Лучший педагог года

Мастер-класс для педагогов «Пальчиковая гимнастика, как игровая форма организации образовательного процесса»

Харитонова Светлана Геннадьевна
Мастер-класс для педагогов «Пальчиковая гимнастика, как игровая форма организации образовательного процесса»

Подготовила:

Музыкальный руководитель МБДОУ №1,

Харитонова С. Г.

2018г.

«Источники творческих способностей

и дарования детей – на кончиках их пальцев». –

В. А. Сухомлинский

Цель мастер-класса :

Повышение профессиональной компетентности воспитателей по использованию пальчиковой гимнастики в работе с детьми дошкольного возраста.

Задачи:

Публикация «Мастер-класс для педагогов „Пальчиковая гимнастика, как игровая форма организации образовательного процесса“» размещена в разделах

1. Познакомить участников мастер-класса с эффективными методами использования пальчиковой гимнастики;

2. Обучить участников мастер-класса этапам разучивания пальчиковых игр, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного;

3. Закрепить умения участников мастер-класса применять полученные знания в практике.

Оборудование:

1. Прищепки;

2. Пуговицы;

3. Шнурки;

4. Цветные карандаши;

5. Массажные мячи;

6. Крышки от пластиковых бутылок;

7. Сухой бассейн с крупами.

Ход мастер класса:

Уважаемые коллеги, сегодня мы с вами являемся участниками мастер-класса на тему : «Пальчиковая гимнастика как игровая форма организации образовательного процесса».

Девиз нашего мастер-класса : Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню, дай мне сделать это, и это станет моим навсегда».

I часть.

Актуальность этой работы заключается в следующем: пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза»; имеют развивающее значение, так как наилучшим образом способствуют развитию не только мелкой моторики рук, но и речи.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания:

* застегивать и расстегивать пуговицы,

*завязывать шнурки и т. д.

Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.

Именно поэтому для развития мелкой моторики рук нами была выбрана пальчиковая гимнастика. Пальчиковая гимнастика – это нетрадиционная форма, но очень легко входящая в нашу жизнь. Психика детей устроена так, что их практически невозможно заставить выполнять какие-либо упражнения, даже самые полезные, если они ему не интересны. А вот пальчиковая гимнастика с простыми движениями и стихотворным сопровождением нравятся детям. Пальчиковая гимнастика развивает ловкость и подвижность пальцев, а массаж активных точек положительно сказывается на самочувствии в целом и улучшает работу мозга. В последнее время популярность пальчиковых игр заметно возросла. Подобные игры не новомодное увлечение современных родителей и педагогов, они существовали у разных народов в разное время, и немудрено, ведь пальчиковая гимнастика - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Благодаря пальчиковым играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредоточиться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком. Используя пальчиковые игры в работе с детьми, мы заметили, что детям они нравятся, они эмоционально реагируют на предложение поиграть пальчиками. Замкнутые детки начинают раскрываться, адаптация проходит намного легче, даже те, кто плакал, забывают про слёзы.

II часть. Работа с предложенным материалом

Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Кроме того, что игры совершенствуют ловкость, они улучшают память, речь и вырабатывают усидчивость, пробуждают фантазию ребенка.

Существуют следующие виды пальчиковых игр :

-Пальчиковые игры с предметами;

-Активные игры со стихотворным сопровождением;

-Игры- манипуляции;

-Пальчиковые игры на основе сказок;

-Пальчиковые игры с элементами само массажа;

Выполняя упражнение, сначала объясните, как выполняется то, или иное упражнение, покажите позу пальцев и кисти. Пальчиковые игры необходимо предлагать детям от простого к сложному. Постепенно от показа отказываются, остаются только словесные указания. Только если ребенок действует неправильно, надо снова показать ему верную позу. Сначала все упражнения выполняются медленно. Если ребенок не может самостоятельно принять позу и выполнить требуемое движение, надо взять его руку в свою и действовать вместе с ним. Можно научить в случае необходимости ребенка самого поддерживать одну руку другой или помогать свободной рукой действиям работающей. Всегда начинать пальчиковые игры надо с разминки пальцев : сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки с пищалками.

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ С ПРЕДМЕТАМИ

Первый вид - пальчиковые игры с предметами. Они развивают мышление, повышают эластичность мышц, вызывают положительные эмоции и стойкий интерес к деятельности. В качестве предметов можно использовать массажные мячи, карандаши, прищепки.

Игры с прищепками

Цель: развить силу руки, соотносящейся с движением.

Научиться пользоваться прищепками в играх не очень просто. Поэтому, нужно идти небольшими шагами в определенной последовательности. Сначала прикрепить прищепки на край игрушечного ведерка или коробочки. Научить детей снимать их, нажимая одновременно двумя пальцами за кончик прищепки. Открепить легче, чем прикрепить. Поэтому начинать нужно с таких упражнений. Затем покажите, как прищепка открывает свой «ротик». Скажите, что нужно нажать на прищепку, что бы она открыла свой «ротик». Можно назвать прищепку крокодильчиком.

