Елена Ивановна Каримова
Мастер-класс для педагогов «Палочки Кюизенера как полифункциональное дидактическое средство интеллектуального развития»
▼ Скачать + Заказать документы
Продолжительность мастер-класса : 20 минут
Здравствуйте сегодня мне бы хотелось вам показать мастер класс по теме
1 слайд Тема мастер класса Палочки Кюизенера как полифункциональное дидактическое средство интеллектуального развития»
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Палочки Кюизенера как полифункциональное дидактическое средство интеллектуального развития“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Палочки Кюизенера
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
2 слайд Цель мастер - класса : Повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы по использованию цветных палочек Кюизенера как полифункционального дидактического средства интеллектуального развития детей дошкольного возраста.
Слайд №3Задачи мастер – класса :
1. Сформировать у педагогов – участников мастер-класса представление об игровой технологии.
2. Познакомить участников мастер-класса с опытом работы по применению развивающих игр с палочками Кюизенера.
3. Обучить участников мастер – класса навыкам, составляющим основу игровой технологии.
4. Активизировать познавательную деятельность педагогов, повысить уровень их профессиональной компетенции в вопросах интеллектуального развития детей дошкольного возраста.
Остановимся на теоретической основе игровой технологии.
Методика развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста постоянно развивается, совершенствуется, обогащается за счет новых технологий обучения. Разработка и внедрение в практику эффективных дидактических средств, развивающих методов позволяет педагогам разнообразить занятия с детьми, познакомить со сложными, абстрактными математическими понятиями в доступной дошкольникам форме. Поэтому, целесообразно использовать в НОД в кружковой работе дидактические игры с использованием палочек Кюизенера.
Слайд №4
Палочки Кюизенера были разработаны бельгийским учителем Х. Кюизенером и предназначались для детей с младшего возраста и до старших классов.
Существует несколько вариантов наборов.
1 – Деревянный (241 палочка – 10 цветов).
2 – Плоский, состоящий из картона или пластика.
3 – Венгерский (119 палочек – 12 цветов).
4 – Упрощённый (144 палочки – 10 цветов).
Слайд №5
Мы используем упрощённый набор – из 116 палочек.
25 палочек
- 20 палочек
- 16 палочек
- 12 палочек
- 10 палочек
- 9 палочек
- 8 палочек
- 7 палочек
- 5 палочек
- 4 палочки
Палочки Кюизенера - это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете», цветными палочками. В наборе содержится палочки призмы 10 разных цветов и длинной от 1 до 10 см. Палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем больше длина палочки. Тем больше значение числа она выражает
Слайд №6
цветные числа дают возможность понять и решить следующие задачи:
- познакомить с понятием цвета (различать цвет, классифицировать по
цвету)
- познакомить с понятием величины, длины, высоты, ширины
- познакомить детей с последовательностью чисел натурального ряда
- осваивать прямой и обратный счет
- познакомить с составом числа
- помочь овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания,
умножения, сложения
- научить делить целое на части и измерять объекты
- развивать пространственные представления (слева, справа, выше,
ниже)
- развивать логическое мышление, внимание, память.
Математические представления:
- Свойства (форма, цвет, величина, свойства геометрических фигур,
осевая симметрия)
- Отношения (сравнение, сериация, пространственное отношение на
плане, схеме)
- Числа и цифры
- Алгоритмы (определение последовательности действий, чтение схем, способа и пути выполнения действий)
Слайд №7
Актуальность технологии
- Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей
дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности.
- Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал,
более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой
обстановке, лучше подготовлены к школе.
- Интеллектуальное развитие дошкольника можно осуществить на
основе игровой деятельности, в процессе которой у ребенка
формируются психические процессы, математические представления,
приобретается опыт общения со сверстниками.
Слайд №8
Основные идеи технологии
- Становление интеллектуально – творческой личности дошкольника. (возникновение новых способов деятельности, в творческой личности выделяют глубину, острату мысли, необычность решения, интелектуальную инициативу.
- Благодаря использованию игровой технологии процесс обучения
дошкольников проходит в доступной и привлекательной форме.
- Легко вписывается в систему пред математической подготовки к
школе.
Слайд №9
Основные особенности игровой технологии
- Абстрактность, универсальность (Абстрактность это конкретность, универсальность-это разносторонность, общезначимость, многосторонность)
- Высокая эффективность
- Вызывают живой интерес детей
- Развивают активность и самостоятельность в поиске способов
действия с материалом, путей решительных задач
- Знакомят со своеобразной цветной алгеброй
Слайд №10
Упражнения с палочками Кюизенера целесообразно разделить на два этапа:
1 этап: Палочки используют как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками. Конструктором и по ходу знакомятся с цветами. Размерами и фор-мой.
2 этап: Палочки выступают как пособие для юных математиков. Дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий.
Слайд №11
Создание предметно- развивающей среды.
На первоначальном этапе была создана предметно-развивающая среда, изготовлены плоскостные полоски, приобретены цветные палочки, демонстрационный материал, методическая литература.
Слайд №12
Мною была определена система занятий методы и приемы:
- - Комбинированные занятия (в КОМБИНИРОВАННОМ ЗАНЯТИИ ПРИМЕНЯЮТСЯ РАЗЛИЧНЫЕ МЕТОДЫ И ТИПЫ ЗАНЯТИЙ,занятия обобщения и контроля знаний, на таких занятиях решаются несколько задач 6 повторение пройденого, и проверка усвоенного детьми., изучение и закрепление новых знаний)
- Интегрированные занятия (включают в себя приемы направленные на раскрытие сути определенной темы. Интегрированные занятия обусловлены необходимостью индивидуального подхода к каждому ребенку, который позволяет выявить его интересы, способности творческие задтки.
