Мастер-класс для педагогов «Импровизация в игре как форма развития детской инициативы и самостоятельности»

Ольга Малахова
Мастер-класс для педагогов «Импровизация в игре как форма развития детской инициативы и самостоятельности»

Добрый день уважаемые участники мастер-класса!

Улыбнитесь друг другу! Улыбнитесь соседу слева, улыбнитесь соседу справа. И пусть ваши улыбки подарят всем хорошее настроение. А когда настроение хорошее, всё складывается и получается.

В каждом из нас живет играющий, непосредственный и безумно любознательный ребенок. Каждый из нас – прирожденный импровизатор.

Но взрослея, мы теряем способность к спонтанности и начинаем жить строго по правилам. Сегодня мы попробуем учиться опираться на самого себя, на реальные чувства, на реальное отношение к происходящему. Вы будете присутствовать в моменте «Здесь и сейчас».

Вам придется столкнуться с максимальным количеством нестандартных ситуаций. И я надеюсь, что наша сегодняшняя встреча окажется успешной.

Сегодня мы с вами вместе постараемся понять влияние импровизации в игре и продуктивной деятельности, на развитие детской инициативы и самостоятельности.

Тема моего мастер – класса: «Импровизация в игре, как форма развития детской инициативы и самостоятельности». Актуальность данной темы заключается в следующем:

Готовить сегодня ребенка к жизни — это значит, прежде всего, развивать у него потребность в творчестве, в совершенствовании и реализации в общественно полезных делах всех своих дарований и способностей. К сожалению, в современном мире, все чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей, имеющих трудности в области общения, ведения диалога, как с взрослыми, так и со сверстниками.

Проблема развития детской инициативы остается одной из актуальных тем, так как избавиться от стереотипного мышления и поведения поможет импровизация в игре, как один из эффективных методов развития детской инициативы и самостоятельности в различных видах деятельности.

Цель: Расширение кругозора участников мастер – класса и ознакомление с импровизацией в игре, как одним из эффективных методов развития детской инициативы и самостоятельности.

Задачи:

• Познакомить педагогов с понятием «игра-импровизация»;

• Познакомить с видами игр – импровизаций;

• Создать условия для взаимодействия участников мастер-класс между собой при проведении практических заданий.

• Сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование импровизации в игре в практической деятельности.

Ознакомьтесь с основными этапами мастер-класса:

теоретический, практический, заключительный.

I.Теоретический этап (5 мин)

Импровизация — это действие, не осознанное и не подготовленное заранее, экспромт. Игры - импровизации направлены на развитие воображения у детей. Воображение - это психический процесс, заключающийся в создании образов и ситуаций, никогда в целом непосредственно не воспринимавшихся. Он выводит человека на практическую и творческую предприимчивость. В импровизации заложен механизм имитационного поведения, что очень важно для детей.

Воспитательные возможности импровизаций в игре усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворять разносторонние интересы детей. Дети – актёры от природы. Они сами сочиняют роли, сами драматургически обрабатывают материал жизни. Как писал К. С. Станиславский, детское «как будто бы» куда сильнее нашего магического «если бы». С помощью детского «как будто бы» дети прощаются со своими комплексами и неуверенностью, приобретают навыки жизненного общения.

Импровизация в игре универсальна – ее можно использовать в совместной деятельности с детьми, в любых режимных моментах и на занятиях. Она имеет коллективный характер, что создаёт благоприятные условия для развития чувства партнёрства и освоения способов позитивного взаимодействия. Она помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость, также позволяет каждому ребенку проявить собственную активность, полностью раскрыть скрытые эмоциональные возможности, раскрепостить движения. Дети становятся не зажаты, выразительны и эмоциональны. Полученные знания, умения и навыки они могут применить в любом другом виде деятельности. Наконец, импровизация в игре является средством самовыражения и самореализации ребёнка.

Для работы с детьми, я поставила перед собой цель: развитие творческих способностей детей посредством игр - импровизаций.

Для реализации цели я определила ряд задач:

•Побуждать детей к импровизации с использованием доступных каждому ребенку средств выразительности.

•Накапливать и обогащать эмоциональный опыт в процессе восприятия ребенком объектов и явлений окружающей действительности.

•Совершенствовать у детей умение интерпретировать эмоциональные состояния: весёлый, грустный, злой, удивленный и др.

•Создать условия для проявления инициативы в импровизации и продуктивной деятельности.

•Развитие общения и взаимодействие ребёнка со взрослыми и сверстниками (организация совместных игр-импровизаций с участием детей, родителей, сотрудников).

Для правильной организации игр - импровизаций учитываю следующие принципы:

1. Содержательность занятий, разнообразие тематики и методов работы.

2. Ежедневное включение игр-импровизаций во все виды организации образовательной деятельности, что делает их такими же необходимыми, как дидактические и сюжетно-ролевые игры.

3. Максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр.

4. Сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми.

5. Подготовленность и заинтересованность воспитателей.

6. Подбор игр и упражнений, сочетающих в себе импровизацию в движениях, в мимике, в интонационной речи, в пластике, в музыкально-двигательной импровизации.

В игре-импровизации используются такие формы организации:

- Совместная игровая деятельность взрослых и детей

- Самостоятельная детская деятельность в игре-импровизации

- Игры-импровизации на праздниках, развлечениях

- Мини-игры импровизации в ООД

Приемы развития игр-импровизаций:

1. Чистоговорки, стихи, потешки, попевки и прибаутки

2. Беседа

3. Постановка вопроса

4. Импровизация диалога в стихах

5. Упражнения на развитие дикции.

Классификация игр - импровизаций:

Мимические импровизации представляют воспроизведение ребёнком того или иного настроения при активной работе лицевых мышц. Условием включения детей в мимические импровизации является их умение ориентироваться в различных эмоциональных состояниях, умение регулировать и управлять ими. К играм, которые учат детей различать эмоциональные состояния и управлять ими, относятся следующие: «Кубик настроения», «Наши настроения», «Эмоциональная угадайка», «Весело-грустно», «Дружные настроения», «Чудо-голова» и «Говорящее лицо».

Пластические импровизации - это совокупность выразительных движений тела человека, охватывающая те изменения в походке, осанке и жестах, которые передают его психическое состояние, переживания, отношения к тем или иным явлениям. Большое значение в пластических импровизациях имеют жесты (особенно, движения рук, осанка, поза, походка. Среди них: «Волшебные руки», «Заколдованные шаги», «Что мы делаем?», «Кто я есть?».

Музыкально-двигательные являются особой формой организации деятельности детей, основанной на фантазировании посредством выразительных движений под музыку. В основе музыкально - двигательных импровизаций лежат музыкальные образы, которые необходимо воплотить в мимике и пластике. Среди них игры: «Семечко», «Волшебное гнёздышко», «Музыкальный портрет», «Киндер-сюрприз».

Интонационно-речевые развивают умение сопереживать, адекватно реагировать на эмоциональное состояние другого человека, и выразительную сторону речи. Они предполагают передачу голосом эмоциональных переживаний героя (грусть, радость, тревога и т. д.) и различного рода интонаций (требование, вопрос, жалоба и т. д.). К ним относятся игры: «Перепревращения», «Театр слова».

Темброво-имитационные представляют собой озвучивание стихотворных и сценических образов на детских музыкальных инструментах. Импровизация заключается в разнообразных звуковых имитациях образов (ветер, ручей, гроза, снег и т. д.). При этом дети свободны в выборе инструментов (ориентируясь на их тембры) и средств музыкальной выразительности (темп, динамика, регистр, ритм, приёмы игры и т. д.). Темброво-имитационные импровизации получили название «Театр музыкального звука».

В результате игр - импровизаций дети научились взаимодействию друг с другом в роли игровых партнеров. В процессе игры – импровизации обогатился эмоциональный опыт. Дети более открыто стали проявлять инициативу в импровизации и продуктивной деятельности.

Уважаемые коллеги, вы прослушали теоретическую часть м. кл.

Я представлю вашему вниманию игры-импровизации и упражнения, которые можно будет включать во все виды деятельности. Такие включения могут заранее планироваться или импровизироваться.

II.Основной этап (практическая часть)

Для того, чтобы вы включились в работу, я начну с упражнения – «Вопрос-ответ». Для проведения этого упражнения, я прошу выйти 5 человек. Предлагаю вам оказаться в роли детей и немного поиграть.

Содержание Комментарии

1. Дидактическое упражнение «Вопрос-ответ» (2 мин)

1. Зачем ты вешаешь шторы?

2. Зачем ты рисуешь квадратики?

3. Для чего ты собираешь яблоки?

4. Зачем ты занимаешься актерским мастерством?

5. Для чего ты фотографируешь слона?

6. Зачем ты смотришь телевизор?

7. Какое у тебя настроение?

8. Для чего ты варишь кашу?

9. Что ты ждешь от сегодняшнего дня?

10. Зачем ты катаешься на лыжах? Упражнение используется для психологической настройки на работу, на сплочение группы.

Участники встают в круг, водящий бросает мяч участнику, задавая вопрос, на который тот должен ответить тем, что первое пришло ему в голову.

Замечательно, продолжим импровизировать. Следующая игра – речевая импровизация. Предлагаю упражнение на развитие дикции. Повторяйте за мной все вместе четко, дружно и громко. Приготовились! Начали!