«Наша мамочка устала»

Педагог показывает детям прищепки, рассказывает об их предназначении в быту, предлагает малышам рассмотреть их и поиграть с ними.

Показать каждому малышу, как тремя пальчиками прищепить прищепку к краю коробки. Держать прищепку следует вертикально. Действие сопровождается словами:

Наша мамочка устала,

Всю одежду постирала.

Милой маме помогу,

Все прищепки соберу.

Так же можно поиграть с ребятишками в следующие игры с прищепками:

- иголки для ежика;

- солнышко;

- красивое дерево;

- рыбки и т. п.

Игры с пуговицами

Цель: развить мелкую моторику и точность движений сенсорного развития, воображения.

• Сортировка пуговиц (по цвету, размеру, количеству отверстий).

• Раскладываем пуговицы в ячейки (коробка из под конфет).

Цель: Развитие тактильного восприятия, концентрации внимания, усидчивости.

• Расселяем пуговки в соответствующий домик (по цвету и размеру).

• Поезд из пуговиц (застегивание и расстегивание пуговиц).

Игры с пластилином

К пальчиковым играм можно так же отнести игры с пластилином.

Пластилин дает уникальную возможность проводить интересные игры для общего развития.

«Грибок»

Пластилин мы в руки взяли,

Много шариков скатали,

Прилепили на листок,

Получился тут грибок.

Игры со шнуровками

Игры со шнуровками развивают сенсорную координацию, мелкую моторику рук; развивает пространственное ориентирование, способствующее пониманию вверх-вниз, вправо-влево. Развивается глазомер, внимание. Происходит укрепление пальцев и всей кисти руки, а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становления речи.

Надо сделать из картона, например, цветок, елочку, ежика, грузовик и т. п. Вырезать более мелкие детали, которые можно к ним прошнуровать. Например, бабочку, которая сядет на цветок. Сделать отверстия для шнурования.

Можно так же нанизывать на шнурок бусины, или макаронины.

Игры со стихотворным сопровождением

Следующий вид – активные игры со стихотворным сопровождением. Дети очень любят именно этот вид игр - он побуждает детей к творчеству, в стихотворной форме игра запоминается быстрее. Дети могут проговаривать и выполнять движение пальчиками как в свободное время, так и на прогулке.

«Тетери»

Как на нашем на лугу, Пальцы широко раставленны, легкие движения вверх-вниз кистями рук

Стоит чашка творогу, Соединяем руки перед собой, сделав круг

Прилетели две тетери, Помахали кистями рук, как крыльями

Поклевали-улетели. Соединить большой и указательный палец обеих рук, имитируя клюв. Снова помахать кистями рук, как крыльями

Игры манипуляции

Такие игры ребенок может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение : в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ. («Ладушки-ладушки», «Сорока-белобока» – указательным пальцем осуществляют круговые движения, «Пальчик-мальчик, где ты был?», «Мы делили апельсин», «Этот пальчик хочет спать», «Этот пальчик – бабушка» и т. п.)

«Этот пальчик – бабушка»

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Это пальчик – я,

Вот и вся моя семья!

Загибаем и разгибаем пальчики попеременно на правой и левой руке, сопровождая движения словами.

Игры на основе сказок

Такие комплексы пальчиковых игр позволяют повысить общий тонус, развивают внимание и память, снимают психоэмоциональное напряжение. В работе с детьми можно использовать готовый пальчиковый театр, также пальчиковый театр в виде маленьких вязаных колпачков, что придает двойной эффект – массаж фаланг пальцев руки, также можно нарисовать героев сказок на подушечках пальцев и с удовольствием проиграть сказку с детьми.

Игры на основе самомассажа

Также при развитии мелкой моторики очень эффективны пальчиковые игры с элементами самомассажа. В данных играх используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание – такие движения выполняются от периферии к центру.

Материал, рекомендуемый для самомассажа:

- мячики;

- карандаши;

- горох;

- шишки;

- любая крупа.

Игры с мячиками

«Мяч»

Я мячом круги катаю,

Взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

Пальчиковые игры с карандашами.

Научить детей самомассажу рук не сложно с помощью граненных карандашей. Ребенок массирует запястья, кисти рук и пальцы, ладони, тыльную поверхность ладоней, межпальцевые зоны. Такой массаж и игры с карандашами будут стимулировать речевое развитие малыша, способствовать овладению тонкими движениями пальцев, улучшать кровоснабжению пальцев рук.

«Ладошки»

- Нарисую я ладошку,

Отдохну потом немножко.

Обрисовываем концом карандаша ладони, лежащие на столе, массируя карандашом межпальцевые зоны.

«Качалочки»

- Карандаш не отдыхает,

Между пальцами гуляет.

Прокатываем карандаш между пальчиками, стараясь его не уронить.

Игры с использованием прищепок

«Котенок кусака»

Кусается больно котенок-малыш,

Он думает это не палец, а мышь,

Но я же играю с тобою, глупышь,

А будешь кусаться – скажу тебе «кышь»!

Поочередно «кусать» прищепкой ногтевые фаланги от указательного к мизинцу и обратно. После первого двустишия – смена рук.

Пальчиковый бассейн

Пальчиковые бассейны представляет собой открытые резервуары, заполненные различными наполнителями (мелкими камушками, стеклянными шариками, горохом, фасолью, крупой и т. п.).

Их основное назначение – механическое воздействие на нервные окончания, расположенные на кончиках пальцев.

От размера частиц наполнителя зависит площадь воздействия на нервные окончания пальцев рук, а так же интенсивность такого воздействия. Поэтому выбор наполнителя не должен быть случайным. Пальчиковый бассейн заполняется вначале более крупными предметами, а потом более мелкими. Высота бортика должна быть не менее 12-15 см, что бы ребенок мог погрузить в бассейн не только фаланги пальцев, но и ладони.

Пальчиковый бассейн используется для выполнения различных заданий («Найди спрятанный предмет», «Найди фигуру по образцу», «Найди фигуру и назови ее» и т. п.). Выбор задания зависит от вашей фантазии.

Наполнители бассейна должны отвечать гигиеническим требованиям и регулярно дезинфицироваться.

Игры в пальчиковом бассейне рекомендуется проводить ежедневно по 3-5 минут.

«Горох и фасоль»

В пластмассовое ведерко (обрезанная пятилитровая бутылк). Насыпаем горох и фасоль, на дно мелкие игрушки.

В ведро насыпали горох и пальцы запустили,

Устроив там переполох, чтоб пальцы не грустили,

В ведре не соль, совсем не соль, а разноцветная фасоль.

На дне игрушки для детей,

Мы их достанем без затей.

«Черепаха»

Насыпаем в коробку или тарелку пробки.

Шла купаться черепаха,

И кусала всех от страха. Дети ходят пальцами по поверхности

Кусь! Кусь! Кусь! Кусь!

Ни кого я не боюсь! Выполняют хватательные двыижения пальцами

Публикации по теме:

Системно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса в ДОУ в условиях ФГОС .

Консультация для педагогов «Мастер-класс как форма повышения квалификации педагогов ДОУ» Цель: повышение компетенций педагогов в условиях использования в своей работе мастер-класса. Задачи: 1. Уточнить знания педагогов о назначении,.

Квест-игра как форма организации образовательного процесса ДОУ в группах с нарушением речи В современном дошкольном образовании востребован педагог, способный успешно реализовывать государственную образовательную политику, заданную.

Мастер-класс для педагогов «Сказки-шумелки как инновационная форма работы с музыкально-ритмическими играми» Одной из самых увлекательных форм работы с музыкально – ритмическими играми для ребенка является рассказывание сказок-шумелок. Сказка-шумелка.

Мастер-класс для педагогов «Поиграем вместе». Пальчиковая гимнастика Мастер-класс для педагогов «Поиграем вместе» (пальчиковая гимнастика) Цель мастер-класса: Повышение профессиональной компетентности родителей.

Мастер-класс «Квест-игра как форма организации образовательной деятельности дошкольников»Мастер-класс «Квест-игра как форма организации образовательной деятельности дошкольников» Мастер-класс проводимый в рамках конкурса «Воспитатель года 2018» Сегодня я хочу поделиться с вами замечательной идеей, как сделать образовательный.

Мастер-класс для педагогов «Импровизация в игре как форма развития детской инициативы и самостоятельности» Добрый день уважаемые участники мастер-класса! Улыбнитесь друг другу! Улыбнитесь соседу слева, улыбнитесь соседу справа. И пусть ваши.

Музыкальное занятие как основная форма организации процесса музыкального обучения дошкольников Департамент образования города Москвы Государственное бюджетное образовательное учреждение Инженерно- техническая школа имени дважды Героя.

Проект «Квест-игра как одна из форм организации образовательного процесса в подготовительной к школе группе» Уважаемые коллеги! Сегодня я хочу представить вашему вниманию опыт работы по проекту «Квест-игра как одна из форм организации образовательного.

Презентация «Системно-деятельностный подход в ДОО как основа организации образовательного процесса в условиях ФГОС» В основу ФГОС ДО  заложен системно-деятельностный подход, который  базируется на обеспечении соответствия образовательной деятельности возрасту.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Пальчиковая гимнастика, как игровая форма организации образовательного процесса»
Опубликовано: 14 декабря 2018 в 16:11
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД