Любовь Пискотина
Мастер-класс для педагогов «Аппликация семенами как метод развития мелкой моторики»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер - класс для воспитателей по теме «Аппликация семенами, как метод развития мелкой моторики»
Автор: Пискотина Любовь Николаевна,
воспитатель МАДОУ «Детский сад № 96» г. Перми
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Аппликация семенами как метод развития мелкой моторики“» размещена в разделах
- Аппликация из бумаги. Все виды аппликации
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Поделки. Мастерим с детьми
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2022
Цель мастер-класса : повышение профессионального мастерства педагогов, воспитателей, родителей детей среднего возраста получение новых знаний и освоение их в практической деятельности.
Задачи мастер - класса :
* представление опыта работы по программе дополнительного образования с детьми среднего дошкольного возраста «Умелые пальчики»
* освоение педагогами нетрадиционной техникой работы с пластилином и семенами;
* обучение участников мастер- класса приёмам «пластилинографии»;
* развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер;
развивать интерес к нетрадиционным способам изображения предметов на бумаге и широкому применению их в детском саду.
воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином и семенами.
Ожидаемый результат:
· создание аппликации семенами с изображением полу объёмных предметов на горизонтальной поверхности;
· применение участниками мастер-класса техники «пластилинографии» в работе с использованием семян.
Материал для работы: пластилин, доска для лепки, стеки, картон, диски, крышки, семена.
Актуальность
Умение видеть и чувствовать красоту родной природы – большое счастье. Развивать это умение у детей нужно как можно раньше, так как чувства прекрасного, простой человеческой доброты и любви закладываются именно в детстве. Постоянное общение с природой, знакомство с изделиями народных мастеров положительно влияют на формирующуюся личность. В процессе такого обучения дети являются не только пассивными наблюдателями, но и творцами, участвующими в превращении простых природных материалов в необыкновенные поделки, открывающие вечную красоту природы.
Занятия в рамках кружка «Умелые пальчики» являются необходимой частью коррекционно-развивающего обучения. Природный материал – кладовая для развития фантазии, творчества и воображения детей с особыми образовательными потребностями. Процесс изготовления из него поделок положительно сказывается на развитии эстетических чувств, способствует познанию окружающего мира, совершенствует зрительное восприятие, развивает мелкую моторику, терпение и приучает к последовательной деятельности.
А для развития творческих способностей или предпосылок к нему наиболее близким и доступным для дошкольников считается изобразительная, художественно- продуктивная деятельность.
Цель моего опыта - развитие творческих способностей детей средствами нетрадиционной техники рисования. Для достижения этой цели я выбрала пластилинографию или рисование пластилином и использование семян. Принцип данной техники заключается в создании пластилином лепной картинки с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных или плоскостных объектов на горизонтальной поверхности. Пластилинография способствуют, в первую очередь, снятию мышечного напряжения и расслаблению, развивает детское воображение, мелкую моторику рук, это необходимо для развития речи и повышения интеллекта ребенка, способствует развитию фантазии, творчества, трудовых навыков, побуждает детей к самостоятельности, желание доводить начатое дело до конца. Картины, выполненные в технике - пластиллинография, могут быть использованы в качестве подарка, практичны в украшении интерьера квартиры, дома, а также могут стать достойными участниками различных конкурсах и выставках.
Данная техника хороша тем, что она доступна маленьким детям, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в деятельность малышей, делает ее более увлекательной и интересной. В младшем возрасте дети осваивают простейшие приё мы работы с пластилином: раскатывание, сплющивание, вытягивание. Это даёт предпосылки к созданию сложных лепных композиций дошкольном возрасте и к использованию разнообразных приё мов: выполнение декоративных налепов разной формы, прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путём примазывания одной части к другой. Большое значение начинает приобретать цвет пластилина, как средство выразительности, средство передачи признаков изображаемых предметов. Дети учатся смешивать разные цвета для получения более светлого оттенка, осваивают приём вливания одного цвета в другой.
Занимаясь пластилинографией, дети получают знания, умения, навыки; также происходит закрепление информации, полученные в непосредственно образовательной деятельности по развитию речи, экологии, рисованию, осуществляется знакомство с миром разных предметов в процессе частичного использования так называемого бросового материала, расширяются возможности изобразительной деятельности детей. Занимаясь
пластилинографией с дошкольниками, педагог решает не только практические, но и воспитательно- образовательные задачи: ребёнок учится познавать мир и осознавать себя, своё место в нём, единство человека и природы, расширяются возможности изобразительной деятельности детей.
Пластилинография способствует, в первую очередь, снятию мышечного напряжения и расслаблению, развивает детское воображение, художественное и пространственное мышление, будит фантазию, побуждает дошкольников к самостоятельности. У ребенка появляется возможность сделать картину рельефной, а значит, более выразительной и живой. Техника проста в исполнении, не требует особых способностей, увлекает и не перегружает детей ни умственно, ни физически. Также рисование пластилином позволяет использовать бросовый (крышки, диски, баночки бусинки) и природный (шишки, ракушки, каштаны, желуди) материал, семена подсолнуха, чечевицы, фасоли, крупы, макароны.
Цель – развитие тонких движений пальцев и всей руки в целом, активизация творческих способностей детей; поиск новых способов художественного выражения.
Задачи:
1. Образовательные:
• Учить приемам работы с пластилином: раскатывание, скатывание, вытягивание, размазывание, примазывание, надавливание, сглаживание поверхности и др.
• Учить детей самостоятельно осуществлять движения, контролируя их силу, длительность, направленность и др.
• Учить создавать яркие, выразительные образы и изображения окружающего мира, действительности посредством соединения двух цветов пластилина в один; формировать целостную картину мира;
• Учить инкрустировать работы различными дополнительными материалами (бусинки, паетки, перышки, зерна крупы, семя подсолнуха и проч.); использовать бросовый материал (пробки от фломастеров, колпачки шариковых ручек, стержни, палочки и проч.)
2. Развивающие :
• Развивать мелкую моторику, общую умелость рук, укреплять их силу.
Развивать координацию и согласованность руки и глаза.
• Развитие интереса к изучению народных промыслов.
• Развитие творческих способностей: воображения, нестандартного мышления, умения видеть и создавать красивое своими руками.
3. Воспитательные:
• Воспитывать трудолюбие, усидчивость, аккуратность, желанию доводить начатое дело до конца.
• Прививать чувство прекрасного, расширять представления о сезонных явлениях, праздничных событиях и традициях родного края и страны.
• Развитие потребности к творческому труду.
Принципы и подходы
1. Принцип доступности - обучение и воспитание ребенка в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме: игры, чтения литературы, рассматривание иллюстраций, продуктивной деятельности.
2. Принцип гуманистичности – индивидуально - ориентированный подход и всестороннее развитие личности ребенка.
3. Принцип интеграции – сочетание основного вида деятельности с развитием речи, с игровой деятельностью, с развитием познавательных процессов.
4. Принцип системности - решение поставленных задач в системе кружковой работы.
Ожидаемые результаты
Дети научаться скатыванию прямыми движениями, круговыми, расплющиванию, лепке из нескольких частей, пропорции, оттягиванию части от основной формы, сглаживанию поверхности формы, присоединению части, прижиманию, примазыванию, вдавливанию, брать семена по одной штуке пальцами и использовать по назначению, использованию стеки.
Материалы
Результаты работы во многом зависят от наличия различных материалов. Начните заранее копить семена арбуза, тыквы, кинзы, хурмы, лимона, калины, фиников, косточки слив, вишни и т. п. Собранные материалы промойте и тщательно просушите. Для работы подходят и крупы: рис, греча, горох, фасоль, чечевица. Можно использовать черный перец, кофейные зерна, различные виды цветной макаронной продукции. Чтобы персонажи картинок были более «живыми» воспользуйтесь глазками для мягких игрушек. Глазки прикрепляются клеем ПВА. Обязательно понадобятся акварельные краски или гуашь для создания фона, кисти различной толщины.
Советы педагогам и родителям
Удобнее всего показывать приемы работы так называемым «отраженным» способом: у ребенка должен быть свой кусок пластилина, у вас – свой. Действовать синхронно, чтобы никто не отстал. Начинать с простых тем и постепенно к более сложным, чтобы у ребенка получалось ион испытывал только положительные эмоции. Обязательно продумать фон, материал количество и виды семян. Заготовки сделать заранее. Главная задача для ребенка этого возраста – научиться брать крупные семена или косточки по одной штуке пальцами и использовать по назначению. Для младшего и среднего возраста предоставляйте детям картинки – заготовки, трафареты, шаблоны. Обязательно хвалите детей за результаты работы.