2. Дидактическое упражнение (2 мин)

Ну-ка повторяйте: да-да-да

И не отставайте: да-да-да

Надо обязательно делать все внимательно, повторять старательно: да-да-да

Ну-ка повторяйте: ла-ла-ла.

И не отставайте: ла-ла-ла.

Надо обязательно делать все внимательно, повторять старательно: ла-ла-ла

Ну-ка повторяйте: ба-ба-ба.

И не отставайте: ба-ба-ба.

Надо обязательно делать все внимательно, повторять старательно: ба-ба-ба. Упражнение используется для развития дикции, правильного произношения звуков, развития интонационной выразительности речи

Следующая игра называется «Театральная разминка»

3. Игра «Театральная разминка» (3 мин)

Раз, два, три, четыре, пять

Вы хотите поиграть?

Называется игра

«Разминка театральная».

Сказки любите читать?

Артистами хотите стать?

Тогда скажите мне, друзья,

Как можно изменить себя?

Чтоб быть похожим на лису?

Или на волка, иль на козу,

Или на принца, на Ягу,

Иль на лягушку, что в пруду?

А без костюма можно, дети,

Превратиться, скажем, в ветер,

Или в дождик, иль в грозу,

Или в бабочку, осу?

Что ж поможет здесь, друзья?

Жесты и, конечно, мимика.

Что такое мимика, друзья? (Выражение лица.)

Верно, ну, а жесты? (Это движения)

Бывает, без сомнения,

разное настроение,

Его я буду называть,

Попробуйте его показать.

грусть, радость, спокойствие, удивление, горе, страх, восторг, ужас.)

А теперь пора пришла

Общаться жестами, да-да!

Я вам слово говорю,

В ответ от вас я жестов жду.

(«иди сюда», «уходи», «здравствуйте», «до свидания», «тихо», «не балуй», «погоди у меня», «нельзя», «отстань», «думаю», «понял», «нет», «да»).

Подошла к концу разминка.

Постарались все сейчас

И за это благодарю я вас! Игра учит распознавать эмоции по интонации и изображать их, используя мимику, жесты, движения, голос. Способствует обогащению эмоциональной сферы.

Спасибо! Уважаемые коллеги! Ваши эмоции меня потрясли.

В следующей игре участвуют все присутствующие,

попрошу всех встать.

4. Игра «Как живешь?» (2 мин)

Условия игры: Я буду задавать вопросы, а вы быстро будете отвечать на них: «Вот так!», сопровождая ответы жестами. Делаем все четко и быстро:

-Как живешь? - Вот так!

-Как плывёшь? - Вот так!

-Как бежишь? - Вот так!

-Вдаль глядишь? - Вот так!

-Ждёшь обед? - Вот так!

-Машешь вслед? - Вот так!

-Утром спишь? - Вот так!

-А шалишь? - Вот так! Игра развивает быстроту реакции, координацию движений и умение владеть жестами.

Спасибо! Уважаемые коллеги! Я очень довольна вашими успехами. Следующая игра у нас будет проходить с бусами.

5. Игры с бусами:

Упражнение «Бусы и шкатулочка» (2 мин)

Жили-были бусы в шкатулочке. (ладошки обоих рук складываются).

Шкатулочка была закрыта, её можно было потрясти и услышать, как бусы звенят. (потрясти сжатыми ладошками, поднести к уху и послушать, как звучат бусы).

Шкатулочка открывается, бусы появляются.

Бусы, бусы, покажитесь, Красотою похвалитесь! (Двумя пальцами медленно поднять бусы вверх.)

А теперь опять сложитесь и тихонько спать ложитесь. (Медленно и аккуратно сложить в ладонь, а другой прикрыть сверху.)

6. Упражнение «Узоры» (2 мин)

Жили-были бусы. Однажды они лежали на полке. Лежали и скучали.

(бусы лежат на ладони).

Но вот нечаянно их кто-то уронил

(бусы бросить на пол).

Бусы упали на пол и совсем загрустили… В это время к ним кто-то подошёл и ласково сказал: «Ах, какой прекрасный узор получился! Похож на цветок или морское животное!». Бусы обрадовались, что они стали такими необычными.

Мы с вами тоже посмотрим, в какие узоры превратились наши бусы. На что похоже? На цветок (Как называется твой цветок? Где растет? Как пахнет) Это упражнение на развитие мелкой моторики, внимания, памяти, воображения и фантазии. (Для этих игр потребуются бусы разной расцветки, желательно длинные.)

Спасибо! Уважаемые коллеги! Я очень довольна вашими успехами.

Следующая игра называется «Эмоции»

7. Дидактическая игра «Эмоции» (3 мин)

Условия игры: По кругу участники один за другим вытягивают карточки и изображают эмоции: удивления, скромности, спокойствия, хитрости, злости, удовольствия, веселья, страха, волнения, застенчивости, усталости, скуки, печали, грусти, обиды, безразличия, любопытства. Рассказывают короткие рассказы из жизни, когда им пришлось испытать данные эмоции. Игра знакомит детей с различными проявлениями эмоций людей, развивает умение выражать собственные эмоции. Данное пособие рассчитано на детей от 3-7 лет.

Благодарю всех за активное участие!

Главная задача педагога не заставить и приучить, а помочь ребенку научится быть активней и смелей в познавательной деятельности и в повседневном общении со сверстниками. Один восточный мудрец сказал: «Ребёнок – это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь».

Этой мудростью и следует руководствоваться при воспитании ребенка. Нужно помнить, что у каждого ребенка свои задатки и свой предельный уровень способностей. Для одного ребенка максимальным будет нарисовать радугу, а для другого – целую картину вокруг нее.

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки,

музыки, рисунка, фантазии, творчества»

Василий Сухомлинский

III.Заключительная часть

С целью определения эффективности проведенного мною мастер-класса, возьмите, пожалуйста, по две маски. Белая маска будет означать ваш положительный ответ, а черная - отрицательный.

Мне очень приятно, что мой мастер-класс вам понравился!

Благодарю всех за участие!

Уважаемые коллеги, я показала лишь малую часть видов игр-импровизаций, надеюсь вам было интересно, и в дальнейшем вы будете применять представленный опыт в своей деятельности.

Публикации по теме:

Создание условий для развития детской инициативы и самостоятельности в младшей разновозрастной группе Развитие самостоятельности и активности необходимо решать уже в работе с детьми дошкольного возраста. Именно в этот период ребенок в своих.

Консультация для воспитателей «Развитие детской самостоятельности и инициативы» Развитие детской самостоятельности и инициативы Одной из задач дошкольного образования, заданная Федеральным государственным образовательным.

Консультация для родителей «Роль метода проектов в развитии детской инициативы и самостоятельности» Консультация для родителей «Роль метода проектов в развитии детской инициативы и самостоятельности» «Посеешь заботу – пожнёшь инициативу».

Мастер-класс для педагогов «Лэпбук как средство поддержки детской инициативы» Мастер-класс для педагогов «Лэпбук, как средство поддержки детской инициативы» Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов.

Мастер-класс «Применение шумовых игрушек для развития речи, инициативы и самостоятельности детей с ТНР» Мастер класс «Применение шумовых игрушек для развития речи, инициативы и самостоятельности у детей с ТНР» Подготовили: Безносова А. В. ,.

О культурных практиках как средстве развития детской индивидуальности и самостоятельности Под культурными практиками мы понимаем разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности,.

Организация образовательного квеста в ДОО как средство развития детской самостоятельности и инициативы Организация образовательного квеста в ДОО. В настоящее время в отрасли «Образование» происходят существенные изменения. Это обусловлено,.

Презентация проекта «Развитие самостоятельности и инициативы дошкольников в сюжетно-ролевой игре» Актуальность: Дошкольное детство – самый важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей.

Развитие самостоятельности и детской инициативы в сквозных механизмах развития ребенка Идеология современного дошкольного образования, заданная Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования,.

Способы поддержки детской инициативы и самостоятельности на музыкальных занятиях Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №6 Комбинированного вида» города Пикалево проект «Способы.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Импровизация в игре как форма развития детской инициативы и самостоятельности»
Опубликовано: 6 мая 2018 в 09:05
+26Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
15 октября. День даров Фрёбеля на МААМ

Немецкий дошкольный педагог XIX века Фридрих Фрёбель придумал сам термин «детский сад». Это название стало частью его мировоззрения: что ребёнок похож на цветок, который надо заботливо выращивать,...

15 октября. Всемирный день мытья рук

В 2008 году прошло первое «мировое мытье рук». В этой акции участвовало 120 миллионов детей из 70 стран мира. Взрослые рассказывали малышам, зачем нужно мыть руки с мылом, а дети под их наблюдением...

Конспект занятия по лепке с детьми подготовительной группы «Девочка играет в мяч»
Интеграция ОО: " Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие", Речевое развитие", Художественно-эстетическое развитие". Задачи:...
Фотоотчёт «Экскурсия в сбербанк»
Фотоотчёт "Экскурсия в сбербанк" Чтоб надёжно капитал свой сохранить, Нужно в банк его скорей вложить. Там его не только сберегут, Но и все проценты...
Фотоотчёт о проведении ОД «Наша клумба» в подготовительной группе детей с ЗПР
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Радуга» г. Данков Фотоотчёт о проведении ОД по...