Папки-передвижки

Мастер-класс для педагогов «Речевое развитие дошкольников через познавательно-исследовательскую деятельность»

Диана Шевердина
Мастер-класс для педагогов «Речевое развитие дошкольников через познавательно-исследовательскую деятельность»

Добрый день, коллеги. Сегодня я хочу провести мастер-класс на тему : «Речевое развитие дошкольников через познавательно-исследовательскую деятельность». Цель нашего мастер – класса : работа с детьми старшего дошкольного возраста по развитию познавательной активности через поисково– исследовательскую деятельность.

Задачи:

— повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер – класса по развитию познавательной активности дошкольников через поисково – исследовательскую деятельность;

Публикация «Мастер-класс для педагогов „Речевое развитие дошкольников через познавательно-исследовательскую деятельность“» размещена в разделах

— представить участникам мастер – класса одну из форм проведения опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста;

— сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование в воспитательно – образовательном процессе опытно – экспериментальной деятельности для развития познавательной активности дошкольников.

Сегодня мы с вами собрались поделиться опытом, наработками, инновациями в очень важном направлении нашей работы. Проблеме формирования речи у детей дошкольного возраста. Речь, это такой процесс, о развитии которого мы можем судить, только услышав ее. Речь не пощупаешь, не слепишь, а дети, как известно, познают мир и развиваются, если имеют возможность тесного контакта с окружающей средой. Огромную роль в развитии речи ребенка играет познавательно-исследовательская деятельность. Это основа существования человека. С самого раннего возраста ребенок выступает в роли исследователя, познавая окружающий мир : предметы, их свойства, действия с ними, а также природу и природные явления. Умывает руки – познает свойства воды, обедает – познает съедобное и несъедобное. Играя с песком, он знакомится со свойствами песка. Он знакомится с речевым понятием предметов, явлений.

Познавательно – исследовательская деятельность многогранна : здесь и занятия, экскурсии. Целевые прогулки, совместная (наблюдения, дидактические игры, беседы) и самостоятельная деятельность детей развивающие и творческие игры, элементарные опыты в исследовательском уголке. В ходе игр, наблюдений, опытов у детей возникает желание поделиться своими переживаниями с приятелем (диалог) или рассказать всем (монолог) :

Мы же сегодня остановимся на развитии речи.

Сегодня я хочу вас познакомить с проведением некоторых опытов и экспериментов, которые можно использовать в работе с детьми. Конечно, многие из этих опытов вам хорошо знакомы. Но я надеюсь, что кому- то мой материал окажется полезным. И так приступим.

Сегодня мы с вами будем уточнять, и закреплять представления о бумаге и ее свойствах.

Ведущая: посмотрите, какую красивую коробочку я сегодня принесла! Как вы думаете, что в ней?

На самом деле, в ней много интересных вещей. (выставляю)

Расскажите, пожалуйста – из чего сделаны эти предметы. Для чего они нужны? (поочередно достаю из коробки предметы, сделанные из бумаги: стакан, колпак, тетрадь, тарелку, книгу, пазлы)

Ведущая:

-Что объединяет все эти предметы? (они сделаны из бумаги и несут пользу человеку)

Ведущая: скажите, а может ли быть так, чтобы все предметы и вещи были сделаны из бумаги? Почему из бумаги не делают посуду, мебель, не шьют одежду, обувь? (ответы участников)

Ведущая: Сегодня я расскажу вам удивительную сказку. Но эта сказка не простая. Вы готовы ее слушать? Тогда подойдите к столу, и слушайте сказочную историю…

Жили – были Картончик, (лист картона, Листочек -лист бумаги) и Салфеточка - бумажная салфетка).

И однажды вышел у них спор: «Кто из них нужнее и важнее?».

А вы как считаете, кто важнее? Возьмите себе ту бумагу, которая кажется важнее и нужнее.

Долго они спорили, даже поссорились, и разошлись по углам (участники рассаживаются за столы, образуя 3 команды).

Но врозь скучно, и тогда они решили отправиться в путешествие.

Совсем немного прошли, как на пути встретилась Мышка (игрушка). Решили у нее спросить. (участники задают вопрос Мышке)

Мышка была хитрая, и ответила: «Тот, кто поможет мне переправиться через реку

Ведущая: Подскажите ребята: «Как можно помочь Мышке переплыть через реку? (участники делают предположения, приходят к выводу: нужно сделать кораблик)

Опыт № 1: складывание кораблика из трех видов бумаги. (участники рассказывают, какой кораблик лучше.)

Вывод: Кораблик из бумаги самый хороший. Картон – плотный и его тяжело складывать. Салфетка – очень мягкая, быстро рвется и не держит форму.

Села Мышка в кораблик и переплыла через реку.

Отправились друзья дальше в путь, и повстречался им Зайка. Хочет он попить из ручейка, но не знает, во что налить воду.

Ведущий: Подскажите ребята: «Как можно помочь Зайке? (Участники предлагают сделать кулек).

Опыт№ 2: Предложить ребятам свернуть три вида бумаги в кулечки и налить в них воду.

Вывод: Кулек из картона - самый удобный, толстый, не промокает, долго держит воду. Кульки из салфетки и бумаги – не подходят, быстро мокнут, пропускают воду.

Утолил жажду Зайка, сказал спасибо и убежал в лес.

Отправились друзья дальше в путь. Шли, шли, и вдруг слышат…что это? Что вы слышите?

Видят, сидит на полянке девочка и громко плачет.

Оказалось, что брызги воды попали на ее крылышки, и она не может улететь домой…

Воспитатель: Подскажите ребята: «Как можно помочь девочке? (протереть крылышки).

Опыт № 3: Предложить ребятам вытереть капли воды бумагой, картоном и салфеткой.

Вывод: Салфетка – мягкая, легко мнется и лучше вытирает и впитывает. Картон – грубый, тяжело мнется, плохо впитывает жидкость. Бумага – менее грубая, но тоже плохо собирает жидкость с поверхности.

Помогла Салфеточка девочке обсушить ее крылышки. Поблагодарила ее девочка, и полетела домой!

Ходили, ходили бумажные друзья по лесам да полянкам, но так и не выяснили: «Кто из них самый нужный и важный».

Ведущая: И так, кто же. в конце концов оказался важнее и нужнее?

Конечно, они все нужны, важны и без них нам не обойтись. Правы были все, но каждый по-своему.

Вот таким образом мы можем в легкой, игровой форме познакомить или закрепить знания детей о некоторых свойствах бумаги.

Дети очень любознательны и всегда задают много вопросов. Почему? Отчего? А как? Что будет если? Представляю вам еще одну сказочку.

Жил был пес Барбоска. У него был друг – кот Васька. Оба они жили у дедушки. Дедушка ходил на работу, Барбоска сторожил дом, а кот Васька мышей ловил.

Однажды дедушка ушел на работу, кот Васька убежал куда-то гулять, а Барбоска остался дома. От нечего делать он залез на подоконник и стал смотреть в окно. По небу плыли красивые облака.

- Интересно, а воздух есть везде или нет и как это понять- вдруг задумался Барбоска.

Опыт№1 «Где спрятался воздух?»

Оборудование: целлофановые пакеты, зубочистки.

- Скажите, вы видите воздух вокруг нас? (нет)

- Давайте попробуем поймать воздух. Возьмите со стола пакеты, раскройте их, а теперь осторожно закрывая края начинайте скручивать его. Что произошло с пакетами? (они надулись) Попробуйте сдавить пакет. Почему не получается? (внутри находится воздух)

Вывод: Мешочек только кажется пустым, на самом деле – в нем воздух. Воздух не имеет формы, он приобретает форму того предмета в который попадает.

Опыт№2 «Видим ли воздух?»

Давайте проверим, действительно ли внутри находится воздух? Возьмите зубочистку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете? (шипение) Так выходит воздух. Мы его не видим. Но чувствуем. Какой сейчас можно сделать

вывод: Воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать.

В это время мимо окна на котором сидел Барбоска пробегал его приятель Бобик.

- Эй, Бобик, привет. Ты куда бежишь?

- Привет. На речку. сегодня очень жарко и я хочу искупаться. Пошли вместе.

- Пошли - сказал Барбоска и друзья отправились на речку. Они купались, загорали и вдруг заметили, что на поверхности воды то появляются, то исчезают маленькие рыбки.

- Интересно, а как они всплывают?- спросил Бобик

Опыт №3 «Танцующие рыбки»

Материал: минеральная вода, пластилин

Налейте в емкость воду, от пластилина отломите небольшой кусочек и скатайте его в горошину. Опустите горошину в воду. Что произошло? Горошина сначала опустилась на дно, потому что тяжелее воды. Но на нее тут- же начинают садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что наша горошина всплывет. На поверхности пузырьки лопнут, и она вновь опустится на дно. Так будет продолжаться пока газ не «выдохнется».

Вывод: В воде есть пузырьки воздуха, они поднимаются наверх и выталкивают кусочки пластилина, потом пузырьки воздуха выходят из воды, а тяжелый пластилин снова опускается на дно.

Понаблюдав за рыбками, друзья стали пускать по воде камешки.

- А почему даже самый малюсенький камень очень быстро тонет - спросил неожиданно Барбоска.

- Не знаю, надо подумать- ответил Бобик.

Опыт №4 «Что тяжелее?»

Материал: камень, песок, вода

В емкость с водой одновременно опускаем камень и песок, и наблюдаем за оседанием природных объектов на дно.

Вывод: камни осели на дно раньше – они тяжелее, песок осел позже – он легче.

Пока друзья отдыхали на речке, наступил вечер. Надо было возвращаться домой. И тут Барбоска вспомнил, что сегодня к ним с дедушкой приезжает в гости внучка Настенька, а она очень любит цветы кувшинки.

- Надо нарвать цветов - предложил Бобик.

- Ты что, ведь они растут на другом берегу, и мы не доплывем, а свои спасательные жилеты мы оставили дома.

Как вы думаете, что из того что лежит у вас на столе сможет выручить собак?

Опыт №5 «Спасательный жилет»

Нам потребуется ёмкость с водой и 2 мандарина. Неочищенный мандарин кладём в ёмкость с водой. Он будет плавать. Попробуем его утопить - не получается. Очищаем второй мандарин и тоже кладём его в воду. Очищенный мандарин сразу пошел ко дну. Почему так произошло? Всё дело в том, что в кожуре цитрусовых много пузырьков воздуха. Они выталкивают фрукт из воды. А без кожуры у цитрусовых нет пузырьков, поэтому очищенный мандарин тонет.

Вывод: мандарины можно использовать, как спасательный жилет

Осмотревшись по сторонам, увидели лодочку, с помощью которой благополучно доплыли до цветов и вернулись на берег. Придя домой, Барбоска опустил кувшинки в таз с водой и счастливый заснул в ожидании дедушки и Настеньки.

Уважаемые, педагоги, надеюсь, что вы узнали, что- то новое для себя.

Экспериментируйте и придумывайте интересные задания для детей, побуждая их к творческому поиску, ведь детское экспериментирование располагает большими возможностями для формирования доказательной речи у дошкольников.

Спасибо за участие в мастер – классе! Творческих успехов!

Публикации по теме:

Развитие познавательного интереса к многообразию окружающего мира через речевое общение на «языке соседа»Развитие познавательного интереса к многообразию окружающего мира через речевое общение на «языке соседа» «Учите ребенка каким – ни будь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Консультация для педагогов «Развитие музыкальных способностей детей через театрализованную деятельность» РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Для осуществления данной цели делаем следующие.

Консультация для педагогов «Речевое развитие старших дошкольников посредством словесных игр. Игры по развитию речи»Консультация для педагогов «Речевое развитие старших дошкольников посредством словесных игр. Игры по развитию речи» 1. слайд: Одним из главных показателей готовности ребенка к школе является уровень его умственного и речевого развития. Понимание словесных.

Мастер-класс для педагогов «Речевое развитие дошкольников через словесные игры»Мастер-класс для педагогов «Речевое развитие дошкольников через словесные игры» Одним из главных показателей готовности ребенка к школе является уровень его умственного и речевого развития. Понимание словесных указаний.

Мини-проект «Знакомство со сказкой «Снегурочка» через творческую и исследовательскую деятельность»Мини-проект «Знакомство со сказкой «Снегурочка» через творческую и исследовательскую деятельность» Выполнила воспитатель Волкова Ольга Юрьевна. Цель:Познакомить детей с волшебным миром сказки через творческую и исследовательскую деятельность.

Обобщение опыта «Развитие познавательно-исследовательской активности у детей раннего возраста через экспериментирование» Обобщение опыта: Развитие познавательно-исследовательской активности у детей раннего возраста через экспериментирование. Бычкова Е. В. ,.

Познавательно-исследовательская деятельность в средней группе через организацию детского экспериментированияПознавательно-исследовательская деятельность в средней группе через организацию детского экспериментирования Дети по своей природе исследователи. Новые впечатления, любознательность, постоянное стремление поэкспериментировать, самостоятельно искать.

Развитие интеллектуально-творческих способностей воспитанников через познавательно-математическую среду .

Сенсорное и речевое развитие детей раннего возраста через использование дидактического пособия «Сказочки на фартучке»Сенсорное и речевое развитие детей раннего возраста через использование дидактического пособия «Сказочки на фартучке» Я работаю воспитателем в группе раннего возраста 5 лет. В своей работе использую современные педагогические технологии, создаю авторские.

Выход из проблемной ситуации через игровые моменты и исследовательскую деятельностьВыход из проблемной ситуации через игровые моменты и исследовательскую деятельность Выход из проблемной ситуации через игровые моменты и исследовательскую деятельность. План НОД для детей старшего дошкольного возраста. Проблемная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Речевое развитие дошкольников через познавательно-исследовательскую деятельность»
Опубликовано: 13 февраля 2022 в 17:20
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД