобликова В. В воспитатель МКОУ СШ №1 Обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие,.

Консультация для педагогов «Использование инновационных методов обучения рассказыванию детей дошкольного возраста» «Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними, но свяжите с картинками двадцать.

Консультация для педагогов по ТРИЗ «Метод маленьких человечков» в работе с детьми старшего дошкольного возраста Консультация для педагогов «Использование ММЧ (метод маленьких человечков) в работе с детьми. Подготовила и провела Калинина Евгения Анатольевна.

Мастер-класс для воспитателей «Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста» Мастер-класс для педагогов «Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста» Старший воспитатель Суркова С.

Мастер-класс «Использование нетрадиционной техники рисования в работе с детьми дошкольного возраста» (Опыт работы) МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЕРМАКОВСКАЯ НАЧАЛЬНАЯ.

Мастер-класс «Использование нетрадиционных способов рисования в работе с детьми старшего дошкольного возраста» «Использование нетрадиционных способов рисования в работе с детьми старшего дошкольного возраста». “Ум ребенка – на кончиках его пальцев”.

Мастер-класс по теме: «Использование сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста» Мастер-класс по теме: «Использование сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста» Подготовила: воспитатель первой квалификационной.

Мастер-класс. Сенсорный пакет для рисования «Использование нетрадиционных методов с детьми с ОВЗ» «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем.

Мастер-класс «Использование элементов дыхательной гимнастики и самомассажа в работе с детьми дошкольного возраста» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 24 «РОДНИОК» г. Вольска Саратовской области КОНСПЕКТ Мастер-класс тема:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Использование методов и приёмов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста»
Опубликовано: 4 марта 2019 в 09:45
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД