Получи документы

Консультация для родителей «Роль метода проектов в развитии детской инициативы и самостоятельности»

Герасимова Татьяна
Консультация для родителей «Роль метода проектов в развитии детской инициативы и самостоятельности»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для родителей «Роль метода проектов в развитии детской инициативы и самостоятельности»

«Посеешь заботу – пожнёшь инициативу»

В. О. Ключевский

Публикация «Консультация для родителей „Роль метода проектов в развитии детской инициативы и самостоятельности“» размещена в разделах

Инициатива — (от лат. initium — начало) почин, руководящая роль в каком-либо действии; внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивости; ( Синонимы: почин, начинание, активность, деятельность, побуждение, предприимчивость, способность к самостоятельным, активным действиям.) В педагогическом словаре понятие «инициатива» определяется чаще как первый шаг, почин.

«Воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.» - таким образом сформулирован социальный заказ государства системе образования (Конституция Российской Федерации, Закон «Об образовании в Российской Федерации»)

В ФГОС ДО так же указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детской инициативы в различных видах деятельнности и является условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей.

ФГОС ДО определяет основные целевые ориентиры предусматривающие следующие возрастные характеристики детей на этапе завершения дошкольного образования:

• Проявление инициативы и самостоятельности в различных видах деятельности;

• Способность выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.

• Попытки самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

• Способность к принятию собственных решений.

• Способность к волевым усилиям;

Задачу формирования активной, самостоятельной, творческой личности необходимо решать уже в работе с дошкольниками. Исследования психологов доказывают, что в этот период открываются благоприятные возможности для формирования основ самостоятельности, ответственности, творчества. В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением

любознательности, пытливости ума, изобретательностью.

Инициативного ребенка отличает содержательность интересов.

Самостоятельность – обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.

Инициативность – частный случай самостоятельности, стремление к инициативе, изменение форм деятельности или уклада жизни. Это мотивационное качество, рассматривается и как волевая характеристика поведения человека.

Инициативность показывает развитие личности, особенно на ранних этапах развития, проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего – в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития.

Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям.

В младшем дошкольном возрасте (3-5 лет) инициативность проявляется в выборе ребенком тематики игр, постановке и разрешении новых игровых проблемных ситуаций, в вопросах и предложениях, с которыми ребенок обращается к взрослому и сверстникам, в организации и осуществлении самостоятельной продуктивной деятельности.

В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) инициативность проявляется во всех видах деятельности ребенка — общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Он может выбрать дело по своему желанию, включиться в разговор, предложить интересное занятие для всех.

Инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребенка, но особенно творческой иницитативы.

Взрослому важно владеть способами поддержки детской инициативы.

Общение взрослого и ребёнка, основанное на принципах любви, понимания, терпимости и упорядоченности деятельности, станет условием полноценного развития позитивной свободы и инициативности ребенка.

Поэтому взрослым необходимо научиться тактично сотрудничать с детьми:

• Создавайте условия, для того,чтобы дети о многом догадывались самостоятельно, получали от этого удовольствие.

• Не старайтесь всё сразу показать и объяснить.

В сотрудничестве детского сада и семьи мы используем разные формы взаимодействия с родителями : встречи, беседы, анкетирование, разрабатываем консультации, памятки, но наш взгляд более положительных результатов можно достичь при организации совместной деятельности, в которой родители – активные участники процесса, а не пассивные наблюдатели. И здесь, на наш взгляд наиболее эффективным оказался метод проектов, цель которого - объединение усилий образовательного учреждения и семьи в вопросах воспитания, обучения и развития ребенка.

Особенностью проектной деятельности является то, что дошкольник еще не способен самостоятельно от начала до конца создать собственный проект, поэтому обучение необходимым умениям и навыкам является основной задачей взрослых (родителей, воспитателей).

Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка :

• -создает условия для поддержки и развития детских интересов и способностей,

-развивает индивидуальность ребенка, его самостоятельность, инициативность, поисковую активность.

-развивает потенциал к становлению творческого начала, изобретательности, способности к критическому мышлению, умению делать самостоятельный выбор, способность ставить проблемы и находить их решения.

Проект – это возможность реализации продуктивной детской инициативы, которой нет места в рамках традиционного образовательного процесса.

Метод проекта позволяет объединять в интересах ребенка, две важные стороны, взаимодействующие с ним- родителей и педагогов. Он помогает объединить в совместной творческой продуктивной деятельности дома и в детском саду, тех, кто окружает ребенка постоянно: взрослых и детей.

Так же одним из важных аспектов применения метода проектной деятельности является решение проблемы дефицита общения между детьми и родителями.

Работая вместе с детьми над проектом, родители больше времени проводят с детьми. Они становятся ближе к ним, лучше понимают проблемы своих детей. Семейные творческие проекты расширяют кругозор детей и взрослых, наполняют их творческой энергией, способствуют позитивным изменениям в семье. Опираясь на помощь взрослых, дети ищут решение проблемы через вопросы к родителям, совместные походы в библиотеку, чтение детских познавательных и справочных изданий, интернета и т. п. ; поездок, походов, наблюдений и экскурсий и пр. Совместно с родителями они занимаются различными видами продуктивной деятельности: мастерят, рисуют, собирают коллекции, лепят, оформляют семейные альбомы, шьют, экспериментируют, изобретают и сочиняют.

На наш взгляд главным девизом метода проектов можно считать следующее высказывание: «Не рядом, а вместе!», партнерство участников от начала и до конца работы над проектом позволяет создать атмосферу эмоционального и психологического комфорта при общении взрослого и ребёнка.

Таким образом, можно сказать, что проектный метод в работе с дошкольниками – это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования!

Такая форма работы показывает, что совместные усилия необходимы, прежде всего, детям для их полноценного, гармоничного развития; общение родителей с детьми наполняется познавательным, развивающим содержанием; совместная деятельность способствует появлению в семье общих интересов, совместных дел.

Для того, чтобы ребенок дорожил мнением взрослого и обращался по любому волнующему его вопросу, необходимо соблюдать некоторые правила:

• Старайтесь не говорить с ребенком на ходу, на бегу, занимаясь своими делами, выберите время для общения с ним, обсуждения всех его вопросов.

• Задавайте ребё нку вопросы типа: «А как ты считаешь? Что ты сам думаешь по этому поводу? «, это поможет ему понять, что вам важно его мнение, будет наводить его на размышление, поиск собственных объяснеий явлений и предметов.

Не используйте в своей речи выражения типа: «Кто тебе об этом сказал? Откуда ты это взял? Где ты это услышал?» Ребёнок может решить, что спрашивать о таких вещах нельзя, что это стыдно или плохо и не будет с вами откровенничать.

Необходимым условием взаимодействия взрослого с ребёнком является создание развивающей среды, способствующей формированию таких качеств личности, как: самостоятельность, активность, доброжелательность, ответственность, инициативность, и др.

Под инициативой детей понимается врожденное качество, чтобы они ни делали —

это все "первый шаг", «почин», «начинание», дети от природы инициативны

Её развитие предполагает доброжелательного отношения взрослых, которые должны поддерживать и развивать это качество личности.

Так же очень важно так организовать детскую деятельность, в том числе самостоятельную, чтобы ребёнок упражнял себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. То, что привлекательно,

забавно, интересно ребёнку легко запоминается им, вызывает у него познавательный интерес и любопытство. Особенно легко запоминается то, что ребё нок делал сам: ощупывал, вырезал,рисовал, строил, составлял, сочинял. Это и называется

«творческий опыт», «творческая инициатива». Рисование, лепка, конструирование, создание поделок активно помогают ребенку самовыражаться.

Необходимо как можно чаще предоставлять ребёнку время для самостоятельной деятельности, чтобы у него была возможность заниматься своими делами. Ведь целенаправленная деятельность, в которую включен ребёнок по инициативе взрослого, не оставляет минимум места для наблюдения, размышления, собственного творчества.

Главный критерий успешности деятельности – наличие стойкого интереса к ней, но не стоит ждать мгновенных результатов от творческой деятельности, ведь это всё-таки творчество….Старайтесь быть терпимыми к ошибкам ребенка. Не стоит доделывать за него,указывать на ошибки, говорить о том, что могло быть лучше. Такого рода критика может развить у ребёнка чувство неуверенности в себе. Понаблюдайте за тем, что ребенок делает с интересом, и даже если это увлечение кажется бесполезным, поддержите его. Помогите организовать эту деятельность (прочитайте книгу, найдите информацию в интернете, изготовьте совместно поделку и т. п). Помогите ребенку представить своё творчество: например оформить выставку рисунков, составит портфолио, изготовить макет и т. д. Для ребенка важна оценка его деятельности родителями.

Научите его ценить себя как творческую, самостоятельную, инициативную личность.

Важную роль играет собственный пример взрослых, так как для ребенка важно видеть вас не только, когда вы занимаетесь обыденными делами по необходимости, но и когда вы что-то делаете с интузиазмом, интересом, радостью, творчеством подходите к делу. Внимание, родительская улыбка, одобрительный взгляд-это то, ради чего ребёнок способен рисовать, строить, лепить, в общем – творить.

Публикации по теме:

Использование метода проектов в развитии познавательной активности дошкольника Проектная деятельность — это целенаправленная деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения задач по любому, направлению.

«Лето с дедушкой Корнеем» создание образовательной среды-важнейший компонент развития детской инициативы и самостоятельности Для благоприятного развития ребенка огромное значение имеет организация развивающей предметной среды. Так как в настоящее время вступил.

Групповой сбор «круг» как средство поддержки детской инициативы и самостоятельности Несмотря на свой, более столетний, возраст, технология саморазвития ребенка в предметно – развивающей среде М. Монтессори является актуальной,.

Использование метода проектов в развитии познавательной активности дошкольников. Из опыта работы. Подготовила Худоногова А. В. Воспитатель МКДОУ №6 «Аленький цветочек» Использование метода проектов в развитии познавательной.

Консультация для воспитателей «Развитие детской самостоятельности и инициативы» Развитие детской самостоятельности и инициативы Одной из задач дошкольного образования, заданная Федеральным государственным образовательным.

Консультация для родителей «Роль сказки в развитии детской эмоциональности» Дети очень любят слушать невероятные истории и сказки, расширяющие их познания и кругозор, показывающие, что помимо реального существует.

Консультация для родителей «Роль детской книги в речевом развитии ребенка» Консультация для родителей «Роль детской книги в речевом развитии ребенка». Подготовила: воспитатель Гольева С. Н.. Потребность речевого.

Развитие детской инициативы и самостоятельностиРазвитие детской инициативы и самостоятельности В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Детская.

Развитие детской инициативы и самостоятельности в ДОУ В педагогическом словаре отмечается, что понятие «инициатива» можно определить как почин, «первый шаг», к началу какого-нибудь действия.

Развитие самостоятельности и детской инициативы в сквозных механизмах развития ребенка Идеология современного дошкольного образования, заданная Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Роль метода проектов в развитии детской инициативы и самостоятельности»
Опубликовано: 16 февраля 2018 в 08:19
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Роль метода проектов в развитии детской инициативы и самостоятельности»» (включая файлы) размещена пользователем Герасимова Татьяна (УИ 1390611) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД