Татьяна Пыкина
Развитие детской инициативы и самостоятельности в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
В педагогическом словаре отмечается, что понятие «инициатива» можно определить как почин, «первый шаг», к началу какого-нибудь действия. Самостоятельность – независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней помощи. (Толковый словарь русского языка Д. Н. Ушаков.)
В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации российского образования», в Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» и других нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.
Публикация «Развитие детской инициативы и самостоятельности в ДОУ» размещена в разделах
В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей.
На этапе завершения дошкольного образования целевыми ориентирами, определёнными ФГОС, предусматриваются следующие возрастные характеристики возможности детей:
• проявлять инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности;
• выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
• проявлять способность к волевым условиям;
• самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, поступкам людей;
• проявлять способность к принятию собственных решений.
Развитие детской инициативы и самостоятельности осуществляется в разных видах образовательной деятельности:
Непрерывно образовательной деятельности;
В режимных моментах;
В самостоятельной деятельности;
• игровая;
• коммуникативная,
• познавательно-исследовательская,
• восприятие художественной литературы и фольклора,
• изобразительная,
• конструктивно-модельная,
• музыкальная,
• двигательная,
• самообслуживание, трудовое воспитание.
Условия, необходимые для развития ИНИЦИАТИВЫ детей.
1. Наличие развивающей предметно-пространственной среды, разнообразной по содержанию и учитывающей индивидуальные и возрастные особенности и интересы детей.
2. Стимулирование любознательности детей, побуждение их задавать вопросы взрослым, и поощрение стремления детей находить ответы самостоятельно.
3. Участие взрослых в жизни детей с целью помощи и стимулирования их к поиску нового, творческой активности. Формирования умений детей осуществлять выбор деятельности и отношений в соответствии со своими интересами.
Принципы подхода к организации развивающей предметно – пространственной среды.
• Принцип развития и интеграции
• Принцип активности
• стабильности-динамичности развивающей среды
• Принцип комплексирования и гибкого зонирования
• Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды.
• Принцип дистанции.
• Принцип учета половых и возрастных различий детей.
• Принцип эмоциональности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия ребенка и взрослого.
• Принцип открытости – закрытости.
Детская инициатива и самостоятельность проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами, является важнейшим источником эмоционального благополучия ребёнка в детском саду.
В форме самостоятельной инициативной деятельности в детском саду могут осуществляться все виды деятельности ребёнка, так как каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности.
Особого внимания заслуживает такое понятие как «творческая инициатива».
Под творческой инициативой следует понимать включенность ребёнка в сюжетную игру, как основную деятельность дошкольника.
Педагогу важно владеть способами поддержки детской инициативы.
Необходимым условием развития инициативного поведения является воспитание его в условиях развивающего, не авторитарного общения.
Педагогическое общение, основанное на принципах любви, понимания, терпимости и упорядоченности деятельности, станет условием полноценного развития позитивной свободы и инициативности ребенка
Взрослым необходимо научиться тактично сотрудничать с детьми:
- не стараться всё сразу показывать и объяснять,
- не преподносить сразу какие-либо неожиданные сюрпризные, шумовые эффекты и т. п.
- необходимо создавать условия, чтобы дети о многом догадывались самостоятельно, получали от этого удовольствие.