Папки-передвижки

Презентация проекта «Развитие самостоятельности и инициативы дошкольников в сюжетно-ролевой игре»

Светлана Кобозева -Салмина
Презентация проекта «Развитие самостоятельности и инициативы дошкольников в сюжетно-ролевой игре»

Актуальность:

Дошкольное детство – самый важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинают формироваться определенные отношения к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.

Жизнь ребенка 21 века очень сильно изменилась и тесно связана с возможностями родителей. Он быстрее, чем взрослый, успевает освоить мобильный телефон и компьютер, телевизор и магнитофон. Он слушает и смотрит с родителями одни и те же песни и телепередачи; ходит вместе с семьей в кафе и рестораны, выезжает за границу на отдых, путешествует; ориентируется в марках автомобилей, и в рекламе. Он многим интересуется и о многом рассуждает. В то же время ребенок по-прежнему ориентирован на самоценные, детские виды деятельности. Он любит сочинять, рассуждать, фантазировать, радоваться и обязательно играть.

Публикация «Презентация проекта „Развитие самостоятельности и инициативы дошкольников в сюжетно-ролевой игре“» размещена в разделах

Согласно ФГОС ДО – основная образовательная программа в дошкольной образовательной организации направлена на «создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками, и соответствующим возрасту видам деятельности» (ФГОС ДО, п 2.4.). Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие - предоставляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения. Для старшего дошкольного возраста характерна потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых. Поэтому одним из требований к условиям реализации общеобразовательной программы дошкольного образования является поддержка индивидуальности и инициативы детей через :

• создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

• создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

• не директивную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.)

Не директивная модель поведения взаимодействия присуща педагогам с демократическим стилем общения. Считается наиболее эффективной и оптимальной моделью взаимодействия. Для не директивной модели взаимодействия присущи:

• глубокий контакт с воспитанниками;

• проявление уважения и доверия к ним;

• стремление наладить эмоциональный контакт с ребенком;

• отсутствие подавления ребёнка строгостью и наказанием;

• преобладание положительных оценок в общении с детьми.

Не директивная модель взаимодействия педагога с воспитанниками обеспечивает:

• дружественное взаимопонимание между педагогом и воспитанником;

• вызывает у детей положительные эмоции, уверенность в себе;

• дает понимание ценности сотрудничества в совместной деятельности

Инициативность проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития. Инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребенка, но особенно творческой. Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям. В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью.

Инициативного ребенка отличает содержательность интересов.

Особого внимания заслуживает такое понятие как «творческая инициатива». Под творческой инициативой следует понимать включенность ребёнка в сюжетную игру, как основную деятельность дошкольника.

Что же такое самостоятельность? Самостоятельность - качество личности, своеобразная форма ее активности, отражающая актуальный уровень развития ребенка. Она обеспечивает самостоятельные, без посторонней помощи взрослого, постановку и решение разного рода жизненных задач, возникающих перед ребенком в повседневном его поведении и деятельности.

Для создания творческих ситуаций в игровой деятельности в старшем возрасте создана предметно - игровая среда, в которой каждый ребенок может заниматься любимым делом.

Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребёнок берёт на себя роль взрослого и выполняет её в созданной им самим игровой обстановке.

Но самое главное – в игре ребёнок воплощает свой взгляд, свои представления, своё отношение к тому событию, которое разыгрывает.

Правила поведения обязательные при проведении сюжетно-ролевой игры, воспитывают у детей умение контролировать своё поведение, ограничивать импульсивность, договариваться с партнёрами, способствуя формированию характера.

Таким образом, сюжетно-ролевая игра, как никакая другая деятельность, предоставляет дошкольникам возможность в полной мере проявить самостоятельность, инициативу и творчество. Самостоятельность в игре не возникает самопроизвольно, это результат длительной, продуманной и кропотливой работы.

Цель проекта : развитие инициативы и самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.

Задачи проекта :

- обогащение игрового опыта по развитию и усложнению игрового сюжета, по организации предметного пространства собственной игры через совместные с воспитателем игры подгруппами;

- создание условий и поддержка самодеятельной игры детей, приобщение детей к разным видам игр;

- формирование представлений детей о таких гуманных качествах как доброжелательность и взаимопомощь;

- формирование и педагогическая поддержка детского коллектива как играющего детского сообщества, поддержка самостоятельности и инициативности при выборе и реализации детьми игр разных видов;

- поддержка перехода к играм-диалогам, играм - фантазированиям, играм в самодельной предметной среде;

- формирование умение изменять свое ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, умение менять игровую роль и обозначать свою новую роль для партнеров в процессе развертывания игры;

- побуждать детей к совместным действиям, направленным на поддержку сверстника;

- формирование ориентации группы детей, объединенных совместной деятельностью, на детей, не принимающих участие в ней, но проявляющих к ней интерес.

Проблема: "уход" сюжетно-ролевой игры из жизни наших детей.

Обоснование проблемы:

1. Игровая культура детей, как основное условие развития личности ребенка, искажена.

2. Дети не могут принять решения в игровых ситуациях, выстроить диалог со сверстниками, не могут сконцентрироваться на каком-либо занятии, рассеянны, не проявляют интереса к ролевым играм

3. Дети говорят много, но плохо.

4. Резко снижены воображение, творческая активность.

Вид проекта : практико-ориентированный

Участники проекта : дети группы (5-7лет, воспитатели, родители воспитанников.

Участие педагогов в проекте :

- воспитатели участвуют в обсуждении плана проекта;

-создают условия в группах для проведения сюжетно-ролевых игр, пополняют предметно-развивающую среду (атрибуты к играм, игровые центры);

-взаимодействуют с родителями в создании сюжетно-ролевых игр;

-проводят мероприятия с детьми (беседы, создание и обыгрывание проблемных ситуаций, обыгрывание сюжетных ситуаций).

Деятельность детей:

-активно участвуют в проводимых играх;

-совместно с родителями и педагогами готовят атрибуты к играм;

-обыгрывают сюжетные ситуации, после прослушивания художественных произведений, просмотра сюжетных картинок;

-расширяют кругозор и общение через игры.

Участие родителей в проекте :

- совместно с детьми и педагогами готовят атрибуты к играм;

- взаимодействуют с педагогами в создании сюжетно-ролевых игр;

- участвуют в проведении мероприятий с детьми.

Срок реализации проекта : сентябрь 2017 г. – май 2019 г.

Ожидаемые результаты:

- расширение представлений детей о многообразии способов использования игрушек, предметов-заместителей и игровых действий;

-формирование навыков самостоятельной организации игры, распределении ролей, творческого развития сюжета игры;

-стремление к реализации игрового замысла;

-умение воспитанников организованно играть небольшими группами, включаться в игру и выходить из неё;

-качественное изменение уровня коммуникативных навыков детей, развитие ролевых диалогов, вариативности обыгрываемых персонажей.

-самостоятельное инициирование игры, совмещение нескольких сюжетов, творческое развитие игровой ситуации;

-активная позиция детей по «реалистичности» исполнения роли всеми участниками игры; трансляция «должного» для этой роли поведения игрока.

-значительно возросший интерес воспитанников к сюжетно-ролевой игре, дополнение игры театрализованными зарисовками детей.

-очевидный воспитательный эффект: повышение культуры поведения, взаимоотношений, развитие наблюдательности, внимание к окружающей действительности, уважение к результатам чужого и собственного труда.

Принципы организации сюжетной игры

Первый принцип: заключается в том, что в совместной игре с детьми позиция педагога - это позиция «играющего партнёра», с которым ребёнок чувствует себя свободным и равным с взрослым.

Из этого следует второй принцип: воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства.

Третьим принципом организации сюжетной игры является ориентирование ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам — взрослому или сверстнику.

Руководство сюжетно-ролевыми играми детей в трудах Р. И. Жуковской, Д. В. Менджерицкой, включает следующие компоненты:

– обогащение содержания игр, создание интереса к новым сюжетам;

– обогащение жизненного опыта детей, пополнение знаний детей;

– своевременное изменение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта;

– активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленное на побуждение и самостоятельное применение детьми новых способов решения игровых задач, на отражение в игре новых сторон жизни.

– умение поддерживать инициативу, желание детей организовать игру по собственной инициативе.

Методика применения сюжетно-ролевой игры :

Выбор игры. Определяется конкретной воспитательной задачей.

Педагогическая разработка плана игры. При разработке игры мы стремимся к максимальному насыщению её игровым содержанием, способным увлечь ребенка, определяет предполагаемые роли и средства игровой организации.

Ознакомление детей с планом игры и совместная его доработка. Воспитатель ведет беседу, чтобы как можно больше привлечь детей к обсуждению плана игры, к разработке содержания ролевых действий.

Создание воображаемой ситуации. Дошкольники всегда начинают сюжетно – ролевые игры с наделения окружающих предметов переносными значениями. Создание воображаемой ситуации - важнейшая основа начала творческой сюжетно - ролевой игры.

Распределение ролей. Педагог каждому дает желаемую роль, предлагает очередность разыгрывания ролей разной степени активности, ищет возможности для утверждения положения ребенка в коллективе через игровую роль. Для того чтобы предотвратить конфликты между детьми, мы используем во время распределения ролей считалки, жеребьевку, фишки, символы, бейджики, а так же сами дети могут предложить роль другим участникам игры.

Начало игры. Чтобы вызвать у детей положительное восприятие игры, мы используем некоторые методические приемы, например, можно рассмотреть альбомы, просмотреть видео материал, прослушать звуковое обращение, использовать информационно коммуникативные технологии для игровой мотивации. Чтобы сформировать неподдельный интерес у детей к той или иной игре. Но иногда, когда это необходимо, подготавливая группу детей к разыгрыванию игрового эпизода, главные роли мы распределяем между активными детьми с хорошо развитым творческим воображением. Это позволяет задать тон, показать ребятам образец интересного ролевого поведения.

Сохранение игровой ситуации. Вы знаете, что существует некоторое условие сохранения у детей стойкого интереса к игре. Поэтому мы задаем тон в обращении с играющими детьми, употребляя условную игровую терминологию, стараемся обыгрывать любое дело детского коллектива, все меры педагогического воздействия на детей осуществляем в игровом ключе, не разрушая игровой ситуации, в ходе сюжетно - ролевой игры включаем развернутые творческие игры или игры на местности с идентичными сюжетами.

Завершение игры. Разрабатывая план игры, заранее намечаем предполагаемую концовку, но стоит учитывать, что любая сюжетно-ролевая игра может продолжаться до тех пор, пока у детей не пропадет интерес. И может продлиться даже до полутора часов. Заботимся о таком окончании, игры которое вызвало бы у детей желание сохранить в жизни коллектива все лучшее, что принесла с собой игра.

I этап проекта : подготовительный

1. Выявление проблемы.

2. Сбор и анализ методической литературы по данной теме.

3. Планирование деятельности.

4. Создание условий для развития инициативы и самостоятельности у старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре.

II этап проекта : основной.

Непосредственная реализация проекта в группе : беседы, наблюдения, чтение художественной литературы, дидактические игры, продуктивная деятельность, театрализованные игры; организация совместной с воспитателем, либо самостоятельной игровой деятельности детей.

Реализации проекта в группе :

Первый этап. Обогащение представлений о той сфере деятельности, которую ребёнок будет отображать в игре (наблюдение, рассказы, беседы и впечатления). Знакомство детей с людьми, их деятельностью (кто, чем, почему занимается).

Второй этап. Организация сюжетно-ролевой игры («игра в подготовку к игре») :

- определение ситуаций взаимодействия людей, продумывание и сочинение событий, хода их развития в соответствии с темой игры;

- создание предметно-игровой среды на основе организации продуктивной и художественной деятельности детей, сотворчество с воспитателем, детского коллекционирования;

- совместная игровая деятельность воспитателя и детей;

Третий этап. Коллективная и самостоятельная деятельность детей, организация сюжетно-ролевой игры.

Материалы и оборудование: учебно-методические комплекты, аудио диски, игрушки и предметы по теме игры, картинки, художественная литература.

Грамотное оснащение различных зон и центров деятельности (игровой, познавательно-исследовательской, продуктивной, двигательной) способствует интеллектуальному творчеству, воспитанию самостоятельности, инициативности физическому, психическому развитию детей дошкольного возраста.

III этап: заключительный

Обобщение положительного опыта. Презентация проекта. Представление результатов работы в учреждении – май 2019г.

Оснащение игрового центра в группе в соответствии с требованиями, способствующего развитию детской инициативы и самостоятельности, посредством тесного сотрудничества с родителями.

Литература

1. ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». №1155 от 17.10.2013г.

2. Богатырева Ирина Сергеевна «Занятия с дошкольниками»

3. Статья: «Формирование самостоятельности и инициативности старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре»

4. Игра в дошкольном возрасте. Доронова Т. Н., Карабанова О. А. -2002г

5. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников : практическое пособие. Н. А. Виноградова, Н. В. Позднякова. – 3-е изд. – М. : Айрис-пресс, 2009г.

6. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Н. В. Краснощёкова – Ростов – н. Д: Феникс, 2006 г.

7. Игра дошкольника под ред. С. Л. Новосёловой. М. : Педагогика, 1989 г.

8. Интернет-ресурсы

Приложение 1

Классификация игр детей дошкольноговозраста (по Е. В. Зворыгиной и С. Л. Новоселовой).

1. Игры, возникающие по инициативе ребёнка (детей) :

Самостоятельные игры :

Игра – экспериментирование

Самостоятельные сюжетные игры :

Сюжетно – отобразительные

Сюжетно – ролевые

Режиссёрские

Театрализованные

2. Игры, возникающие по инициативе взрослого :

Игры обучающие:

Сюжетно-дидактические

Подвижные

Музыкально-дидактические

Досуговые игры

Игры – развлечения

Интеллектуальные

Празднично – карнавальные

Театрально – постановочные

3. Игры, идущие от исторически сложившихся традиций:

Традиционные или народные

Прикреплённые файлы:

mir-ponaroshku_hr219.pptx | 6811,38 Кб
 
Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Развитие детской самостоятельности и инициативы» Развитие детской самостоятельности и инициативы Одной из задач дошкольного образования, заданная Федеральным государственным образовательным.

Практикум для воспитателей «Развитие инициативы, самостоятельности и творчества в двигательной активности дошкольников» Цели и задачи: • Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности.

Презентация к сюжетно-ролевой игре «Поликлинника» ГБОУ" Школа №2009" СП12 группа компенсирующей направленности для детей с ЗПР Из опыта работы воспитателя группы компенсирующей направленности.

Презентация проекта «Неоформленный игровой материал в сюжетно-ролевой игре на прогулке в летнее время года» Неоформленный игровой материал в сюжетно – ролевой игре на прогулке в летнее время года. Слайд № 2 Летом дошкольники практически целый.

Развитие детской инициативы и самостоятельностиРазвитие детской инициативы и самостоятельности В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Детская.

Развитие инициативы и самостоятельности в подготовительных группах. Работа психолога. В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка.

Развитие самостоятельности и детской инициативы в сквозных механизмах развития ребенка Идеология современного дошкольного образования, заданная Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования,.

Развитие самостоятельности и инициативы дошкольников через организацию персональных выставок в ДОУРазвитие самостоятельности и инициативы дошкольников через организацию персональных выставок в ДОУ Согласно ФГОС ДО одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

Развитие самостоятельности в игре Подготовила воспитатель МБДОУ г. Иркутска детского сада № 24 Зверева Светлана Александровна Развитие самостоятельности детей в творческой.

Конспект занятия по сюжетно-ролевой игре «Банк» Тема: «Сюжетно-ролевая игра «Банк». Интеграция образовательных областей: 1. Познавательное развитие 2. Социально-коммуникативное развит Задачи:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Презентация проекта «Развитие самостоятельности и инициативы дошкольников в сюжетно-ролевой игре»
Опубликовано: 23 февраля 2018 в 12:22
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД