Наталья Зотова
Мастер-класс для педагогов «Преодоление речевой слуховой агнозии у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для педагогов «Преодоление речевой слуховой агнозии у детей дошкольного возраста»
Речевая слуховая агнозия – нарушение восприятия речевых звуков при нормальном физиологическом слухе. Преодоление речевой слуховой агнозии заключается в систематическом, поэтапном формировании у ребенка фонематического восприятия.
К трем годам фонематический слух должен быть сформирован.
Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Преодоление речевой слуховой агнозии у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Работа по развитию фонематического восприятия начинается в раннем дошкольном возрасте и предполагает несколько этапов, которые следуют в четкой последовательности.
1 этап – Узнавание неречевых звуков.
Цель этого этапа развитие слухового внимания и слуховой памяти, что особенно важно для успешного развития фонематического восприятия вообще. Какие игры можно проводить с детьми на первом этапе?
Послушать звуки за окном: «Закрой глазки и прислушайся, что шумит? Что гудит? Кто кричит?»
На этом этапе учим различать звучание различных инструментов и действовать на каждое звучание по-разному: например, под барабан – шагать, под бубен –танцевать.
Бутылочки с крупой. Хочу показать вам пособие на развитие фонематического слуха, которое легко изготовить из подручного материала. Вам понадобятся пластиковые бутылочки, можно взять мини-вариант (пластиковые баночки из-под киндер-сюрпризов) и разные виды круп. Делаете парные бутылочки, перемешиваете. И предлагаете «Определи одинаково звучащие».
Игра «Большой-маленький» (показ)
Посадите на стол двух игрушечных мишек (кукол, зайцев) – большого и маленького. «У большого мишки много сил, он стучит ложками громко. А маленький – тихо». Затем спрячьте игрушки за ширму и производите то громкие, то тихие удары ложками. Малыши должны узнать и показать, который из мишек только что играл.
Во время одевания на прогулку акцентируем внимание звучание элементов одежды (как звучат кнопки, молнии, липучки, виды тканей: шуршит, не шуршит).
Игры с педагогами.
Что звучит?
На столе несколько предметов. Внимательно послушайте и запомните как звучит каждый предмет (шуршание пакета, труба, звук мнущейся бумаги, звук рвущейся бумаги, деревянные ложки). За ширмой я воспроизведу различные звуки, вы должны повторить эти звуки в той же последовательности в какой услышали. Предметы повторы на отдельном столе. (Количество звучащих предметов можно постепенно увеличивать).
Работа над различением неречевых звуков должно обязательно сопровождаться развитием чувства ритма.
Игры «Похлопаем», «Постучим», «Потопаем».
Повторите заданный ритмический рисунок хлопками:
На слух: !
С закрытыми глазами: !
2 этап – Различение высоты, силы, тембра голоса.
Игра «Кто заблудился в лесу» (ребенок узнает, кто из детей его звал, угадывает издалека или вблизи зовет).
«Тихо-громко» (на тихое звучание бубна дети идут по кругу шагом, на громкое звучание бегут).
«Далеко-близко». Где гудит пароход (УУУ) – далеко (тихо, или близко (громко). Какая дудочка играет – большая (УУУ) низким голосом или маленькая (УУУ – высоким, кто плачет – мальчик (ааа – низким, или девочка (ааа-высоким)
Кроме того, на данном этапе важно научить ребенка определять на слух темп речи. Помогут в этом игры на выполнение движений в соответствующем ритме.
Игры с педагогами.
«Угадай как надо сделать» Я несколько раз буду произносить фразу, а вы должны делать круговые движения руками в том же темпе, в котором я ее произношу. «Мелет мельница зерно» (медленно-с ускорением – медленно).
Игры с хлопками:
Капля раз, капля два.
Капля медленно сперва.
Кап, кап, кап. Кап (медленные хлопки).
Стали капли поспевать,
Капля каплю догонять –
Кап кап, кап, кап (хлопки чаще).
Зонтик поскорей раскроем, от дождя себя укроем.
Проговаривание фразы с разной интонацией.
Я котлеты жарила – и не дожарила. (возмущенно, весело, испуганно).
Одни педагоги говорят, другие отгадывают.
3 этап – различение слов, близких по слоговому составу.
Где что? Предлагаете ребенку картинки. Покажи, где коза, где коса. Где мышка, где мишка?
Будь внимателен
Перед ребенком кладут картинку или предмет и предлагают внимательно слушать взрослого. Если взрослый правильно называет картинку — ребенок поднимает зеленый флажок, неправильно - красный. Как вариант – ребенок может хлопнуть в ладоши, если услышит слово правильно.
Произносимые слова: баман, паман, банан, банам, ванан, давай, баван, ванан;
Мимон, бином, Лином, Лимон, Тимон, Бимон, Лимон.
Стихи для включения в них недостающего слова:
В Африке найдем не раз мы кокос и … (ананас).
Спорят брошки и заколки, у кого острей … (иголки).
Игра «Какое слово не подходит»
Какое слово по звуковому составу не похоже на остальные: мак-бак-рак-баран; утка-будка-дудка-дудочка, сок-сок-ток-сок.
4 этап – различение слогов.
Слог является минимальной единицей речевого потока. Для игр на различение слогов хорошо бать звукоподражания.
Например «Кто как кричит».
«Какой слог лишний?» ВЫ произносите ряды слогов, ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний слог: ба-ба-па-ба, са-са-за-са.
«Запомни-повтори» Воспроизведение слогов с одинаковыми согласными, но различными гласными: та-то-ту, па-по-пу. С наращиванием стечения согласных: па-пта, ма-кма и т. п.
Телефон. Вы говорите первому ребенку на ухо серию слогов, дети передают по цепочку услышанное, последний произносит вслух.
5 этап – различение звуков.
В любом языке существует определенное количество звуков, которые создают звуковой облик слова. Звук вне речи не имеет значения, он приобретает его лишь в структуре слова, помогая отличить одно слово от другого. Такой звук называется фонемой (отсюда и фонематический слух).
Начинать надо с различения гласных звуков, затем переходить к работе над согласными.
Детям предлагаются картинки- образы или игрушки, каждой из которых присваивается определенное звучание. (тигр рычит –р-р-р, пчела жужжит – ж-ж-ж, змея шипит – ш-ш). ВЫ длительно (в усложненном варианте кратко) произносите определенный звук, а дети определяют кто это был и поднимают соответствующую игрушку или картинку.
Отгадай первый звук
Нужно выделить голосом первый звук в словах («а-а-аист», «у-у-ухо», «о-о-обруч», «и-и-ива» и т. д.) и назвать его.
Услышишь звук – хлопни в ладоши.
Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов); а ребёнок с закрытыми глазами, услышав заданный звук, хлопает в ладоши.
Поймай звук
Может проводится в качестве физминутки.
Дети должны подпрыгнуть, хлопнуть в ладоши, если в названном слове слышится заданный звук.
Хлопните в ладоши, если услышите звук С. Сова, зонт, лиса, лес, коза, слон, коса, ежик, нос, стакан.
Какой звук есть во всех словах.
Произносите 3-4 слова, ребенок определяет, какой звук есть во всех слова: Шуба, кошка, мышь. (Ш, Чайник, ключ, очки (Ч).
Цепочка слов
Взрослый вместе с ребенком поочередно произносит слова. Каждое последующее слово должно начинаться на звук, которым закончилось предыдущее слово: «Ананас-сон-нога-апельсин-нитка-…».
Игры со звуками
Вы предлагаете детям назвать как можно больше слов, которые начинаются на звук А (О,Л,В и т. д.). Назвать слова, которые заканчиваются на звук А (К, Н,Г, в которых звук А (Д, И,В) в середине.
Найди картинки (показ)
Ребенок из набора картинок на заданный звук отбирает картинки, где звук в начале слова, где в середине, где в конце.
Волшебники
Сейчас мы будем превращать одно слово в другое. Я назову слово, а вы попробуете изменить в нем второй звук так, чтобы получилось новое слово. Например: кит-кот.
Дом (дым, сон (сын, пил (пел) и тд.
Так же можно изменять первый звук (точка, лук, лак, день, педаль, и поседник звук (сыр, сон, стоп).
Зоркий глаз.
Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук, и определить его место в слове.
Преодоление речевой слуховой агнозии у дошкольников отражает развитие способности ребенка правильно различать звуки, правильно произносить слова, не путать слоги, а также свидетельствует о готовности ребенка к чтению и письму.