Получи документы

Мастер-класс для педагогов «Русские народные игры как средство приобщения детей к народной культуре»

Рудакова Наталия
Мастер-класс для педагогов «Русские народные игры как средство приобщения детей к народной культуре»

Цель: передача и распространение педагогического опыта по ознакомлению с русскими народными играми для детей дошкольного возраста и их значением.

Задачи:

- рассказать коллегам об истории, значении, функциях русских народных игр;

- познакомить с классификацией народных игр;

- дать рекомендации по использованию народных игр в детском саду.

Публикация «Мастер-класс для педагогов „Русские народные игры как средство приобщения детей к народной культуре“» размещена в разделах

Ход мастер-класса.

Добрый вечер, уважаемые коллеги. Сегодня мастер – класс будет посвящен русским народным играм и их значению в приобщении детей дошкольного возраста к национальной культуре и традициям русского народа. Народные игры – это кладезь народной мудрости, опыта и позитива. СЛАЙД 2. Эти игры пришли к нам с давних времен и передаются из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Они сохранились до наших дней со времен глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.

Дети раннего возраста воспитывались в семьях на прибаутках, потешках, играх-забавах, связанных с первоначальными движениями самого малыша. В жизни более старших детей бытовали народные игры с разнообразным двигательным содержанием, включающие заманчивые для ребят зачины, певалки, считалки. В них отражается образ жизни народа, его быт, труд, обычаи, культура, язык.

Передавая национальные особенности через народные игры, мы воспитываем у детей чувство патриотизма, формируем уважительное отношение к культуре родной страны, любви и преданности Родине. Для всех народных игр характерна любовь русского человека к веселью, удальству. Для детей игра - это ведущий вид деятельности. Именно в игре ребенок познает мир, учится общаться, приобретает новые знания. Для взрослых - это забава, развлечение, а еще и средство воспитания подрастающего поколения, передачи им необходимого жизненного опыта.

Народные игры позволяют решать следующие задачи:СЛАЙД 3

• развитие умений выполнять игровые образы (в играх драматизациях, обрядовых и сюжетных играх: «Краски», «Гуси, гуси»);

• развитие творческой индивидуальности; (это игры, которые помогают развивать творческую активность: «Море волнуется раз», «Где мы были, мы не скажем…», «Ровным кругом», «Волшебник», «Что делаешь?», «Фигуры»)

• развитие музыкального и эстетического вкуса (хороводные игры включают в себя «певалки», мелодичные песни);

• развитие всех психических процессов (памяти, внимания, воображения, мышления)

• формирование понимания красоты речи (игры с художественным словом: «Тень, тень, потетень».)

• формирование духовной сферы, патриотических чувств (дети, узнав информацию о русской природе, праздниках, обычаях, труде из игр, рисуют образ в своей голове и у них возникает чувство люби к своему краю, природе, родным людям. Нужно использовать игры родного края).

• развитие эмоциональной сферы (каждая игра несет в себе радость, задор, позитив, в них есть забавные шутки, прибаутки, песни, которые поднимают настроение, веселят играющих. Радость общения друг с другом).

• формирование физических качеств, здоровья;

(все игры в своем содержании имеют основные виды движения: игры с бегом, прыжками, метанием, игры на равновесие и др. В ходе игр все эти навыки и умения совершенствуются, развиваются физические качества: сила, быстрота, ловкость, гибкость, координация)

• формирование коммуникативных качеств;

(народные игры, в основном, это игры коллективные, где надо уметь слушать, подчинятся правилам, уважать мнение других.)

приобщение к народной культуре, традициям.

Принципы народной игры :СЛАЙД4

Добровольность

Спонтанность

Договоренность

Отражает особенности развития общества в конкретный исторический момент.

Мир народных игр разнообразен. В основном это коллективные игры. Они просты и лаконичны в исполнении. Они могут быть подвижными и малоподвижными, с ведущим и без, с предметами и без предметов, с бегом, прыжками, метанием и др. основными движениями, простыми, переходящими и командными.

При организации и выборе игр учитываются следующие факторы:СЛАЙД5

возраст играющих детей;

место проведения игр;

количество участников игры;

инвентарь для игр; знание правил игры;

выбор водящего.

Классификация народных игр :СЛАЙД6

Пальчиковые. Движения пальцев ребенка соединяются с короткими

ритмическими стихами. Обычно в такие игры играли взрослые с маленькими детьми.

Игры-забавы. В этих играх необходимо проявить смекалку и

находчивость, быстроту и хорошую координацию.

Игры-ловишки – игры, в которых воспитываются такие психофизические

качества как, ловкость, быстрота, координация движений, равновесие,

умение ориентироваться в пространстве.

Хороводные игры - Это целый ряд детских игр, который основан на

соединении песни с движением. В подобных играх действие осуществляется

в ритме, словах и текстах, здесь ребенок драматизирует то, о чем поется в

песне. Песня тесно связана с народной игрой.

Игры, отражающие отношение человека к природе. Русский народ

всегда трепетно относился к природе, берег ее, прославлял. Такие игры

воспитывают доброе отношение к окружающему миру.

Бытовые. Игры, отражающие повседневные занятия наших предков -

«Быт русского народа».

Состязательные игры. Игры, отражающие стремление детей стать

сильнее, победить всех. Как тут не вспомнить о легендарных русских

богатырях, которые не уступали ранее в популярности современным

киногероям. Состязание может быть простым, например, в беге, прыжках, в

ловкости, и усложненным, то есть с применением какого-либо инвентаря:

веревок, мячей, шаров, палок, камешков

Сезонно-обрядовые Игры проводятся в определенное время года.

