Варывдина Юлия Вячеславовна
Мастер-класс для педагогов «По кейсам русского фольклора»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи мастер-класса :
показать возможности малых фольклорных форм для обогащения активного словаря и развития связной речи дошкольников;
показать возможности кейс-метода;
выявить преимущества использования малых фольклорных форм;
продемонстрировать собственные наработки.
Техническое оснащение: ноутбук, проектор.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „По кейсам русского фольклора“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Методическое оснащение: сигнальные карточки, картинки к пословицам, видеозапись сказки, карточки «Петушок» для рефлексии.
Содержание мастер-класса :
Педагог-мастер : Уважаемые педагоги, я рада вас приветствовать на нашем мастер-классе. Давайте начнем наше занятие с небольшого мини-опроса. Какие малые фольклорные формы вы используете в своей работе? Я буду называть формы малого фольклора, а вы поднимаете сигнальную карточку, если его используете: пестушки, потешки, пословицы, поговорки, загадки, прибаутки, заклички, считалки, скороговорки, колыбельные песни.
Педагоги-участники : работают с сигнальными карточками.
Педагог-мастер : Как мы видим, малые фольклорные формы используются педагогами. Поэтому мы считаем целесообразным внедрять в практику дошкольного образования малые фольклорные формы. Во второй младшей группе отражены такие малые фольклорные формы, как прибаутки, потешки, колыбельные песни, заклички и пестушки, которые соответствуют особенностям детей данной возрастной группы. В средней группе продолжается работа с использование потешек, колыбельных песенок, считалок и закличек. В старшей группе используются загадки, пословицы, колядки, народные игры, хороводы, считалки, скороговорки, сказки, потешки, колыбельные песни.
Одной из перспективных образовательных технологий с нашей точки зрения являются кейс-технология, которая позволяет перейти к ситуационной методике обучения.
В рамках мастер-класса я хотела бы поделиться своим опытом использования кейс-метода в работе с детьми дошкольного возраста, направленного на обогащение активного словаря и развитие связной речи детей на материале малых фольклорных форм, и продемонстрировать вам эффективные приемы работы над кейсом.
Рассмотрим несколько видов кейсов : кейс-текстовая информация, кейс-иллюстрация, кейс-видеоматериал. Сегодня я предлагаю рассмотреть эти виды практически: я в роли воспитателя, а вам предлагаю роли детей.
Кейс-текстовая информация
Педагог-мастер : Я прочту потешку, а вы запомните слова, которые вам непонятны.
Ты, мороз, мороз, мороз,
Не показывай свой нос!
Уходи скорей домой,
Стужу уводи с собой.
А мы саночки возьмём,
Мы на улицу пойдём,
Сядем в саночки -
Самокаточки.
Какие слова вам непонятны?
Давай вместе разберем их значение
(Стужа – холод. Самокаточки – сами катятся).
Кейс-иллюстрация
Педагог-мастер : А сейчас задание по подгруппам: Ваша задача внимательно послушать пословицу и отыскать из предложенного ряда картинок подходящую.
1 подгруппа – «Хочешь есть калачи – не сиди на печи».
2 подгруппа – «Собирай по ягодке, - наберёшь кузовок»
3 подгруппа – «Чтобы рыбку съесть, - надо в воду влезть»
Педагоги-участники : выполняют задание по подгруппам.
Педагог-мастер : Объясните, как вы понимаете эту пословицу.
Педагоги-участники : объясняют значение пословиц.
Кейс-видеоматериал
Педагог-мастер : Предлагаю посмотреть сказку «Петушок и бобовое зернышко» (просмотр видео).
Давайте определим, какая проблема в этой ситуации?
Педагоги-участники : определяют проблему предложенной ситуации.
Педагог-мастер : Итак, мы выяснили, что проблемой нашей ситуации является то, что курочке нужно было спасти Петушка.
Какие пути решения данной проблемы?
Педагоги-участники : перечисляют пути решения проблемы.
Педагог-мастер : Главный путь решения – смазать маслицем горлышко Петушка.
Но для этого курочке нужно было обратиться к кому?
Педагоги-участники : к хозяйке (за маслицем);
к коровушке – за молоком;
к хозяину – за травой;
к кузнецу – за косой.
(Кузнец дал хозяину новую косу, хозяин дал коровушке свежей травы, коровушка дала молока, хозяюшка сбила масла, дала маслица курочке. Смазала курочка петушку горлышко. Бобовое зернышко и проскочило. Петушок вскочил живехонький и во все горло запел: - Ку-ка-реку)
Педагог-мастер : Делаем вывод, что для того чтобы спасти Петушка нужно было сделать очень много работы.
Педагог-мастер : А сейчас давайте определим ваше настроение. Перед вами три чемоданчика:
красного цвета – вам все понравилось, все было легко;
зеленого цвета – вам понравилось, но некоторые задания были трудными;
синего цвета – вам не понравилось, потому что все было трудным.
Подходите по одному и берите «Петушка», определите его в один из чемоданчиков.
Все молодцы!
Педагог-мастер : Мы считаем, что использование кейс-метода в работе с детьми дошкольного возраста является весьма актуальным и эффективным методом, в том числе для обогащения активного словаря и развития связной речи детей, используя малые фольклорные формы.
Педагог-мастер : На этом наш мастер-класс подошел к концу. Благодарю за внимание и активное участие. Спасибо!