Лариса Соловьёва
Мастер-класс для педагогов «Эффективность использования ИКТ для восприятия музыки»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для педагогов
Видео: https://www.youtube.com/embed/3d5RGQZUb7IМастер-класс для педагогов «Эффективность использования ИКТ для восприятия музыки»
Подготовила- музыкальный руководитель Л. А. Соловьева
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Эффективность использования ИКТ для восприятия музыки“» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа музыкального руководителя
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Цель: Направить интерес педагогов к использованию информационно-коммуникационных технологий в музыкально-художественной деятельности с детьми дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные – показать практическую значимость информационно-коммуникационных технологий для организации работы с детьми дошкольного возраста; показать преимущества использования ИКТ в развитии музыкальных способностей дошкольников (улучшается запоминание пройденного материала, усиливается познавательный интерес воспитанников, развивается интерес ребенка к самостоятельному выполнению заданий, развивается речь).
Развивающие – развивать творческий потенциал педагогов, способствовать формированию умения использовать ИКТ в работе с детьми.
Воспитательные – прививать педагогам интерес к ИКТ как к источнику учебной и музыкальной информации.
Оборудование: экран, проектор, ноутбук, готовые продукты (музыкальные ролики в формате мр4)
Уважаемые коллеги! Мы живём с вами в 21 веке, веке компьютерных технологий и всё чаще сталкиваемся с необходимостью их использования как в личной жизни, так и в профессиональной деятельности.
Педагогу необходимо учитывать возрастные особенности детей и помнить, что ведущей формой деятельности дошкольников является игра. Поэтому занятия должны быть яркими, эмоциональными, проходить с привлечением большого иллюстративного материала, звуковых и видеозаписей. Всё это может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными возможностями. Применение ИКТ позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.
Как уже было сказано выше, информационно-коммуникативные технологии помогают решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.
Задачи музыкального воспитания осуществляются посредством нескольких видов музыкальной деятельности : слушания музыки, пения, музыкально-ритмических движений, музыкально-дидактических игр, игры на детских музыкальных инструментах.
Есть ли смысл включать средства новых информационных технологий во все виды музыкальной деятельности?
Сегодня поговорим о таком виде музыкальной деятельности, как СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ.
Есть темы, при подаче которых ИКТ незаменимы. Как познакомить детей с симфоническим оркестром или оркестром народных инструментов? Как научить различать тембры инструментов?
Интересно, ярко и понятно можно познакомить дошкольников с разными видами искусства, такими, как театр, балет, опера, продемонстрировав не только фотоматериал, но и видеоролики.
Но использовать демонстрационный зрительный ряд для выполнения функции эмоционального фона при слушании музыки категорически нельзя!
Радость от того, что продукты ИКТ делают материал доступным для восприятия не только через слуховые, но и через зрительные анализаторы, затмевает для педагогов осознание того, что именно на музыкальном занятии, развивая восприятие, ни в коем случае нельзя подключать зрительные анализаторы. Только и только слуховые!
В старших группах ДОУ даже литературные произведения читаются детям до показа иллюстрации (чтобы развить творческое воображение, чтобы уйти от шаблона восприятия). Поэтому музыкальное произведение на музыкальном занятии нужно сначала слушать, чтобы развивалось слуховое восприятие ребёнка, а не подавлялось с помощью мощнейшего средства воздействия- ИКТ.
И когда педагоги радуются : «Дети узнают музыку по картинке!», то хочется им ответить: «Дети узнают не музыку, а картинку и, как следствие, «называют» музыку».. Поэтому тому, кто «окунётся» в работу с ИКТ, нужно будет руководствоваться изречением древних: «Не навреди».
А вот после того, как дети познакомятся с музыкальным произведением на занятии, будут узнавать его, рассказывать о характере музыкального произведения, сравнивать его с другими знакомыми произведениями ркеомендуется показ музыкальных роликов в совместной деятельности воспитателя и детей. Это активизирует познавательную деятельность, реализует творческий потенциала ребёнка, воспитывает интерес к музыкальной культуре и формирует духовный мир ребёнка.
Всем известно, что наглядность материала повышает его усвоение детьми, т. к. задействованы все каналы восприятия ребёнка - зрительный, механический, слуховой и эмоциональный.
Мой интерактивный материал больше для воспитателей младших групп ДОУ. На интернет «просторах можно без труда найти музыкальный ролик к любому музыкальному произведению, но практически нет ничего для слушания простеньких песенок пьес.
Таких,например, как «Кошка» (А Александрова, Н. Френкель, «Серенькая кошечка» (В. Витлин, Н. Найдёнов, пьесы «Птички», «Зайчики» (Т. Ломова, «Киса» (Е. Железнова, «Воробышки и автомобиль» и т. д. Такая наглядность играет важную роль в развитии музыкальности, мышления и, что очень важно, речи детей. Малыши с удовольствием вспоминают знакомую песенку, начинают повторять слова, а затем и с удовольствием подпевать. Некоторые ролики я создавала как музыкально- дидактческие игры. Всем известно, что наглядность материала повышает его усвоение детьми, т. к. задействованы все каналы восприятия ребёнка - зрительный, механический, слуховой и эмоциональный. Например, «Воробушки и автомобиль». Дети после прослушивания знакомой мелодии сначала должны узнать мелодию, а потом на экране появится изображение.
Ни для кого не секрет, что хорошо усваивается тот материал, который интересен ребёнку. Малыши очень легко запоминают слова песен, узнают знакомые мелодии.
Использование ИКТ позволяет обогатить процесс эмоционально-образного познания, вызывают желание неоднократно слушать музыкальное произведение, помогает надолго запомнить предложенное для слушания музыкальное произведение.