Соответствуют русским народным праздникам.

Работая над данной темой, были сделаны картотеки игр по разным темам.

На следующих слайдах представлены некоторые считалки и зазывалки и примеры игр СЛАЙД 7-11.

Сейчас я представлю вам несколько русских народных игр, в которые мы играем с детьми в детском саду.

Игра «ЯША»СЛАЙД12,13

Вначале с помощью считалочки выбирается водящий — «Яша». Ему завязывают глаза и сажают в центр круга. Остальные участники становятся вокруг него и водят хоровод, напевая:

Сиди, сиди, Яша,

Ты забава наша.

Ты грызешь орешки

Для своей потешки!

В это время «Яша» изображает, что грызет орехи. Когда песенка заканчивается, хоровод останавливается, дети хлопают в ладоши, и «Яша» встает. Его раскручивают и поют:

Свои руки положи,

Имя правильно скажи.

После этого «Яша» должен с закрытыми глазами подойти к какому-нибудь игроку и на ощупь определить его. Играющим запрещено давать подсказки «Яше». Если угадать игрока удалось, то они с «Яшей» меняются местами, а если нет, то игра продолжается с тем же «Яшей».

Подвижная игра «Совушка»СЛАЙД 14,15

Выбирают водящего - "совушку", остальные дети изображают птичек.

Птички свободно бегают по площадке, размахивая руками, как крыльями.

"Совушка" сидит в дупле (обозначенное на площадке место).

Когда вожатый произнесет слово "Ночь", совушка вылетает из дупла и бегает по площадке, зорко следя за птичками.

Птички по сигналу "Ночь" должны остановится на месте и не двигаться.

Кто пошевелится, того "совушка" уводит в свой дом, и сама снова выбегает на площадку.

Когда вожатый скажет "День", "совушка" прячется в дупло, а птички, кроме уведенных совушкой, начинают летать.

Игра прерывается, когда совушка уведет к себе 3-х птичек.

Тогда выбирают новую совушку и игра возобновляется.

Игра «Заморожу»СЛАЙД16

Дети образуют круг и вытягивают вперед ручки в варежках. Воспитатель идет по кругу и пытается дотянуться до детских ручек со словами «Ух, заморожу-заморожу». Дети же должны успеть спрятать руки за спину, что обычно приводит их в восторг. Если же взрослый дотронулся до кого-то - значит, его «заморозили».

Игра часто проводится на утренниках, хотя изначально являлась уличной забавой.

Сегодня я предлагаю вам поиграть в игру «Яша».

Слайд 17 итог.

Публикации по теме:

Картотека «Русские народные игры» для детей дошкольного возрастаКартотека «Русские народные игры» для детей дошкольного возраста Картотека «Русские народные игры» для детей дошкольного возраста. Русские народные подвижные игры не должны быть забыты. Они дадут положительные.

Консультация для родителей и педагогов «Русские народные колядки — колядуют все»Консультация для родителей и педагогов «Русские народные колядки — колядуют все» Колядки— это обрядовые песни, часть так называемого календарного цикла — наиболее древней и устойчивой части русского фольклора. (На каждый.

Мастер-класс для педагогов «Кубанские народные игры как средство реализации регионального компонента в ДОО»Мастер-класс для педагогов «Кубанские народные игры как средство реализации регионального компонента в ДОО» Ход мероприятия: В зале звучат кубанские песни. Оформлена выставка нетрадиционного оборудования к кубанским играм. В шахматном порядке расставлены.

Русские народные игры для детей 4–7 летРусские народные игры для детей 4–7 лет РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ С ДЕТЬМИ (4-7 лет) Елена Анатольевна Анохина Русский народ многие процессы своей жизнедеятельности отражал через игру.

Народные игры как средство приобщения дошкольников к национальной культуре и традициям различных народов Вятского краяНародные игры как средство приобщения дошкольников к национальной культуре и традициям различных народов Вятского края Игры: Русская народная игра. Солнцеворот' В цетре круга водящий('солнце, / с обручем,на котором привязаны цветные ленты. Гори,гори ярче,.

План саморазвития «Былинный эпос как средство приобщения детей к культуре своего народа». Подготовительная группаПлан саморазвития «Былинный эпос как средство приобщения детей к культуре своего народа». Подготовительная группа Зуева Людмила Анатольевна, воспитатель МБДОУ № 41 Нижегородская область, г. о. г. Шахунья. Проблема нравственно-патриотического воспитания.

Русские народные игры с мячом для детей старшего возраста Игра с мячом - самая простая и популярная игра. В такие игры любят играть и дети, и взрослые. Предлагаю несколько народных игр с мячом на.

Сценарий проведения физкультурного досуга для детей старшей группы «Русские народные подвижные игры»Сценарий проведения физкультурного досуга для детей старшей группы «Русские народные подвижные игры» Здравствуйте уважаемые коллеги и гости моей страницы!У нас в Учреждении прошла "Неделя народных игр". И сегодня я покажу вам сценарий спортивного.

Воспитание духовно-нравственной личности старших дошкольников посредством приобщения к народной культуре. Часть IВоспитание духовно-нравственной личности старших дошкольников посредством приобщения к народной культуре. Часть I На современном этапе развития общества проблема духовного возрождения России встает особенно остро. Формирование правового государства,.

Воспитание основ патриотизма детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к народной культуре (из опыта работы)Воспитание основ патриотизма детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к народной культуре (из опыта работы) В рамках культурологической парадигмы современного дошкольного образования, обусловленного "культурным поворотом" - диалогом общества и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Русские народные игры как средство приобщения детей к народной культуре»
Опубликовано: 14 ноября 2022 в 20:46
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД