Приложение МААМ

Мастер-класс для педагогов по развитию мелкой моторики у детей «Озорные пальчики»

Трубина Валерия Михайловна
Мастер-класс для педагогов по развитию мелкой моторики у детей «Озорные пальчики»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель и задачи:

1. Показать важность работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

2. Поделиться с педагогами своими разработками по этой теме.

3. Апробировать с педагогами несколько игр и упражнений по развитию мелкой моторики.

Добрый день, уважаемые коллеги! Мне очень приятно видеть всех вас сегодня.

Тема нашего сегодняшнего мастер–класса «Озорные пальчики».

Публикация «Мастер-класс для педагогов по развитию мелкой моторики у детей „Озорные пальчики“» размещена в разделах

Сегодня я хочу сегодня поговорить с вами о важности развития мелкой моторики, поделиться с вами своими находками по данной теме, поупражняться в играх и упражнениях на развитие мелкой моторики.

Прежде чем мы начнем мастер-класс, хочу попросить вас взять лист бумаги обеими руками, мы будем сминать бумагу, следуя инструкции.

Сейчас я прочитаю стихотворение:

Раз, два, три, четыре, пять

Мы бумажку будем мять!

Свои ручки развивать! (Бумагу сминаем, как будто лепим снежок) .

В ручку правую возьмём

И чуть-чуть её помнём. (Берем в правую руку и начинаем мять)

Левой ручке отдаём. (Перекладываем в левую руку и делаем тоже самое)

В ручку левую возьмём

Мы чуть-чуть её помнём

И на стол быстрей кладём. (Положим смятую бумагу на стол)

На бумажку посмотри,

На что похоже говори!

1, 2, 3, 4, 5!

Мы закончили играть.

Пальчики свои встряхнём,

Заниматься мы начнём!

Вопросы педагогам:

Для чего было сделано это упражнение?

Какие были ощущения, при выполнении упражнения? (Ответы педагогов)

Теоретическая часть

Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание:

«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».

На кончиках пальцев расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в головной мозг, а это влияет на развитие ребёнка в целом.

Что такое моторика? (Ответ педагогов)

Моторика (перевод с лат.) – движение. Существует 2 вида моторики: мелкая и крупная.

Мелкая моторика – это способность манипулировать мелкими предметами и выполнять более точные действия. При мелкой моторике работают мелкие мышцы.

Завязывание узелков, застегивание пуговиц, игра на музыкальных инструментах, рисование, вырезание.

Крупная моторика – это совокупность действий для выполнения какой-либо задачи. Бег, ходьба, прыжки, ползание, наклоны.

Крупная моторика это основа, сначала ребенок осваивает крупную моторику, а потом к ней постепенно добавляются навыки мелкой моторики.

Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук? (Ответ педагогов)

Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если движение пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной. Речь совершенствуется под влиянием кинестетических импульсов от рук, точнее, от пальцев. Поэтому, если вы хотите, чтобы ребёнок хорошо говорил, развивайте его ручки!

Мелкая моторика взаимодействует не только с речью, но и с мышлением, вниманием, координацией движений и пространственным восприятием, наблюдательностью, воображением, зрительной и двигательной памятью. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь.

Процессу совершенствования мелкой моторики необходимо уделять немалое внимание. Ведь от того, насколько ловкими к 5-6 годам станут его пальчики, зависят его успехи в обучении. Поэтому, актуальность мелкой моторики бесспорно не только в младшем дошкольном возрасте, но и в старшем, и в начальных классах.

Следствие слабого развития общей моторики, и в частности – руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием.

Отношение к рукам у человечества всегда было особым. Руки добывали огонь, пищу. Они защищали, строили жилище, создавали всё необходимое для жизни. По рукам судили о здоровье, о положении человека в обществе (белоручка или трудяга, силе, энергичности, профессии; (музыкальные руки, рабочие руки, о характере, темпераменте (флегматичные или быстрые, нервные руки). Не случайно в русском языке так много выражений, связанных с руками.

Предлагаю вам вспомнить пословицы, поговорки, высказывания о руках.

«Мастер на все руки»

«Золотые руки»

«Положа руку на сердце»

«Рукой подать»

«Руками развести»

«Руки опускаются»

«Обеими руками «за»

«Своя рука – владыка»

«Чужими руками жар загребать»

«Руки не оттуда растут»

«Как рукой сняло»

Практическая часть

Знакомство с разновидностями пальчиковых игр.

Предлагаю вашему вниманию игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.

Различные игры с пальчиками

Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:

- способствует овладению навыками мелкой моторики;

- помогает развивать речь;

- повышает работоспособность головного мозга;

- развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;

- развивает тактильную чувствительность;

- снимает тревожность.

Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок, былин при помощи рук.

Дети с удовольствием принимают участие в играх – потешках. Самый известный вариант такой игры – «Сорока- белобока», но есть и посложнее для проговаривания и показа.

Интерес так же вызывает гимнастика, сделанная под музыку.

Давай те и мы сделаем такую гимнастику для наших пальчиков.

Моя семья

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – я.

Вот и вся моя семья!

(попеременно массируем пальцы руки, на последней строке сжимаем и разжимаем кулачки)

Предложить педагогам показать пальчиковую гимнастику, которую они используют в своей работе.

«Комкаем платочек» — возьмем носовой платок за уголок и показываем ребенку, как целиком вобрать его в ладонь, используя пальцы только одной руки. Другая рука не помогает. Если у ребенка получается, можно дать ему задание посложнее (скомкать одновременно 2 платочка руками). (При выполнении упражнения, можем проговаривать стих:

«У меня живёт проглот –

Весь платок он скушал, вот!»)

Игры с предметами.

Развитию кисти и пальцев рук способствуют не только пальчиковые игры, но и разнообразные действия с предметами.

1. Игры с прищепками.

Бельевой прищепкой поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги

(от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

Сильно кусает котёнок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Меняем руку)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».

Очень интересно для детей «приделывать» недостающие части, к вырезанным из картона игрушкам, животным.

Ёжик, ёжик, где гулял?

Где колючки растерял?

Ты беги скорей к нам, ёжик,

Мы тебе сейчас поможем.

2. Игры с пинцетом и пипеткой

Такими играми можно занять ребенка на длительное время. То, что для нас, взрослых, кажется таким простым и неинтересным, увлекает ребенка и, вместе с тем, развивает его моторику. Это упражнение особенно хорошо тренирует координацию пальцев руки. Оно требует предельной концентрации внимания и развивает усидчивость.

3. Игры – шнуровки (шнуровки, ленточки, замочки)

Можно купить или сделать своими руками.

4. Наматывание ленточек

Такие игры развивают пространственную ориентировку, внимание, формируют навыки шнуровки, способствуют точности глазомера, последовательности действий.

5. Игры с сыпучими материалами

Игры с крупами (дети очень любят играть руками в сухом пальчиковом бассейне из гречки, гороха, фасоли).

- Самомассаж.

Насыпаем в емкость горох или фасоль. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:

"Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут-будут из печи

Булочки и калачи".

- В емкость помещаем горох или бобы, а также мелкие игрушки от киндер-сюрприза. Ребенок запускает в него руку и старается на ощупь найти и определить игрушку.

- Рисование по крупе. На яркий поднос тонким равномерным слоем рассыпьте мелкую крупу (манку). Проведите пальцем ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны.)

- Рисование крупой.

6. Игры с пробками от бутылок

Берем две крышечки, кладем резьбой вверх – это лыжи. Дети ставят в крышечки пальчики. Двигаемся на «лыжах» -

«Мы едим на лыжах,

мы мчимся с горы,

мы любим забавы снежной зимы».

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

Если пробки просверлить посередине - можно использовать тоже для нанизывания бус.

Сначала воспитатель показывает, как отвернуть пробки и предлагает детям повторить за ним, затем дети методом проб пытаются подобрать пробку нужного размера и цвета; воспитатель помогает.

7. Выкладывание фигур из счетных палочек.

8. Игры с бусинами, макаронами, трубочками.

Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все, что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки. Бусины можно сортировать по размеру, цвету, форме.

9. Игры с пуговицами.

Подберите пуговицы разного размера и цвета. Попросите ребенка выложить рисунок по образцу. После того, как ребенок научится выполнять задание, предложите ему придумать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить цветок, неваляшку, снеговика, бабочку, мячики, бусы и т. д.

10. Теневой, пальчиковый театр.

11. Художественно-творческая деятельность.

Традиционные формы работы по развитию мелкой моторики как:

Рисование

Лепка (пластилин, солёное тесто, глина)

Аппликация (мозаичная, обрыванием).

Модульное оригами.

12. Массаж и самомассаж кистей и пальцев рук (мячиком-ёжиком, грецкими орехами, карандашами, камушками, зубными щётками и т. д.)

Массаж рук грецким орехом (Катаем орех между ладонями)

Я катаю мой орех,

Чтобы стал круглее всех.

Научусь я два ореха между пальцами держать.

Это в школе мне поможет буквы ровные писать

Маленькая птичка принесла яичко.

Мы с яичком поиграем, мы яичко покатаем,

Покатаем, не съедим, его птичке отдадим.

Игра с шестигранными карандашами (Грани карандаша легко укалывают ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение).

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик,

Быть послушным научу.

Хочу закончить наш мастер – класс словами Сухомлинского:

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Спасибо вам за внимание и желаю творческих успехов!

Публикации по теме:

«Наши пальчики играют». Мастер-класс для родителей по развитию мелкой моторики у детей 4–5 лет«Наши пальчики играют». Мастер-класс для родителей по развитию мелкой моторики у детей 4–5 лет Цель: Знакомство родителей с методами и приёмами работы с детьми по развитию мелкой моторики рук. Задачи: повысить педагогическую грамотность.

«Умелые пальчики». Семинар-практикум для родителей по теме «Игры для развития мелкой моторики»«Умелые пальчики». Семинар-практикум для родителей по теме «Игры для развития мелкой моторики» «Движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию» писал В. М. Бехтерев. Ещё в прошлом веке было установлено,.

Фотоотчёт «Волшебные пальчики как средство развития мелкой моторики рук и речи детей»Фотоотчёт «Волшебные пальчики как средство развития мелкой моторики рук и речи детей» 6 января День пальчиков на маам, вот я и решила вспомнить, что же мы с детьми делали для развития мелкой моторики пальцев рук, и вот что.

Книга «Ловкие пальчики» из фетра для развития мелкой моторикиКнига «Ловкие пальчики» из фетра для развития мелкой моторики Книга «Ловкие пальчики» из фетра для развития мелкой моторики Мелкая моторика – совокупность скоординированных действий человека, направленных.

Мастер-класс для педагогов «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста». Часть I.Мастер-класс для педагогов «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста». Часть I. Мастер – класс для педагогов. «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Часть I. Подготовила: Барсукова. С. Н. Цель:.

Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста в различных видах деятельности. Педагогический проект «Ловкие пальчики» МКДОУ Детский сад № 10 «Кроха» Педагогический проект на тему «Ловкие пальчики» (развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста через.

Педагогический проект по развитию мелкой моторики «Веселые пальчики» с детьми второй группы раннего возрастаПедагогический проект по развитию мелкой моторики «Веселые пальчики» с детьми второй группы раннего возраста Тип проекта: долгосрочный, игровой, творческий, практический. Продолжительность проекта: сентябрь 2022 - август 2023 учебный год Участники.

Проект по развитию мелкой моторики «Ловкие пальчики» (средняя группа)Проект по развитию мелкой моторики «Ловкие пальчики» (средняя группа) Ах, эти человеческие руки, Какую красоту они порой творят…АКТУАЛЬНОСТЬ У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание.

Проект «Умные пальчики» для развития мелкой моторики у детей 3–5 летПроект «Умные пальчики» для развития мелкой моторики у детей 3–5 лет Название проекта: «Умные пальчики». Автор: воспитатель МБДОУ№25 «Русалочка» Ким Сун Бок Участники проекта: дети 3-5 лет, воспитатель, родители,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов по развитию мелкой моторики у детей «Озорные пальчики»
Опубликовано: 12 марта 2024 в 12:23
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для педагогов по развитию мелкой моторики у детей «Озорные пальчики»» (включая файлы) размещена пользователем Трубина Валерия Михайловна (УИ 1071967) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД