Елена Бервино
Мастер класс для педагогов «Подвижные игры по программе»
▼ Скачать + Заказать документы
МО Кореновский район
МДОБУ ДЕТСКИЙ САД №1
Мастер - класс
для педагогов ДОУ
Инструктора по физической культуре Е. В. Бервино
29.06.2017г.
Цель: повысить профессиональную компетентность коллег в вопросах внедрения подвижных игр по программе, как средства повышения двигательной активности детей дошкольного возраста, направленной на сохранение и укрепление здоровья детей.
Публикация «Мастер класс для педагогов „Подвижные игры по программе“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Подвижные игры для детей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Уважаемые коллеги хотелось бы начать мастер класс со слов :
«Придумать игру есть, может быть, одна из труднейших задач взрослого человека. Обратить внимание на игры, разработать этот богатый источник, организовать их и создать из них превосходное и могущественное воспитательное средство — задача будущей педагогики».
К. Д. Ушинский
А что такое подвижная игра? (высказывания педагогов)
Подвижная игра – одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста.
Подвижная игра — это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, основанных на разных видах движений и связанных с обязательными для всех играющих правилами.
Подвижная игра – это эмоционально окрашена двигательная деятельность, в которой происходит закрепление и совершенствование основных движений (основные движения должны быть заранее изучены).
Характерная её особенность – комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребё нка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.
Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем. Возникающие в игре неожиданные ситуации приучают детей целесообразно использовать приобретённые двигательные навыки.
В подвижных играх создаются наиболее благоприятные условия для развития физических качеств. Например, для того чтобы увернуться от «ловишки», надо проявить ловкость, а спасаясь от него, бежать как
можно быстрее. Увлечённые сюжетом игры, дети могут выполнять с интересом и притом много раз одни и те же движения, не замечая усталости. А это приводит к развитию выносливости.
Во время игры дети действуют в соответствии с правилами, которые обязательны для всех участников. Правила регулируют поведение играющих и способствуют выработке взаимопомощи, коллективизма, честности, дисциплинированности. Вместе с тем необходимость выполнять правила, а также преодолевать препятствия, неизбежные в игре, содействует воспитанию волевых качеств – выдержки, смелости, решительности, умения справляться с отрицательными эмоциями.
В подвижных играх ребёнку приходится самому решать, как действовать, чтобы достигнуть цели. Быстрая и порой неожиданная смена условий заставляет все новые и новые пути решения возникающих задач. Все это способствует развитию самостоятельности, активности, инициативы, творчества, сообразительности. Игры помогают ребёнку расширить и углублять свои представления об окружающей действительности.
Выполняя различные роли, изображая разнообразные действия, дети практически используют свои знания о повадках животных, птиц,
насекомых, о явлениях природы, о средствах передвижения, о современной технике. В процессе игр создаются возможности для развития речи, упражнений в счёте и т. д.
Большое значение имеют подвижные игры и для нравственного воспитания. Дети учат действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Правила игры дети воспринимают как закон, и сознательное выполнение их формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, свое поведение. В игре формируется честность, дисциплинированность, справедливость. Подвижная игра учит искренности, товариществу. Подчиняясь правилам игры, дети практически упражняются в нравственных поступках, учат дружить, сопереживать, помогать друг другу. Умелое, вдумчивое руководство игрой со стороны педагога способствует воспитанию активной творческой личности. В подвижных играх совершенствуется эстетическое восприятие мира. Дети познают красоту движений, их образность, у них развивается чувства ритма.
В подвижной игре происходит :
-совершенствование движений
-развитие психических качеств (воображения, памяти и т. д)
-ориентировка в пространстве
-большой положительный заряд, приучаются совместно играть, действовать
-подчинение и выполнение установленных правил
Структура:
Задачу или цель
Правило (это то что должны выполнять дети, педагог предусматривает запрещение или разрешение каких либо действий, если правила нарушаются значит не выполняется поставленная задача
Игровые действия (зайчики, лисички и т. д)
Итог или результат
Таким образом, подвижная игра способствует удовлетворению детей в движениях, в создании положительных эмоций, обогащает его опыт.
В теории и методике физического воспитания принята следующая классификация игр.
Различают элементарные подвижные игры и спортивные игры – баскетбол, хоккей, футбол и др.
Подвижные игры имеют правила. В детском саду используются преимущественно элементарные подвижные игры.
Подвижные игры различают по двигательному содержанию, иначе говоря, по доминирующему в каждой игре основному движению:
- игры с ходьбой и бегом;
- игры с метанием;
- игры на лазание;
- на ориентировку в пространстве.
По образному содержанию подвижные игры делятся на сюжетные и бессюжетные. Для сюжетных игр характерны роли с соответствующими для них двигательными действиями. Сюжет может быть образный («Медведь и пчелы», «Зайцы и волк», «Воробушки и кот») и условный (ловишки, пятнашки, перебежки).
В бессюжетных играх («Найди себе пару», «Чье звено быстрее построится», «Придумай фигуру») все дети выполняют одинаковые движения.
Особую группу составляют хороводные игры. Они проходят под песню или стихотворение, что придает специфический оттенок движениям.
По характеру игровых действий различают игры соревновательного типа. Они стимулируют активное проявление физических качеств, чаще всего скоростных. Элементы соревнования побуждают к большей активности в выполнении двигательных заданий. В некоторых играх («Перемени предмет», «Кто скорее до флажка») каждый ребенок играет сам за себя и старается выполнить задание как можно лучше. Если эти игры проводятся с разделением на команды (игры-эстафеты, то ребенок стремится выполнить задание, чтобы улучшить результат команды.
По динамическим характеристикам различают игры малой, средней и большой подвижности.
В программу детского сада вместе с подвижными играми включены игровые упражнения, например: «Сбей кеглю», «Попади в круг», «Обгони обруч» и др. В них отсутствуют правила в общепринятом смысле. Интерес у играющих детей вызывают привлекательные манипуляции предметами. Вытекающие из названий задания соревновательного типа («Кто точнее попадет», «Чей обруч вращается» и др.) имеют зрелищный эффект и собирают многочисленных зрителей и болельщиков. Самых маленьких детей таким образом подводят к играм.
Чем должен руководствоваться педагог при выборе игры? (высказывание педагогов)
А если в течении года дети выучивают эти игры и к не которым из них угасает интерес, что в этом случае делает педагог? (высказывание педагогов)
И поэтому я хочу напомнить при выборе игры :
- для мл. гр – берется игра где одно действующее лицо и все дети выполняют одно и тоже движение, правил 1-2;
- ср. гр. - дети могут выполнять разные движения, правил может быть 2-3;
- ст., подг. группы - могут выполнять 3-4 движения, если 2-3 движения то они сложные (бег с увертыванием, количество правил 3-4, ведущих 2-3.
Давайте с вами восстановим пирамиду «Подготовка воспитателя»
1. должен выбрать игру согласна возраста
2. выучить игру
3. владеть теми движениями, которые есть в данной игре
4. выучить слова если таковые имеются, для того чтобы активизировать деятельность детей и сохранять интерес к игре
5. выбрать место
6. продумать расстановку детей
7. подготовить атрибуты, зрительные ориентиры
Таким образом, от качественной подготовки воспитателя будет зависеть и само поведение игры.
Сейчас я предлагаю вспомнить методику проведения игры
(Проиграть с педагогами игру «У медведя во бору»
1,2,3,4,5- начинаем мы играть
Вы скорее в круг вставайте
И загадку отгадайте
Любит он малину, мёд
Человека страх берёт,
Если станет он реветь,
Потому что он – (медведь).
Сегодня мы с вами поиграем в игру, которая называется «У медведя во бору»
На одном конце зала - опушка леса. Здесь будет место для медведя. На противоположном стороне зала - дом детей. Я - медведь, остальные игроки – Дети.
Дети направляются к опушке леса, собирая грибы, ягоды, проговаривая слова :
«У медведя во бору
Грибы ягоды беру,
А медведь сидит
И на нас рычит».
Когда игроки произнесут слово «рычит» медведь с рычанием встаёт, а дети бегут домой. Медведь старается их поймать (коснуться). Пойманного медведь отводит к себе. Игра повторяется.
Что будут делать ребята, выходя из дома? Как нужно подходить к берлоге медведя? После, каких слов просыпается медведь и др. ?
Какие этапы можно выделить в игре?
1. Сбор детей
- по бубну
-колокольчику
- хлопки
-просто предложить подойти
-дежурным собрать детей
2. Растановка детей
- сразу так как нужно для игры
-в мл. гр. по кругу, врассыпную так чтобы было видно сразу всех детей
3. Создание интереса и называние игры
- показ атрибутов
- пение песни
-загадывание загадки
-показ иллюстрации
- слова к игре если есть
4. Объяснение содержания и правила игры
5. Распределение ролей
6. Руководство ходом игры
Для выбора ведущих и разделения играющих на команды в подвижных играх используются считалки и жеребьевки.
В завершении хочется узнать ваше мнение о нашей сегодняшней встречи, что узнали, надо было ли это вам и чтобы вы хотели узнать еще.
И предлагаю вам оценить полученные знания с помощью вот таких жестов если информация была полезна и интересна то зеленый, а если нет то красный