Маргарита Рассохацкая
Мастер-класс для педагогов «Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
МАСТЕР-КЛАСС
ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
«Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста»
Ход мастера - класса :
Воспитатель: Я рада видеть вас в этом зале. Мне хочется с каждым из вас поздороваться. Я буду говорить слова приветствия, если они относятся к вам, вы мне помашете рукой.
1 Добрый день всем членам жюри!
2 Добрый день всем участникам конкурса!
3 Добрый день всем гостям!
4 Добрый день всем, кто пришел сюда с хорошим настроением!
5 Добрый день всем, кто находится в этом зале!
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Мой мастер - класс посвящен теме: «Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста».
Цель: развитие познавательной мотивации дошкольников с использованием техники «Фьюзинг».
Задачи:
1. Формирование познавательных действий, развитие воображения, творческой активности, любознательности, способности анализировать и сравнивать.
2. Совершенствовать познавательное развитие детей через интерес к исследованиям, экспериментам, опытам и т п.
В соответствии с ФГОС ДО, познавательно - исследовательская деятельность является основным видом деятельности в детском саду наряду с игровой, коммуникативной, музыкальной, двигательной, изобразительной.
Данный вид деятельности интегрируется с образовательными областями: «социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно-эстетическое развитие».
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.
Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения: экспериментам, проектам, опытам.
Что предполагает Познавательно-исследовательская деятельность детей в детском саду? Специально организованную деятельность, которая позволяет ребенку под руководством воспитателя или самостоятельно добывать информацию и овладевать представлениями о предметах и объектах.
Важным условием для осуществления данной деятельности является организация предметно -развивающей среды в группе, которая позволяет детям думать, анализировать, сравнивать, делать выводы, учить дошкольника задавать вопросы и находить ответы, ставить проблему и находить пути её решения.
Какую роль играет экспериментальная деятельность в развитии ребенка? На мой взгляд, экспериментирование имеет огромное значение для развития восприятия, мышления, речи ребенка.
Главное достоинство метода эксперимента заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
В своей работе внимание уделяю опытам и экспериментам по разным направлениям: эксперименты с водой, с песком, глиной, магнитом, тканями, снегом, водой, воздухом; дети с удовольствием выращивают кристаллы, сажают огород на окошке, ухаживают за Травянчиком.
Все эти опыты и эксперименты предусмотрены общеобразовательной программой, мне же хотелось выйти за ее рамки и найти что-то новое, направленное на всестороннее развитие личности ребенка. Сегодня я хочу продемонстрировать занимательные опыты, которые использую в работе с детьми посредством применения техник витражного рисования и фьюзинга.
Моя работа проводилась в несколько этапов:
На первом этапе я познакомила детей с историей возникновения стекла. Провела работу по подбору необходимой литературы и иллюстрированного материала. Подготовила наглядные пособия и раздаточный материал. На втором этапе познакомила детей и родителей с техникой витражного рисования. Освоили способы изображения.
На третьем этапе осуществили декорирование на стекле, на стеклянных рамках, на окнах в группе, проведение занятий в разной игровой форме, слушание музыки, проведение выставок, активное взаимодействие с родителями.
Витражное рисование на стекле мы относим к такому свойству стекла как прозрачность. Удивительные рисунки мы создаем прямо на окнах группы и любуемся ими в группе и на улице.
Техника витражного рисования также способствует улучшению мелкой моторики, координации движений кистей, пальцев рук; развивает воображение и творческие способности, чувство цветовосприятия. В процессе познавательной деятельности дети учатся различать и использовать различные цвета и оттенки. Используем витражные рисунки при ознакомлении с временами года и для когнитивного развития (воображение, речь, мышление).
Вы видите, что все работы изготовлены на стекле. В работу по данной теме включились и родители.
Из опыта работы по этой теме я поняла, что детям очень понравился этот вид деятельности. В связи с этим решила продолжить работу в этом направлении далее.
Усложняя работу по изучению свойств стекла, я познакомила детей с техникой «Фьюзинг», которую мы относим к еще одному свойству стекла- способности плавиться.
Работа по ознакомлению с техникой «Фьюзинг» проводилась в следующей последовательности:
1. Изучение литературы
2. Ознакомление детей и родителей с техникой «Фьюзинг»
3. Приобретение необходимого оборудования и материалов
4. Ознакомление с техникой безопасности при работе со стеклом, беседы о стеклянных предметах, которые могут нанести вред жизни и здоровью
5. Освоение правил работы с килном, со стеклом, с канцелярским пинцетом; упражнения для развития мелкой моторики рук
6. Демонстрация плавления стекла, декорирование предметов с помощью готовых материалов
Детские мастер-классы по фьюзингу развивают у детей:
-Интерес к творчеству,
-Художественное-эстетическое восприятие,
-Мелкую моторику и аккуратность,
-Эмоциональное восприятие и самовыражение,
-Концентрацию внимания.
А теперь хочу обратить ваше внимание на наши с детьми работы, которые мы успели сделать за это время. Изготовление поделок требует от ребёнка ловких действий, и если вначале неточным движением руки он нередко повреждает предмет, совершает ошибки, то впоследствии, в процессе систематического труда, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Такой вид деятельности является продуктивным видом деятельности, дающим зримый и осязаемый результат. Полученный продукт можно увидеть, потрогать.
В работу с удовольствием включались и родители.
Свои полученные работы мы используем повсеместно, в различных видах деятельности детей : формирование математических представлений (используем готовые стеклышки в качестве наглядного пособия при изучении и повторении тем «Количество», «Счет», «Величина», «Форма», цвет); речевое развитие (расширение активного словаря слова прозрачный- цветной, стеклянный, опасный); художественно- эстетическое развитие :сочетаем витражное рисование с фьюзингом, декорируем стеклянную посуду, вазы, фоторамки, создаем своими руками украшения.
В нашей группе уже имеется рамка, декорированная цветным стеклом, картины, которых сочетаются витражное рисование и фьюзинг, посуда, вазы, декорированные благодаря технике фьюзинга. Сейчас готовим броши и кулоны ко дню 8 Марта для наших мам.
А теперь я предлагаю вам попробовать себя в роли художников и дизайнеров, и нарисовать витражный рисунок, а также украсить рамку для фото с помощью техники фьюзинга. Для этого мне понадобится 4 человека. Присаживайтесь, пожалуйста, за столы.
На 1 столе лежат необходимые для работы материалы:
- декорируемый предмет
-клей
- кисти
- цветные стеклышки- марбс, миллефиори, гласс.
На 2 столе лежат:
- файл с шаблоном рисунка «бабочка»
-клей пва
-гуашь разного цвета
-емкость для клея
- кисти
- краска- контур
1группе- дизайнеры досталась самая приятная часть работы из техники фьюзинг- декорирование рамочки, так как весь процесс фьюзинга довольно затяжной. Сначала выбираем предмет для фьюзинга. В нашем случае это стеклянные рамки. Перед вами разнообразные стекла, готовые к использованию. Сначала приложите стеклышки к поверхности. Пофантазируйте, перемещайте их с места на место, выбирая самый удачный вариант расположения.
Начинаем клеить. Пользуясь кистью, нанесите небольшую капельку клея на рамку и сразу приложите стеклышко и дайте клею высохнуть. А теперь я предлагаю вам самостоятельно приступить к работе.
2 группа- художники. Перед вами файл, в нем рисунок. Рисунок можно найти в интернете и распечатать на принтере, можно нарисовать самим. У нас это бабочка. Вначале вам необходимо обвести контур рисунка специальной контурной краской. Я уже провела этот этап работы, так как высыхание контура займет немало времени. (показать зрителям). У каждого три емкости с клеем пва, кисти. Макаем кисть в краску, вы можете выбрать любой цвет, на ваш вкус, тщательно перемешиваем и заливаем основную часть рисунка с помощью кисти, стараясь не задевать контур. Наносите смесь ПВА и гуаши толстым слоем.
А пока творческие группы работают, хочу продемонстрировать короткий видеоролик о том, как же проходит процесс фьюзинга от начала до конца.
Видеоролик
-Наши творческие группы закончили свою работу, и мы просим показать, что же у них получилось.
Витражный рисунок теперь может сохнуть. Время на высыхание примерно 9 часов. Когда работа высохнет, отделяем её от файла и сразу приставляем её к стеклу и прижимаем, тщательно проглаживаем и готово!
Все эти замечательные работы вы можете забрать с собой, в память о нашей сегодняшней встрече. Я благодарю вас за прекрасную работу.
Свое выступление я хотела бы закончить словами В. А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал»
Благодарю за внимание.