С применением различных методов:
- Словесный
- Наглядный
- Практический
- Игровой
Слайд №13Игры и занятия с палочками
Кюизенера
Младший возраст (все упражнения проводятся в игровой форме)
- Вместе с ребёнком рассмотрите, переберите, потрогайте все палочки, расскажите какого они
цвета, длины.
– Возьми в правую руку как можно больше
палочек, а теперь в левую.
– Можно выкладывать на плоскости
дорожки, заборы, поезда, квадраты,
прямоугольники, предметы мебели,
разные домики, гаражи.
– Выкладываем лесенку из 10 палочек от меньшей к меньшей к большей и наоборот.
Слайд №14 На экране вы видите несколько игр для детей младшего возроста
1. Игра «Найди такую же».
Цель: Знакомство и закрепление знаний о цвете и длине.
Например: покажите палочку такого же цвета как у меня. Покажите палочку синего цвета и попросите найти такую же.
2. Игра «Строим дорожки»
Цель: Развивать умение группировать
Предметы поцвету и длине.
Например: постройте дорожку из палочек
красного цвета. Постройте дорожку из палочек
голубого цвета. Какая дорожка длиннее? Какая
короче? Постройте дорожку самостоятельно
любого цвета.
3. Игра «Коврик для кошечки».
Цель: Закрепить знания о цвете и длине.
Например: Найдите палочки жёлтого цвета, положите их рядом, одну под другую. У нас получится маленький коврик для кошечки.
4. Игра «Поезд»
Цель: Закреплять умение различать цвета и соотношение длины.
Например: Палочки это вагоны. Возьмите полочки голубого, красного и жёлтого цветов и присоедините их друг к другу как вагончики.
Слайд № 15
Старший возраст
– подбор упражнений осуществляется с учётом возможностей детей, уровня их развития, интереса к решению интеллектуальных и практических задач.
1. Игра «Играем с цветом» Цель: Развивать умение комбинировать цвет в рисунке.
2. Игра «Разведчики» Цель: Совершенствовать умение работать с карточкой-схемой.
3. Игра «По порядку становись» Цель: Упражнять в прямом и обратном счёте в пределах 10.
Слайд №16 на экране также показаны несколько игр старшеговозроста
Довайте с вами немножко поиграем «составь число»
. Игра «Измерение с помощью палочки-мерки». Цель: Развивать умение измерять объекты. Познакомить с условными мерками.
5. Игра «Дополни». Цель: Упражнять в умении сравнивать рядом стоящие числа.
6. Игра «Подбери цифру». Цель: Формировать умение соотносить цифру с количеством предметов.
7. Игра «Составь число». Цель: Знакомить с составом числа из единиц и двух меньших чисел.
8. Игра «Конструирование цифр». Цель: Развивать умение изображать цифру разными способами.
9. Игра «Число-головоломка».
Цель: Формировать умение выполнять
арифметические действия с палочками
Кюизенера.
Слайд №17 -28работы детей
Слайд №29 Заповеди
Для успешной работы с палочками Кюизенера необходимо выполнять некоторые заповеди:
Поощрять все усилия ребёнка и само его стремление узнать новое;
Избегать отрицательных оценок результатов деятельности ребёнка;
Сравнивать результаты работы
ребёнка только сего же
собственными достижениями.
В перспективе мы планируем организовать родительский клуб в детском саду «Играем вместе» для ознакомления участников клуба с развивающими играми «Палочки Кюизенера»
Основная часть (14 минут) А сейчас, я предлагаю отправиться в мир занимательной алгебры, а помощниками нам будут палочки/
Слайд №30Практическая часть
Задание 1. Четные и нечетные числа. (работа в парах)
Предлагается построить две лесенки с пятью ступеньками, разница между ступеньками должна быть равна двум. Или соответствовать розовой палочке. А теперь посчитайте ступеньки (1, 3, 5, 7, 9) ; (2, 4, 6, 8, 10). «Прыгая» по ступенькам дети называют четный и не-четный ряд.
Слайд №31показ что должно получится
Слайд №32
Задание 2. Состав числа.
При помощи палочек Кюизенера разложить число 7 по составу (в работе использовать и плоскостной материал)
Слайд №33 Состав числа 6
Слайд №34 Состав числа 7
Слайд №35Состав числа 8
Слайд №36
Задание 3. Палочки можно делить. Синяя полоска – это число 9.
Как можно разделить число 9 так,
чтобы у каждого получилось по три.
. (работают по три человека)
Как можно разделить число 9 так, чтобы у каждого получилось по три. Приходим к выводу, что голубая палочка «три» умещается в полоске девять три раза, значит цифрами мы можем записать так 9:3=3
Задание 4.
А теперь, я предлагаю поработать самостоятельно (в тройках)
Сконструируйте модель применения цветных палочек в различных видах детской деятельности.
Слайд №37
Закончите фразу:
1. Мне понравилось в данной технологии…
2. Я бы хотела подробнее изучить…
3. Буду применять данную игровую технологию…
Заключительная часть: (2 минуты) : Таким образом, использование данной игровой технологии по палочкам Кюизенера в педагогическом процессе, когда вся образовательная работа строится на основе игровой деятельности дошкольника, создает условия для проявления творческого отношения педагогов к своей работе. Снимает психологические стереотипы. Так неинтересные, скучные занятия математикой можно превратить в увлекательные занимательные встречи в игровой форме и сформировать у детей математические представления.
Слайд №38
Я предлагаю оценить работу данного мастер-класса по следующим критериям:
Оранжевая палочка - мастер заинтересовал данной игровой технологией.
Синяя палочка – Данная технология интересна. Но мастер не смогла убедить в необходимости применения.
Черная палочка – Мастер класс не интересен.